Нефтегаз vs АвтоВАЗ. Гонки болидов «Formula Tyumen 2015»

В Тюмени состоятся региональные научно-технические соревнования «Formula Tyumen 2015» с заездами гоночных болидов, авто-мотовыставкой, соревнованиями картов и дрифт-шоу от профессиональных пилотов «RDS-Урал». В соревнованиях примут участие две команды Екатеринбурга: УрФУ и УрГУПС, а также Челябинска, Белгорода, Уфы, Тольятти, Самары, Перми, Тюмени и Красноярска — около 250 студентов.

Почти настоящая Формула-1

«Formula Tyumen 2015» — это этап международных студенческих инженерных соревнований «Formula SAE», организованные Сообществом Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers) и более известные в Европе под названием «Formula Student». В общем рейтинге «Formula Student» тюменская команда сейчас занимает 245 место.

В «Formula Student» с каждым годом все больше участников

Принцип соревнований заключается в том, что студенты университета создают команду-конструкторское бюро для разработки и воплощения в металле за год прототипа гоночного болида для рынка непрофессиональных гоночных автомобилей. Важно, чтобы построенный автомобиль прошел испытания на соревнованиях в различных дисциплинах. Команда студентов-разработчиков должна защитить перед экспертами конструкторский проект, экономическое обоснование производства и бизнес-план для мелкосерийного выпуска модели.

У тюменских студентов уже есть опыт

Где взять средства на гоночный аппарат?

В России над созданием авто типа «Формула-1» трудится около десятка студенческих команд, из них свой гоночный автомобиль построили только три-четыре, остальные представят только проработанные концепции, бизнес-презентацию и защиту экономических расчетов. «Если болид правильно сконструирован и правильно подобраны материалы — это на 80 процентов залог успеха, — утверждает руководитель команды «Formula Neftegaz» Альберт МАЛЬШАКОВ. — Важно понять, насколько правильно мыслят разработчики автомобиля, насколько проект технически верен и реализуем». Команда из Тольятти — протеже «АвтоВАЗа» привезет в Тюмень два болида, а конструкторское бюро «Formula Neftegaz» представит четыре болида, один из которых будет экспонироваться на авто-мотовыставке, и в нем сможет посидеть каждый желающий.

Команда «АвтоВАЗа» — сильные соперники

Альберт рассказал, что бизнес-презентация и защита экономической части проекта — очень важный этап соревнований, и «глава маркетинга — итальянская компания «Dallara» — приезжает посмотреть, каким образом ребята привлекают средства для постройки гоночного болида в своем регионе».

Альберт Мальшаков: правильное конструирование — 80 процентов успеха

В целом проект «Formula Student» в России пока развивается медленно: сейчас многим не до игр в любительскую «Формулу-1». Кстати, столичные власти отказались от проведения в этом году этапа соревнований, пояснив: «в связи с нестабильной финансовой ситуацией в стране бюджет Москвы был сокращен, что привело к отмене соревнований», но надеется, что в следующем году деньги найдутся. А, если сравнивать с зарубежными командами, то, например, в Китае на 973 вузов приходится 110 команд.

Прошлогодний этап «Formula Tyumen»

Два дня «Formula Tyumen 2015»

Битва инженерных решений развернется на площадке перед ГАУ ДОД ТО «ЦОП»Тюмень-Дзюдо» по ул. В.Гнаровской, 1. Соревнования пройдут в течение двух дней, ожидается 2,5 тысячи зрителей. В первый день июля представители итальянской компании «Dallara» оценят бизнес-планы участников, дизайн-репорт, доклад о команде и научный доклад. Зрелищная часть соревнований займет второй день: торжественная церемония открытия и построение, авто-мотовыставка, картинг (показательные выступления и прокат) и дрифт-шоу RDS. Гости состязаний увидят самый зрелищный вид дрифта родом из Японии под названием «джимкана» — эффектное прохождение элементов в заносе. Это незабываемое дрифт-шоу представят профессиональные пилоты Russian Drift Series.

Евгений Красильников показывает схему трассы

Руководитель «RDS-Урал» Евгений КРАСИЛЬНИКОВ рассказал, что в этом году трасса организована с учетом недостатков прошлого года и «заточена» под то, чтобы стать ареной для зрелищного автошоу. Динамические испытания конкурсных болидов включают в себя тесты на торможение, на разгон (75 м), на маневренность («восьмерка»), на шум, на переворот (чтобы не вытекали жидкости). Зрители увидят и настоящие гонки: тест на выживание — это скоростные заезды по спецтрассе  2 км по очереди на время.

RDS на Formula Tyumen 2014

Самое пристальное внимание уделяется техническому контролю безопасности проектов. «Например, в Индии очень много команд, — рассказывает Альберт, — есть с очень сильной подготовкой, а у некоторых автомобиль склеен в буквальном смысле скотчем. На итальянский этап «Formula Student» заявилось около 300 команд, половина из них не уложилась в 22 дня на исправление технических недостатков и не была допущена к заездам. И все равно во время испытаний у одного болида заклинило двигатель, а другой загорелся прямо на трассе. Раньше была ситуация, когда автомобиль разбился и студент-пилот погиб — поэтому проекты проходят очень строгую экспертизу прежде всего с точки зрения безопасности».

Не повезло

Патриоты Поднебесной

В этом году команда «Formula Neftegaz» посетит Китай. «Как стало ясно уже на этапе оплаты оргвзносов, английский нам не особенно пригодится, — отмечает Альберт. — Ребята из Поднебесной очень патриотично относятся к родному языку и будут говорить только по-китайски».

По словам Альберта, самое сложное — это транспортировка болида и восемь суток пути в микроавтобусе, где спинка откидывается только у водительского кресла. «У кого-то сдают нервы на вторые сутки, у кого-то на пятые, — говорит Альберт. — И в таком закрытом и некомфортном пространстве едут 16 человек. Кстати, девушки более стойкие: они не жалуются даже когда парни уже лезут на стены. Эта поездка — серьезное испытание, и нужны люди, которые не позвонят с китайской границы с просьбой срочно вернуть их домой». Да, испытания бытом, порой, самые тяжкие. Знатоки посоветовали студентам взять с собой запас привычной еды, потому китайская пища весьма экстравагантна, и россияне тоскуют по колбасе, пельменям и хлебу.

У китайских команд есть чему учиться

Желание побывать в Китае ребята объясняют тем, что в этой стране лучшая промышленность, она является уверенным лидером в мировой экономике, и китайский этап «Formula Student» активно развивается. По словам Альберта, в этому году китайские команды не посетили Россию по политическим причинам, но, возможно, получится привезти их в следующем году. «У них интересные проекты и организация команды, — говорят участники «Formula Neftegaz». — Сотрудничество с европейскими командами пока ни к чему не привело, хотелось бы попробовать с Китаем».

Гоночный болид складывается из нюансов

Антон Назаров рассказал о болиде для «Formula Tyumen 2015»

По словам главного инженера проекта Антона НАЗАРОВА, к этому сезону команда «Formula Neftegaz» подготовила принципиально новый болид, в котором реализован ряд новых разработок. «С точки зрения главного инженера хочу отметить, что больше всего мы продвинулись в плане проектирования, — говорит Антон. — Только к этому времени мы смогли полностью сделать сборку автомобиля на компьютере».

Сварка рамы болида

Хороший проект — дело нелегкое, но и с реализацией возникли трудности. Тюменские заводы, выпускающие серийную продукцию, не хотят связываться со штучными заказами, да еще и по американским и европейским стандартам. Эти стандарты не совпадают с нашими ГОСТами, поэтому работают по методу «ответных деталей». «Чтобы что-то изготовить, нужно попасть на завод, который является режимным объектом, поэтому прибегали к хитростям, — делится секретами Альберт Мальшаков. — Например, приходилось прикидываться влиятельными персонами, знакомились с нужными людьми в соцсетях и подкарауливали их на парковке с просьбой помочь студентам изготовить запчасти».

Уже угадываются очертания корпуса

Антон рассказал, что недавно опробованы новые технологии обработки металлов, результаты которых будут представлены в научном докладе на симпозиуме. При помощи электроэрозионной резки обработаны две очень ответственные детали — зубчатые шкивы с зеркальной поверхностью и точностью обработки до 0,1 мм. Разумеется, скоростной аппарат немыслим без карбона, а пластиковые детали напечатаны на 3D-принтере, изготовление самой крупной из них заняло 22 часа.

В изготовлении деталей применяются новые методы металлообработки

«Наш проект почему-то считается конкурентом «АвтоВАЗа», — добавляет руководитель проекта. — Мы ни в коем случае не боремся с отечественными автопроизводителями. «Formula Neftegaz» — это конструкторское бюро, которое пытается дать студентам не только теорию, но и практику, научить их мыслить именно с точки зрения техники. Казалось бы, что сложного сварить раму или сделать подвеску? Но возникает куча нюансов, которые нужно учитывать. Из таких нюансов и складывается гоночный болид.

Болид «Formula Neftegaz» на Международном фестивале коворкинга в Тюмени

Лена ДАНМЕР

0