От «Нефтяной Венеры» к «Вере»

Снегирев 049_новый размер_result

11 декабря в ТюмГу на кафедре издательского дела и редактирования состоялась встреча студентов и преподавателей с лауреатом «Русского Букера–2015», писателем Александром Снегирёвым. Молодой прозаик является автором таких книг как «Как мы бомбили Америку»(2007), «Нефтяная Венера»(2008) и «Моя малышка»(2009), а также сборника рассказов «Русский размер»(2007).  Но поводом для встречи был, прежде всего, роман Александра  Снегирёва «Вера».

Опоздание на самолет — повод для рассказа

В самом начале встречи писатель поделился тем, что в день вылета в Тюмень он опоздал на самолет, — «Со мной произошло вчера то, что со мной никогда не происходило — я приехал не в тот аэропорт». Пытаясь успеть на рейс, писатель садится в такси,  и водитель его, шутя, спрашивает: «А ты куда летишь? В Тюмень?» Узнав, что это действительно так, таксист удивился и сообщил, что днем раньше он стоял на том же месте, и к нему подбежал человек, который так же перепутал аэропорт по пути в Тюмень. «Напоследок таксист сказал мне одну интересную вещь: «Тяжело быть человеком, в котором нуждаются только в экстренных случаях». Мы презираем многие профессии, но именно с этими профессиями связны критические состояния каждого из нас. И я подумал, что все эти хлопоты с аэропортом — сущий пустяк по сравнению со значимостью этой глубокой мысли. Вообще литература для меня лично — это умение слышать жизнь, быть чутким к тому, что происходит вокруг. И пока я летел в самолете, я написал об этом целый рассказ. Писателю все на пользу. То, что с нами происходит, кажется нам грустным, тоскливым и совсем никчемным, но, на самом деле, неудачи и всякие неприятности очень часто идут на пользу нашей душе».

Снегирев 031_новый размер_result

Почему  Снегирёв?

Настоящее имя писателя Алексей Кондрашев. Как же появился в литературе Александр Снегирёв? «Глядя на мою внешность, все, когда узнают, что у меня псевдоним, ждут какого-то кавказского или еврейского имени. Я даже шучу: «На самом деле моя фамилия Паркинсон, а зовут меня Рубен». И даже где-то гуляют такие слухи. Почему взял псевдоним? С этим связана одна любопытная ситуация. 10 лет назад в 2005 году, когда мне было 25 лет, я увидел по телевизору рекламу литературного конкурса «Дебют». Тогда у них была верхняя возрастная планка 25 лет. И я подумал: «Почему бы мне не отправить туда свои рассказы, которые я пишу просто для удовольствия? Ведь мне уже 25 и в следующем году я уже ничего не смогу никому показать. Но если я встаю на путь писателя, мне надо взять псевдоним. Какой же мне его взять? Беру имя «Александр», потому что так звали моего деда, которого я застал. А фамилия? Да просто потому, что мне нравится птица снегирь. Не знаю как у вас, а в Москве она редко встречается, но на картинках в детских книжках она частое явление — снегирь с красной грудкой, это очень красиво. Подписываю свой рассказ и отправляю. И когда в декабре 2005 года неожиданно для меня самого мне вручили премию «Дебют» за рассказ в номинации «малая проза», псевдоним уже ко мне намертво приклеился, и менять его было поздно. Когда я потом говорил издателям: «Может, будем публиковать под моим именем?», они отвечали: «Нет, твой псевдоним уже стал неким товаром, брэндом». 10 лет назад я стал хоть и маленьким, но «товаром», и с тех пор ношу на себе этот товарный знак. Позже произошло одно удивительное совпадение, которое можно счесть за некий знак. Лет 5 назад я проходил мимо роддома, где я появился на свет. Я знал, что в том месте стоит памятник врачу. Вы удивитесь, но это был памятник профессору по фамилии Снегирёв. Он был одним из известных гинекологов в конце IX века, а также построил эту больницу. Жизнь полна знаков. Некоторые художники утверждают, что все окружающее нас — хаос, а философы и теологи говорят, что все подчинено замыслу. Уж не знаю, хаос или замысел, но точно какая-то логика в жизни присутствует. Занимаясь литературой, очень интересно попытаться эту логику увидеть. Мы все в основном напоминаем человека, который стоит вплотную к горе и, конечно, предположить какого размера и формы эта гора перед ним очень трудно. Задача писателя в том, чтобы хотя бы попытаться сделать несколько шагов назад и увидеть замысел».

Facebook и литература

Как связана известная социальная сеть и занятия творчеством для Александра Снегирёва?  «Меня недавно спросили: «Ты так часто пишешь в Facebook. Не отвлекает ли тебя это? Ведь если бы в  IX веке был Facebook , то никаких бы русских писателей и не было, потому что они бы только и делали, что постили и инстаграмили бы какие-нибудь пустяки». Но лично меня Facebook научил понимать принцип устройства короткой истории благодаря реакции подписчиков. Есть разные ньюансы, на которые реагируют,  или не реагируют  читатели. Это подталкивает к размышлению, как правильно выстроить текст. Это полезно, мне кажется, не только тем, кто занимается литературой, но и тем, кому нужно коротко и ясно выразиться. Например, в любовной записке, если слишком мудрить, то никогда ничего и не объяснишь».

Снегирев 035_новый размер_result

Литература как развлечение

Писателя часто спрашивают: «Должна ли литература быть развлечением?» « Я такие вопросы искренне не очень понимаю, потому что, на мой взгляд, любой из видов искусства и литература как одно из искусств, разумеется, является развлечением. Другой вопрос: «Что Вы вкладываете в слово «развлечение»?», ведь это слово имеет широкий спектр трактовки. Писатель должен быть интересным и думать о том, кто его будет читать, и почему вообще его должны читать», — так решает для себя этот вопрос Александр Снегирёв.

«Нефтяная Венера»

«Когда вышла эта книга, меня даже спрашивали: «Не о добыче ли она?». На самом деле, эта книги одновременно и связана и не связана с нефтью. Нефть здесь фигурирует как некий философский символ, ведь нефть — это результат разложения организмов,  и все мы однажды станем нефтью», — разъяснил автор название своего известного романа.

Куда делся великий русский роман?

Александр Снегирёв утверждает, что «мы живем в интересную эпоху, ведь мы являемся наследниками огромного литературного состояния. Но при этом мы не очень понимаем, как всем этим распоряжаться и куда делся великий русский роман. Не все читали эти романы, но все знают, что они есть. Критики ломают голову над тем, стоит ли в наше время писать большие романы. Я люблю длинные книжки, но то ли мне терпения не хватает, то ли еще чего-то, но вот с книжками покороче  у меня всегда лучше складывалось. Хотя «Анну Каренину» я обожаю. Однако сам Лев Николаевич писал уже в поздние годы о том, что будь он поумнее, не стал бы писать такие глыбы. «Анну Каренину» и «Войну и мир» Толстой не считал своими лучшими произведениями, а лучшими он считал свои повести. Но когда Толстой писал большие романы, он был первым, а у нас с вами позади и Толстой, и Достоевский, и Пастернак. Поэтому современные писатели не имеют права давать ответы на вопросы, которые уже даны. Я считаю, что надо писать предельно коротко, предельно емко и ясно. Роман «Вера» я в два раза сократил в процессе редактуры, потому что нашел там вещи, может и неплохие, но совсем необязательные для этой истории».

Снегирев 037_новый размер_result

Немножко боли никому не повредит

На вопрос одного из студентов о роли страданий в создании литературных произведений автор «Веры» ответил: «Не только русская, но и вся мировая литература построена на страдании. Например, Хемингуэй страдает на Кубе, в Майами. Там он находился в прекрасных условиях южного климата, но если бы он не страдал, то мир бы не увидел «Старика и море», да и всех прочих его произведений. И это свойственно всей литературе. А все потому что, не страдая, а находясь в сытом и благополучном состоянии, мы, к сожалению, перестаем быть людьми. Немножко боли никому не повредит. Именно страдания дают нам возможность вспомнить, что мы — люди».

Писатель за границей

«Веру»  Александр Снегирёв писал за границей, в Австралии. «Часто так бывает, что куда-нибудь уезжаешь, и очень хорошо пишется. Я это связываю с тем, что дома тебя отвлекают какие-то привычные бытовые вопросы. А когда находишься в отъезде, то ты не включен в жизнь общества и даже не очень понимаешь порой язык этих людей, тебя вообще ничего не волнует. Для русского писателя работать за границей очень полезно, потому что он выключается из привычной среды и видит Россию и себя самого более отчетливо».

Почему о женщине?

«Сюжет «Веры» пришел ко мне интуитивно. Как-то раз я был свидетелем разговора моей жены с ее подругой, и задумался о том, как живет эта подруга, о том, что она снимает квартиру, о ее муже-иностранце, который у нее одалживает и не возвращает деньги. Вот такая странная история. Я об этом начал писать. О женщинах вообще интересно писать, хотя бы просто потому, что женщины красивее, чем мужчины. К тому же, у женщин есть умение системно преодолевать трудности, изо дня в день», — так писатель открыл путь поиска сюжетной линии своего романа.

Один из главных творческих принципов лауреата «Русского Букера–2015» — «В искусстве важно быть настоящим».

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора

Снегирев 018_новый размер_result

Снегирев 016_новый размер_result

Снегирев 050_новый размер_result

Снегирев 051_новый размер_result

Снегирев 025_новый размер_result