В составе международной научной экспедиции Kon-Tiki II, посвященной 100-летию легендарного норвежского путешественника Тура Хейрдала, в качестве судового врача едет наш земляк. Главный врач NEO-Clinic,Сергей Гольцов – кандидат медицинских наук, дерматовенеролог, ученый в области исследования стволовых клеток и заядлый путешественник. Сергей Викторович обладает опытом сопровождений международных экспедиций в первозданные уголки нашей планеты, является шкипером, дайвером и фотографом-натуралистом.
«Мысль поехать с Kon-Tiki II казалось мечтой, пока не было получено подтверждение от Хиграффа о включении в состав экспедиции, – вспоминает Сергей Викторович. – У бога дней много – а у нас с вами их мало, поэтому их надо наполнять смыслом. Если нам удастся вернуться с острова Пасхи в Южную Америку, будет окончательно поставлена точка в вопросе кто заселял острова Тихого океана».
Рассказывая о целях этого уникального путешествия, Сергей ГОЛЬЦОВ напомнил о масштабности задачи. Тихий океан – самый крупный объект на планете, его площадь 180 миллионов квадратных километров, он составляет более 60 процентов от Мирового океана. Множество его островов разделены десятками тысяч миль, но они все равно давным-давно заселены – и это очень удивительно. Во времена заселения не было навигации, морских приборов и средств связи. Ученых и путешественников давно интересует вопрос, как люди без помощи науки и техники преодолевали этот огромный и полный опасности водный барьер. Долгое время считалось, что это были полинезийцы или австралийцы, а норвежцы утверждают, что это перуанцы – такой точки зрения придерживается и великий путешественник Тур Хейердал. В 1947 году Тур Хейердал вместе с пятью друзьями на плоту из бальсовых бревен пересек Тихий океан за 101 день от Перу до островов французской Полинезии. Сам Тур не умел плавать, а его друзья впервые были в море, что для норвежцев просто нонсенс. Это были авантюристы и романтики, решившие доказать всему миру, что у мира и человеческого сознания нет границ. Экспедиция «Кон-Тики» продемонстрировала, что примитивный плот с парусом и системой килей действительно мог безопасно пересечь Тихий океан в западном направлении, используя течение Гумбольта и попутный ветер. Видеохроника путешествия Тура получила «Оскар» как лучший документальный фильм – средств этой премии хватило на снаряжение следующих экспедиций.
Норвежский журналист Торгейр Хиграфф, впечатленный подвигом Хейердала, стал готовить собственное путешествие. В 2003 году он поселился среди перуанских инков, и по их древним записям построил плот, названный в честь полинезийского бога морей Тангароа. Сооружение из бальсовых бревен, оснащенное сложной системой килей и парусом площадью 100 квадратных метров было столь маневренным, что пришвартоваться в порту для него не представляло проблем. За четыре года была снаряжена экспедиция которая, впрочем, стремилась не просто повторить переход Тура Хейердала: организаторы ставили своей целью популяризацию науки, оценку загрязненности океана и изучение возможностей плота. В итоге команда Хиграффа повторила маршрут Хейердала быстрей, чем первопроходец на 31 день. Это связано с тем, что плот Тангароа был более маневренным и управляемым.
Путешествие Тангароа вдохновило Торгейра Хиграффа в честь столетия Хейердала снарядить экспедицию Kon-Tiki II и показать транспортные схемы перуанских инков в Тихом океане, перейдя не только из Перу до Полинезии, но и обратно при помощи системы килей (гуаров) и западного ветра. В составе экипажа есть плотник, который на ходу будет дорабатывать гуары с учетом реальных условий .На одном из плотов Kon-Tiki II будет поставлен именно этот парус с Тангароа, который уже совершил переход. Парус, намокший от дождя и волн, не могут поднять семь человек.
Загрязненность океана – это не только нефтяные разливы. Это обнаружение гормонов, антибиотиков, микрокристаллов пластика в организмах морских обитателей. Тихий океан содержит более 70 процентов мировой фауны, и сейчас она страдает: животные мутируют, перестают размножаться, многие погибают из-за условий. Пластик на берегу – пластик в самих животных. В центре океана образовался целый континент из мусора, и корабли обходят эту «новую землю» стороной, потому что ее плотность приближается к плотности айсберга. Еще одной важной задачей является популяризация науки среди молодежи.
«Когда я увидел конкурс на российского врача, сразу вспомнился рассказ о беседе Тура Хейердала с главой СССР Никитой Хрущевым в 1964 году, – говорит Сергей Гольцов. – Генсек спросил у норвежского путешественника, взял бы он его в экспедицию? «Взял бы, – ответил Тур. – А что вы умеете делать?». «Борщ варить», – заявил Хрущев. «Тогда берите с собой побольше русской икры», – отшутился Хейердал. Тем не менее, за этой шуткой последовали серьезные переговоры норвежцев с президентом Академии наук Мстиславом Келдышем о подборе врача для экспедиции. Требования к судовому медику были просты: опыт путешествий, владение английским и чувство юмора. Туру порекомендовали Сенкевича, который как раз вернулся из антарктической экспедиции. И в память о дружбе Хейердала с Сенкевичем, Торгейр Хиграфф объявил конкурс на судового врача среди российских медиков».
В Kon-Tiki II плывут два плота грузоподъемностью по 10 тонн, на каждом из них семь человек экипажа. Пока испытываются миниатюрные модели этих плавсредств, на днях начнется строительство полноразмерного плота в полном соответствии с прототипом.
«Допервобытные знания всегда побеждают постнаучные – утверждает знаменитый тюменский врач, – и плот это доказывает. Если, например, скрепляющие канаты заменить стальной проволокой, то бревна будут перепилены, не пройдя и сотни миль от побережья. А мокрые пеньковые канаты отлично держат плот. Любое парусное судно, получив пробоину, с высокой вероятностью затонет. Плот при потере двух третей своего корпуса, остается на плаву с грузом и командой. Несмотря на то, что на плоту нет даже бортиков, он намного безопасней любого парусника. Плот никогда не накроет волна: благодаря высокой плавучести и минимальному водоизмещению он всегда будет на гребне».
Перед экспедицией стоит ряд научно-исследовательских задач: определение формирования климата, скорости течений, влияние воздушных масс на скорость течение, формирование штормов. Осуществление таких исследований подразумевает точные измерения и использование современной аппаратуры. Поэтому плоты будут оснащены самыми современными солнечными батареями экстра-класса и мощным спутниковым ретранслятором, который может передавать даже потоковое видео. В ходе плавания океанографы зафиксируют ряд показателей и сразу же передадут их ученым на земле. За связь отвечает всемирно известный программист, один из директоров компании «Opera Software». Команда насчитывает более 100 человек, 80 из которых находятся на земле. Путь Хейердала повторят знаменитые путешественники, полярные исследователи и ученые, среди которых сын и внук самого Тура Хейердала, девушка, в одиночку покорившая Атлантику, начальник береговой охраны Бергена, плотник в третьем поколении, ведущий «Школы выживания» на канале «Discovery».
За питание и пресную воду путешественники не беспокоятся: даров моря ожидается в избытке. Норвежская кондитерская «Бейкер», 122 года снабжающая экспедиции, разработала для экспедиции Kon-Tiki II специальную мучную смесь, которая замешивается на морской и пресной воде в соотношении 80/20. Дефицита пресной воды не будет: после каждого дождя (а осадки выпадают ежедневно) ее будет достаточно даже для мытья.
На каждом из плотов будет находиться суперпрофессиональный медицинский кейс, доверху заполненный самыми современными препаратами и инструментарием весом более 50 кг. Сергей Викторович для участия в экспедиции прошел курс оказания медицинской, в том числе, реанимационной, помощи в экстремальных условиях. Готовность к решительным действиям Сергея и его московского коллеги Бориса Романова во время подготовительного тренинг-курса в Бергене снискали им славу сrazy кussian doctor.
Первая часть экспедиции Kon-Tiki II из Перу до острова Пасхи стартует 1 ноября 2015 года и продлится ориентировочно 40-45 дней. В качестве судового врача с этой экспедицией едет московский врач-анестезиолог Борис Романов.
Сергей Гольцов едет во второй части экспедиции, которая начнется 1 января 2016 года на острове Пасхи. В конце марта этого же года экспедиция финиширует в Южной Америке. Вторая часть экспедиции намного сложней первой и займет в три раза больше времени, чем первая – никто еще не ходил на плотах под парусом по этому маршруту. Восточно-Австралийское течение сразу снесет мореплавателей «вниз», к «ревущим» сороковым – пятидесятым широтам, а затем их подхватить Южно-тихоокеанское течение. Самый сложный участок пути – переход в Перуанское течение, которое поднимет плоты «наверх» и вернет в нужную точку Южной Америки. Возможно, прихоти океанических течений забросят путешественников к мысу Горн – тогда участники экспедиции будут вынуждены эвакуироваться на самолете.
«Все будет по-честному, никакого сопровождения в виде крейсеров, – рассказывает Сергей, – о нас будут знать перуанские и чилийские морские силы и выходить на связь. В случае сигнала SOS они нас эвакуируют. Расстояния огромные, в несколько тысяч километров, а транспортное плечо самого крутого в мире вертолета не превышает тысячи километров, мы доступны только кораблям. Но героизм в наши задачи не входит – мы нацелены не на преодоление трудностей а на исследования».
После завершения экспедиции Kon-Tiki II глава Торгейр Хиграфф планирует в сентябре-октябре 2016 года совершить тур по российским городам и побывать в Тюмени.
Оксана ИСАЕВА,
фото автора
Венеролог, ясен пень, нужен в таком путешествии, особенно во второй его части. Отдельно порадовало высказывание относительно пополнения запаса пресной воды за счет ежедневных дождей, действительно постнаучные знания отдыхают …
:-) :-) :-)
Экспедицию готовят больше сотни ученых и исследователей – но куда им до диванных путешественников. :)
ога…
Нет вопросов к сотням ученых и исследователей – проблема в местами безграмотном изложении, вызывающем саркастическую улыбку. Я, безусловно, желаю им завсегда пытаться оказаться на гребне волны, иначе ведь никак …
Путешественники подобного типа вообще всегда вызывают у меня искреннее удивление, так как я может чего не понимаю, но диван мне реально ближе, а все эти прелести дикой природы – ладно когда я по работе куда-то еду/плыву, гребу, бреду, карабкаюсь, ползу, это как бы в служебные обязанности входит – но они ведь сами, добровольно и с песней, не понимаю …
Ну и зря.
Может, вы думаете, что их могут ждать серьёзные испытания, какие встречали путешественников ещё всего полвека назад? Типа, пресная вода кончилась, тащить травмированного товарища на себе, различные инфекции…
Не, сегодня даже самые сложные на взгляд обывателя путешествия пройти может не просто любой здоровый человек, но и получит от них только самые положительные эмоции. При условии, конечно же, тщательной подготовки к экспедиции.)))
а я бы поехал. Тем более, если венеролог с нами. гыгыгыгы