«Меня всегда интересовала другая сторона реальности», – говорит Михаил Булатов о своей книге.
Студентом Михаил Булатов осваивал законы литературного творчества под руководством знаменитого Владислава Крапивина на его курсе в Тюменском госуниверситете. После переезда писателя в Екатеринбург в 2012 году взял на себя ответственность продолжить его дело – стал руководителем литературной студии его имени. Молодой автор, перешагнувший порог тридцатилетия, только что закончил работу над своей первой серьезной книгой, дав ей название «Голодная чаща», и в интервью рассказал о ней.
– Михаил, Ваша книга «Голодная чаща» написана в жанре ужасов. Почему Вы избрали этот жанр?
– Я сам люблю ужасы и решил, что для Тюмени это действительно интересный формат. Многие любят себе нервы пощекотать. Я не встречал такого рода литературы, изданной в нашем регионе. Есть много краеведческой, детской литературы. Владислав Петрович Крапивин описывал Тюмень в своих произведениях, но именно для детей. А с какими-то мистическими историями, триллерами, которые будоражат кровь, я еще не сталкивался. По-моему, это интересно.
– Помогла ли литературная подготовка, которую Вы прошли у Крапивина, в Вашем творчестве?
– Да, конечно. Я постоянно читаю пособия по литмастерству. Чтобы лучше ориентироваться, работаю со студентами. Основы, которые заложил Владислав Петрович, и постоянная практика дают о себе знать. Если бы у меня не было этого опыта, мне гораздо сложнее было бы работать с текстом.
– Михаил, посвятите нас немного в тайну сюжета!
– События происходят в пригороде Тюмени. На филологическую практику в деревню отправляются два студента ТюмГУ. Местные жители не спешат принять городских гостей с распростертыми объятиями. Обычная практика превращается в борьбу не на жизнь, а на смерть, когда студенты заглядывают в мрачное прошлое деревеньки. Им предстоит разгадать, что скрывает в себе таинственная и устрашающая чаща леса.
– Расскажите, как создавалась книга.
– Важное значение имеет определенная организация процесса. Как и в работе над любым крупным проектом, сначала появляется идея. Ты думаешь: «Что будет, если…». Потом делаешь наброски, записываешь небольшие сцены, создаешь черновик, думаешь: «Как это можно интересно выстроить?» Придумываешь систему, как из одной главы читатель будет переходить в другую, какие будут связки. Потом еще несколько раз это обрабатываешь: вычитка, редактура. Текст должен какое-то время полежать, и потом свежим глазом на него смотришь и снова перерабатываешь. По готовой книге проходился 3-4 раза, редактировал.
– Испытали ли Вы проблемы при написании книги?
– Был какой-то момент, когда работа остановилась. С мертвой точки помог мне сдвинуться Олег Булдаков – один из известнейших в России людей, которые озвучивают литературу. Он мне написал, что делает некоммерческий проект, собирает интересные рассказы в жанре ужасов, и спросил: «Есть ли у Вас какая-то информация?» Я ему отправил свою работу. Он ответил, что сделано неплохо, интересно, но нужно переработать некоторые моменты: поменять местами некоторые главы, добавить немного сюжетной остроты. Я применил его советы в тексте, и он заиграл новыми красками.
– Из-за того, что книга написана в жанре ужасов, будет ли возрастное ограничение для читателей?
– Ограничение будет 16+, потому что там есть сцены насилия, крови, есть какие-то такие жесткие сцены, поэтому книга все-таки не для детей, а для подростков.
– Как Вы планируете распространять книгу?
– Пока книга будет только в электронном варианте. На данный момент есть формат epub 3, PDF, электронная версия на сайте, на который удобно заходить с планшетов и смартфонов. Можно комфортно читать, там все адаптируется под экраны, есть навигация по главам. Через некоторое время планирую выпустить на бумаге, но это произойдет, когда удастся собрать достаточно средств для реализации этой идеи.
– А какие книги Вы уже выпустили?
– «Голодная чаща» – моя первая отдельно сформированная книга. Много моих рассказов выходило в составе сборников, издававшихся по России. В школе литературного мастерства, которую вел Владислав Петрович в Тюменском госуниверситете, мы ежегодно выпускали литературные сборники. Но свой проект – это первый.
– Что Вам самому больше всего нравится в книге?
– Мне нравится то, что у меня получились герои, которые могут быть знакомы каждому из нас. В качестве прототипов я взял своих однокурсников. Место действия тоже знакомое, привычное. Это русская локация со всеми проблемами, с которыми сталкивался почти каждый человек.
– Почему для Вас было важно сохранить тюменский колорит?
– Большим интересом и вниманием пользуются книги, в которых действие происходит в знакомой локации. Даже Стивен Кинг, которым я вдохновляюсь, совершенно неспроста писал про штат Мэн, в котором жил, и люди его читали. Почему? Потому что читателям интересно погрузиться в знакомые места. Когда человек читает, он может представлять себя на месте одного из героев, и на знакомой территории, где происходит что-то необычное, проще создается эффект присутствия.
– Будете ли Вы пробовать себя в других литературных жанрах?
– Да, у меня есть одна идея для романтической истории. Возможно, будут какие-то вещи, связанные с другими жанрами. Всегда интересно пробовать себя в чем-то новом.
Интервью записал Никита ФОМИЧЕВ, детский медиахолдинг «Академия радости»
фото предоставлено Михаилом Булатовым