* * *
Иду в микровельветовом пальто,
прокручивая шарик под ногами,
и Западно-Сибирское плато
скрипит под широченными шагами.
Встречаю девушку, веду ее в кино
забора вдоль, где надпись черным – «В ы м п е л».
И льется свет, как красное вино;
духи пьянят; шатаюсь, будто выпил.
Заходим в гипермаркет «Карусель»,
шучу про базис, но и там, повыше,
клюют попкорн… И мы, как караси,
вплываем в зал в ТЦ под самой крышей:
и вот – о том, что счастье за горой,
не за горой, быть может… И свободен,
как птица в небе, лишний тот герой;
жене и жизни, в общем, неугоден;
и вот учитель пьет уже с утра,
летит, как самолетик, на качелях,
географ глобус пропил, та-ра-ра,
засохла Кама в киноакварелях.
* * *
Похож на исполинскую могилу
вагон с углём, когда глядишь с моста.
Наверно, в ад иль в сторону Тагила
через минуту двинется состав.
Пройдёт дней сорок, меньше или больше,
в огне котельной сгинет антрацит,
и кучерявый, словно слово божье,
дым в голубое небо отлетит…
Презрев ортодоксальные каноны,
совсем другое выскажу в конце
(пусть светофор с глазищами Мадонны
испуганно изменится в лице):
взойду на мост, и будет мост Калинов,
и вот уже не рельсы, а река…
Хтонических подземных исполинов
не расчленит когтистая рука.
* * *
Молчит перо, но светится бумага,
Взлетает голубь мира с чердака,
И облака, как сонная навага,
Плывут по небу в сети рыбака, –
Поэт авоську тянет из окошка…
Милетский грек, придешь ли за пером?
Жизнь бесконечна: будничная крошка
Ржаного хлеба, будто апейрон.
* * *
Я встану под вечер, пройдусь по земле,
Я звук покатаю в разорванном зеве,
И звезды блеснут мне зубами в напеве,
Я свистну в лицо ноздреватой зиме;
И буквою «З» прибивая закат,
Я руки наполню языческим светом,
И брак отменю электричества с ветром,
И буду один на Земле виноват,
Что воды скрывают чудовищных рыб,
Что магма ни слова не знает о маме,
Что темная пропасть в предвечной Тамани
Растит изваянья из каменных глыб;
Но буквою «Р» разгорится рассвет,
И черные вороны вспыхнут, как свечи;
На антропосферные грязные речи
Лишь пепел пиитов взметнется в ответ.
Две реки
Он написал «У омута», «Полынь»,
«Есть парадоксы гениальной жизни»…
Сухой и чёрный ветер всех пустынь
метет листы по улицам отчизны.
Черна, как нефть, тюменская Тура…
В ней нет волны Владимира Белова.
В Тюмени – темень, Тартар – и туда
влетело поэтическое Слово.
Над головой – небесная река,
я вижу тень Владимира Белова.
Треть века, вечность, рыбы-облака
в ведре его священного улова.
Чешуйки, как кольчуга, на руке
сверкают при стремительной отмашке…
Грызет он горький стебелёк ромашки,
по пояс стоя в солнечной реке.
Ромашки
Сон
Сижу, пью кофе. Шум буфета,
баулы, баунти, вокзал…
Вот бомж (в авоське сборник Фета)
по-гречески себя назвал:
«Аидий», сунул в рот беляшик,
скелетом скрипнул на ветру,
запричитал: «Не рви ромашек,
не рви, поэт, а то умру!».
И мы нашли полцарства в баке
(Морфей крутил проектор сна), –
вязались под сосной собаки,
сосала волчью кость сосна.
Проснулся: полночь, дача, осень,
ромашки светят на луну,
их в банке семь, но будет восемь…
не рви, поэт, а то умру.
* * *
Олегу Чувакину
Мне ничего уже не снится,
я, как прозаик, стал дневным.
И разум в черепе ютится,
а не витает, словно дым.
Был бред священным… Я когда-то
хлебал из тазика вино,
а нынче знаю, что за дата,
и мой герой идет в кино…
И мир чудовищный – картонный,
и мир прекрасный – из папье…
Хоть черных фишек – две-три тонны,
засохла бабочка крупье…
И жутко бросить все на случай,
чтоб угадать или пропасть,
и с долей нежной, злой и сучьей
взглянуть во тьму, как в чью-то пасть…
Я не тяну живое слово,
как плод, из бездны живота…
Все отработано, готово,
и боль похожа, да не та…
Родить бы ночью (как цыганка,
в роддом пришлепав босиком).
Пусть тлеет лунная цигарка…
Уйти со сморщенным зверьком.
* * *
Владиславу Корнилову
Был клевер белым между гряд,
стал клевер красным.
По-птичьи ветви говорят
под небом ясным.
Цветут в теплице огурцы,
навоза – жижа.
И облака плывут с Янцзы
в сады Парижа.
Как воск, стекает по лучам
тепло от солнца…
Не в дверь, а в душу по ночам
тоска скребется.
По леске спустится паук,
завоет псина.
И жить тогда, мой милый друг,
невыносимо…
Был клевер красным у плетня,
стал клевер белым…
И все мерещится петля
с узлом умелым.
В такую ночь рванешь во двор,
сбивая стулья,
а там из желоба в упор
глядит гаргулья.
* * *
На даче ни глада, ни мора,
в июле светло и тепло,
танцует комар Карамора,
бьет длинною ножкой в стекло.
Но грусть наступает, иль вечер,
и тут уж пляши, не пляши –
стекают оплывшие свечи
на дно потемневшей души.
Хоть светят глазища фиалки
лучом розоватым всю ночь,
когда повезут в катафалке,
мне свет их не сможет помочь.
Лишь бог комаров Карамора
мне встретится в царстве теней…
Порхает во тьме коридора
душа. Я гоняюсь за ней.
* * *
Мокрый скворечник на палке,
словно избушка Яги…
Чу! К деревенской гадалке
сами несут сапоги.
Лето. Но будто бы – осень.
День. Но на день не похож.
Будет ли мне
тридцать восемь?
Сердце ли прыгнет на нож?
Вороны рыщут по полю,
кот на заборе повис…
Справлюсь ли с тягостной болью?
Или взберусь на карниз?..
Ёлки бегут по пригорку,
в балке осины дрожат.
Как же, наверное, горько
бабам поэтов рожать.
В голубоглазых мальчишках
жуткое что-то живёт.
Мне вот – лешак из подмышки
прыгал на белый живот.
В общем, не дети, а черти,
сонмище крыл и копыт…
Где-то в ночной круговерти
левый сапог позабыт.
Спряталась старая ведьма,
в омуте скрыла свой дом;
светят со дна – её бельма…
Что ж, погадаю потом.
* * *
Летала панночка в гробу,
над берегом летала;
а я на глиняном горбу
рвал серьги краснотала;
потом сплавлялась по реке,
ловила щук на кашу;
а я, как палец на руке,
все прижимал Наташу;
втянула в «лодку» двух сомов,
забросив косы в воду;
а я, как уд среди умов,
молился богу Роду;
и ведьмы волосы, как смоль,
текли по водной глади;
а я златую канифоль
разглядывал и гладил;
макушки сосен на ветру
плескались в небе синем,
ключица ныла: поутру
в избу войдет Есенин,
духмяный Хлебников в печи
зашелестит дровами,
и древнерусские мечи
завоют комарами;
и Вий с Вийоном спляшут в такт,
и будет брага литься…
Я выйду на Тобольский тракт,
чтоб с кистенем родиться.
* * *
В железной кружке
хранится мелочь.
Тряхнёшь за дужку,
услышишь Мелос.
Пойдёшь, как нищий,
за круглым звуком.
Вздремнёшь в копнище
за Бузулуком.
Расслышишь ржанье
ножа и плуга.
И в жёлтой шаньге –
движенье Круга.
Земля прошепчет
в босые пятки,
что Время шибче
белёсой прядки.
Достанешь череп
луны над лесом.
И снова в чреве
слепом и тесном.
Андрей Шевцов – родился в Тюмени в 1982 году.
Автор книги стихов «Яблочный Спас» (Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2014. – 96 с.).
Участник Всероссийского совещания молодых писателей в Нижнем Тагиле в 2005 году.
Публиковался в тюменской периодике; в альманахах «Врата Сибири», «Лик» (Тюмень), «Поэтический марафон 2007» (г. Екатеринбург); в московских и питерских сборниках стихов.
Победитель тюменского областного конкурса молодых авторов на лучшее литературное произведение в номинации «Поэзия» в 2013 году.
Победитель Межрегионального поэтического конкурса «Светись, светись, далекая звезда…», посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (г. Москва, 2014 г.).
Победитель Международного фестиваля искусств, культуры и творчества «Пассионарии культуры» в номинации «Поэзия» (г. Тюмень, 2015 г.).
Лонг-листер Первого Санкт-Петербургского Поэтического конкурса «Критерии свободы» имени Иосифа Бродского (2014 г.).
Финалист Международного поэтического конкурса им. И.Н. Григорьева (г. Санкт-Петербург, 2014 г.).
Страничка автора в журнале «Самиздат»
иду в пальто…
я конь?
иль кто!
– В одном из отдалённых районов нашей страны, из глубиночки, так сказать, нам написали вот такие строки –
Иду в микровельветовом пальто, …
Встречаю девушку, веду ее в кино ….
И льется свет, как красное вино…
духи пьянят; шатаюсь, будто выпил.
Заходим в гипермаркет «Карусель»…
Я написал пародию, которую назвал: “Жую микроволновый бутерброд…”