Накануне Тюмень по приглашению преподавателей кафедры издательского дела и редактирования ТюмГУ посетил известный российский издатель и публицист, один из соучредителей культового книжного магазина «Фаланстер» в Москве Борис Куприянов.
Во время своей часовой лекции столичный гость затронул очень важные проблемы, которые происходят с нашими городами и книжными магазинами, которые по мнению эксперта являются одними из ключевых факторов развития городской среды, как некоего живого сообщества.
Корреспондент PARK72.RU Ростислав Журавлев встретился с легендой отечественного книжного мира и пообщался с ним на злободневные темы. О том, какие впечатления на гостя оставила Тюмень, почему для города жизненно важны книжные магазины, что стоит сделать с знаменитой «Круглой баней» и почему эти вопросы являются частью национальной безопасности страны, читайте в нашем интервью.
– На лекции меня поразило высказывание по поводу того, что в развитие читающего общества, комьюнити Россия стоит особняком и есть тенденция к упадку.
– Да, конечно.
– Что сейчас с условно говоря, с этим комьюнити, читающей Россией происходит?
– Сейчас читатели в России страшно разобщены. Из различных исследований, которые мне нравятся или не нравятся, они особенные, они говорят о том, что люди в столицах и регионах читают по-разному. И нет ни одной точки входа общей у этих людей, то есть нет никакой общей информации, которая интересна для всех. Чтение вышло из практики, что очень прискорбно.
– Вопрос, касающийся национальной безопасности, о которой вы сегодня говорили на встрече со студентами. Это словосочетание достаточно серьезное, особенно на уровне лекций.
Единственное, что отличает абстрактный русский мир, русскую культуру от нерусской – язык и умение им пользоваться. Все, других отличий нет. А березки растут точно так же и в Канаде. Наличие нефти и газа еще. Если можно говорить об энергетической безопасности, продуктовой безопасности, то есть еще и культурная безопасность. И это очень важно, чтобы сохраниться как народ и уберечь свою культуру. Не разорять ее, не сделать какой-нибудь типа патриотической, а просто беречь ее: сохранять язык, культуру, письменность, литературу. Это действительно вопрос национальной безопасности. Если люди разучатся пользоваться языком, разучатся использовать все его богатство инструментов русского языка, то мы будем как общество деградировать.
Всем понятно, что основные вещи в государстве, это даже не оборона – это медицина, образование и культура. Если бы на Украине была прекрасная медицина, прекрасное образование и все нормально было бы с культурой, тех проблем, которые есть сейчас на Украине – их не было бы. Если бы люди в Крыму будут выбирать – будут ли они своих детей очень хорошо бесплатно учить в Киеве или плохо и дорого в Москве – они бы не выбрали Россию. Мы привлекательней для жителей Крыма, чем Украина. Нужно эту привлекательность развивать, а не сокращать. Поэтому самые главные инвестиции – это инвестиции в будущее: в образование, медицину и культуру.
– С одной стороны появляется много книг, в том числе по украинскому конфликту, которые берешь открываешь книгу историю конфликта на Донбассе, и ты понимаешь, что где-то ты уже это читал.
– Чтобы понять, что происходит на Украине нужно читать классические труды по истории, не знаю, Византии, по истории Римской Империи. Я уверен, что история Алберта великого будет полезней и более актуальной для современной России, чем книжка, как Ленин на немецкие деньги сделал революцию. Нужно объяснить, что Альберт Великий важнее для истории.
– Мы выходим на проблему центра и периферии. Сейчас большинство мероприятий, ярмарок, разного рода культурных мероприятий происходят в центре Москвы, а мы в Тюмени находимся за Уралом и для нас эти культурные события просто не доходят.
– Не согласен. Самые важные события сейчас происходят в Регионах: Казани, Перми, Екатеринбурге, надеюсь, что и в Тюмени. У вас открылся книжный магазин, а это событие на самом деле. Для страны, где всего 1500-2000 книжных магазинов открытие нового магазина – это культурное событие. Открытие независимого книжного магазина – это еще более значимое событие нежели какая-то формальная ярмарка. Событие скажем в Воронеже важнее для региона, нежели какая-то ярмарка пусть даже и на Красной площади в Москве
– Вернемся к Тюмени. Вас познакомили с городом? Какие у вас впервые впечатления?
– Очень понравилось. Выходит много книг, они интересные. Очень важно, что открылся книжный магазин. Нужно понять, что «Никто не спит» – место, которое необходимо и ему нужно помочь. Сейчас скорее это экзамен для Тюмени и в первую очередь не для девушек, которые его сделали и будут волочить, а для жителей города.
– Сегодня вы говорили про город, как особую среду комьюнити, затрагивали проблему постиндустриальных городов. Тюмень в вашем списке выделяется?
– Мне очень понравилась Тюмень, мне понравилось отношение и понравились люди. Но везде есть одни и те же самые грехи, которые есть и в Москве и вообще это российская черта. Очень удобно иметь на набережной WI-Fi до 15 градусов тепла без дождя – это вообще идеальное место, но он нафиг никому не нужен, когда идет дождь или когда на улице минус 25. Это такие перегибы и такие вещи заимствования немножко не полезные. Можно заимствовать из Барселоны, где везде WI-Fi, но Барселона – это Барселона там климат другой. А Тюмени нужно больше книжных магазинов, больше библиотек, больше открытых публичных пространств и закрытых публичных пространств, больше других третьих мест и историй, где человек будет чувствовать себя комфортно и хорошо.
– Где можно переждать зиму.
– Где нужно переждать зиму.
– Большая часть молодых людей, которые приезжают в Тюмень они здесь учатся и просто уезжают. Мое мнение, что Тюмень является транзитным городом.
– Если это так, то это прекрасно, потому что тогда Тюмень – город молодежи. Сюда приезжают люди за культурой, потом уезжают работать на север и потом в старости возвращаются. Это чудесно, значит нужно устраивать жизнь для них. Нужно им там бани («Круглая баня», -прим. ред.) отдавать и делать там свободные, независимые и не ангажированные политически пространства. Это огромный потенциал, потому что многие города России вымирают.
– А «Круглую баню» вам показали? Как вам?
– Да, показали. Дико круто!
– Что там можно открыть по вашему мнению? Сейчас как раз идет обсуждение.
– Это должно быть независимое и приятное место, где должна быть какая-то жизнь. Это должно быть аполитизированное место общения, место контакта огромного количества людей и молодежи, которой в городе очень много.
– То есть баня как точка культурного развития, но без коммерции?
– Да. Может быть и с коммерцией, но главное оно должно быть аполитичным.
Ростислав ЖУРАВЛЕВ,
фото автора
аполитичным?
аобЧественными -надо сделать всех ПРОФИ в сфере культуры, творчества, науки, образования, спорта и прочая и прочая…
вот смотрите. акунин двинул, что все более-менее интеллигентное в России, ужО веками спорит с опричниками -кудЫ подвигнуть массы из нерыбанемясо, то есть остальной быдляг! начинаем разбирать?
а ведь он прав… только в деталях, этот спор выглядит, чуть-чуть по иному. ведь, где спорят? да в людских у опричников!!! ну куда креаклы ходили, ходят и собираются ходить -столоваться. называться могут те места красиво -салоны там разные, иль чтения губернаторские… но, суть одна! не хватает целеустремленности у продвинутых, прокормить самих себя. вот и вынуждены?
поэтому, сбрасывайте не нужную обЧественную нагрузку и творите в удовольствие, и с пользой -в первую очередь, для себя… а народ уж разберется, кто совесть нации?
ну и как следствие -споры пропадут! и значит опричина -то ж в профессиональных государственных служащих превратиться.