10 декабря в ТюмГУ состоялся вечер из цикла «Писатель в университете». На встречу со студентами и преподавателями пришел Владимир Малягин, драматург, сценарист, прозаик, лауреат литературных премий, руководитель семинара драматургии в Литературном институте имени М. Горького, главный редактор издательства «Даниловский благовестник», член Издательского совета Русской Православной Церкви. Также Владимир Юрьевич известен как соавтор сценариев двух фильмов режиссера Юрия Грымова «Чужие»(2008) и «На ощупь» (2010), а пьесы драматурга уже многие годы с аншлагами идут в московских театрах, таких как “Современник“, театр имени В. Маяковского, МХАТ им. М. Горького и во многих других.
Владимир Малягин поделился секретами написания такого непростого и одновременно распространенного жанра литературы как драма. «Драма — самый сложный род литературы, здесь самые безжалостно-жесткие правила», — пояснил писатель.
Именно эти правила, каноны драмы раскрылись перед слушателями.
Умение владеть законами
«Сначала надо овладеть законами, а потом эти правила ты можешь разрушать, но так разрушать, чтобы одну систему ты менял на другую и эта система была понятна другим»
В качестве примера Владимир Малягин привел ранние творческие работы Сальвадора Дали и Пабло Пикассо: «Рисунок у них на уровне Леонарда да Винчи. Потом один начал эксперименты с кубизмы, а другой с сюрреализмом. Но если бы они не владели техникой, то мы бы с Вами могли сказать, что это два бездаря, которые совершенно случайно стали знаменитыми гениями».
Свобода главного героя
«Придумать героя — это все равно, что познакомиться с ним. Надо давать свободу своему герою. Я даю героям законы, но если я потом не даю им свободу, то мои законы теряют смысл. Герои — это не марионетки. Если твой герой придумал что-то необычное, ты должен ему это разрешать, но только при одном условии — это должно обострять сюжетный конфликт, а не делать героя вялым», — так объяснил Владимир Юрьевич феномен свободы персонажей в драме.
Сопереживание читателей
Цитируя Аристотеля, Владимир Малягин сказал, что «сопереживание сюжету драмы строится на двух вещах: страх и сострадание. Эти две вещи привлекают зрителя, потому что все мы иногда любим попереживать, все мы иногда любим бояться».
Обманывать ожидания
«Ло́пе де Ве́га, известный испанский драматург на вопрос: «Как писать пьесу?» ответил: «Всегда обманывайте ожидания». Это основа любого литературного творчества. Возникает ощущение непредсказуемости дальнейшего действия», — еще один закон драмы, открытый слушателям.
Единство посылки
Владимир Малягин категорично утверждал, что «драма должна отличаться единством посылки». Примером стала историческая пьеса Шекспира «Ричард III». Здесь посылка — это неуемная жажда власти, которая разрушает и главного героя и людей вокруг него. «Одна и та же посылка, которую можно отнести сразу к нескольким пьесам Шекспира. Гораздо легче перейти к сюжету, если у тебя есть посылка. В данном случае, посылка только одна, две не может быть. Теоретики драмы говорят, что если у пьесы две посылки, то она не может удержаться как единое целое». «В данном случае, посылка, — пояснил драматург, — это даже не идея и не мысль, а это нечто более нейтральное, но эта нейтральная формула очень хорошо организует материал, с которым автор собирается работать».
И еще один важный секрет раскрыл слушателям писатель: «Если ты рассказываешь драму от начала до конца кому-либо, то потом ты ее написать уже не сможешь, она становится неинтересной».
Все это и многое другое почерпнули для себя участники этого литературного вечера.
Владимир РАЙШЕВ,
фото автора
Эх, была бы студенткой, обязательно бы на эту встречу пошла! Интересно! Что-то не припомню во времена моего студенчества такого… Я на встречи с писателями и актёрами, помнится, ходила в областную библиотеку. Нравятся мне такие мероприятия.
Весь этот бомонд обычно спивался и занимался свальным грехом, поэтому даже мысли никогда не было участвовать в этом.
ЗОЖ, СЕМЬЯ, РАБОТА !!! – залог успеха и… зевоты
гы-гЫ-ГЫ!!! развлекает страхом…
у которого глаза велики, а чего сжимается?