В Тюменской области будут экономить на ЖКХ, культуре и спорте, а не зарплатах чиновников

_RUS5499

Бюджет Тюменской области на 2014-2016 годы депутаты регионального парламента обсуждали бурно. Даже несмотря на то, что, по словам заместителя губернатора Тюменской области, директора департамента финансов Татьяны Крупиной, он остался социально-ориентированным и сохранил «вектор развития».

Арифметика примерно следующая. Общий объем областного бюджета в 2014 году составит 116,5 млрд. рублей, что ниже аналогичного периода прошлого года на 7,9 млрд рублей или на 6,4%. Общий объем расходов в 2014 году запланирован в сумме 120,9 млрд. рублей, что ниже показателя 2013 года на 40,1 млрд. рублей или на 24,9%. Планируемый дефицит 4,4 млрд. рублей. В  2015 году доходы ожидаются на уровне 119,9 млрд. рублей, в 2016-м — 125,4 млрд. рублей.

После того, как Татьяна Львовна огласила цифры, а кое-кто из народных  успел задать «неудобные» вопросы, депутат-единорос Владимир Ульянов заметил, что грустить тюменцам не стоит.

«Наша главная задача – определить, куда выгоднее направить эти средства, чтобы обеспечить рост налогооблагаемой базы, — прокомментировал он. – И хочу заметить, что даже с учетом сокращения доходов, бюджет у нас неплохой. В конце концов, все познается в сравнении. Ближайшие два года планируемый уровень доходов бюджета Тюменской области — 116,5 миллиардов рублей. При населении в 1 миллион 300 тысяч жителей. А у наших соседей, Курганской области, расходная часть бюджета 33 миллиарда рублей на примерно 1 миллион жителей. В Свердловской области – а это небедный регион – размер бюджета 156 миллиардов рублей, но проживает там 4,5 миллиона человек. В Пермском крае, где, между прочим, тоже добывают нефть, доходная часть бюджета 90 миллиардов рублей и 3,5 миллиона жителей. Так что не нужно говорить, что мы бедные, что нам жить не на что. У нас очень хороший бюджет».

Впрочем, ветеран депутатского цеха, представляющий партию власти, Николай Барышников, этот энтузиазм не поддержал, пояснив, что в своем послании губернатор четко сказал, что нужно равняться на лидеров, а не оглядываться на отстающих.

«Тем более, что тюменцы уже привыкли к тому, что у них повышаются доходы, растет уровень жизни, а в регионе реализуются различные социальные программы… Нам нужно стремиться все это сохранить… Между тем, я проанализировал бюджет и поинтересовался цифрами. У меня возникли сомнения по поводу того, что нам вообще удастся добиться таких поступлений в бюджет, — заявил Барышников. — В этом году в первом полугодии мы получили 28 миллиардов рублей в виде налога на прибыль организаций, за 9 месяцев — 43 миллиарда рублей. Можно рассчитывать, что к концу года этот показатель составит 58-60 миллиардов рублей, а в плановых показателях обозначено, что по этой статье поступит 79 миллиардов рублей. Реальные ли это цифры? Хочу обратить ваше внимание, что в 2014 году, в соответствии с расчетами, планируется собрать с предприятий 81 миллиард рублей. Но прибыль предприятий сократится, потому что на Ямале, например, еще подрастет НДПИ с газа. Стало быть, 23–25 миллиардов, которые в бюджете посчитаны, на самом деле – доходы не очевидные. Мне не понятно, где мы возьмем эти деньги… Ну и в целом, мы говорим о позитиве, о том, что бюджет у нас остался социально-ориентированным, между тем, отмечается в 2014 году сокращение расходов на ЖКХ – в 2,5 раза, на культуру – в 2 раза, на физкультуру и спорт – тоже в два раза. Отмечается и спад финансирования агропромышленного сектора. В 2014 году мы направим в АПК 7,5 миллиардов рублей, в 2015-м – уже 5 миллиардов…»

Не воодушевляющая картинка! А теперь приведем цифры из доклада Татьяны Крупиной. В ее трактовке «расклад» казенного пасьянса выглядит не так пугающе…  Итак, по прогнозам, валовой региональный продукт в 2014 году в сравнении с оценкой 2013 года увеличится на 5,5 — 8,6%, в 2016 году – на 15,2 — 24%. В 2014 году прирост промышленного производства ожидается  на уровне 7 — 12% к уровню 2013 года, в 2016 году – 4,5% — 7% к предыдущему году. Производство продукции сельского хозяйства в 2014 году планируется на уровне 52,21 — 52,38 млрд. рублей, то есть на 1,3 — 1,6% больше, чем в 2013 году, а в 2016 году ожидаемый прирост составит от 1,8 до 2,2% к предыдущему году.

В 2014 – 2016 годах предусматривается реализация 36 областных целевых программ. В целом в 2014 году на реализацию областных целевых программ предполагается направить 94,8 млрд. рублей, или 78,4% от общего объема расходов, в том числе на реализацию областной целевой программы «Сотрудничество» предусмотрены средства в объеме 21,3 млрд рублей, что ниже по сравнению с текущим годом на 5,8 млрд. рублей, или на 21,6%. Без учета программы «Сотрудничество» расходы областного бюджета на реализацию областных целевых программ запланированы на 2014 год в объеме 73,5 млрд. рублей, что ниже по сравнению с 2013 годом на 26 млрд. рублей, или на 26,1%.

Объем инвестиций, по оценкам экспертов, в 2014 году составит 236,1 — 254 млрд. рублей (прирост к показателям 2013 года на 7,6%). В 2014 году ожидается прирост к уровню 2013 года объема выполненных работ по виду деятельности «строительство» на 2 — 4%. Ввод общей площади жилых домов за 2014 — 2016 годы составит 4 млн. 387 тыс. кв. метров, в том числе в 2014 году – 1 млн.389 тыс. кв. метров. Денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2014 году по прогнозу составят 25,5 — 25,7 тыс. рублей в месяц, в 2016 году – 29,5 — 30 тыс. рублей. При формировании прогнозных показателей социально-экономического развития Тюменской области на среднесрочный период учитывался коэффициент инфляции: в 2014 году –  5,3%, в 2015 году –  5,1%, в 2016 году –  5,1%.

Вроде бы все складно… Тем не менее, критических замечаний было немало. По делу выступил коммунист Владимир Чертищев. Он посоветовал внимательнее относиться к вопросам сокращения расходов, дабы не пренебрегать интересами граждан… По его мнению, ни в коем случае нельзя сокращать финансирование не только сферы образования (а в бюджете, между прочем, сохранены даже меры, направленные на субсидирование деятельности частных детских садов) и здравоохранения,  но и ЖКХ.  «60% населения считают эти сферы важными и недовольны результатами работы в отрасли. Три года назад недовольных решением вопросов ЖКХ в регионе было 40%, – подчеркнул  он. – Нельзя не признать, что для нас по-прежнему актуальны проблемы ветхого и аварийного жилья, объем которого за последние 20 лет увеличился чуть ли не в три раза. А в нашем бюджете финансирование программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья сокращается — с 1,3 млрд рублей в 2014 году до 800 млн рублей — в 2015 году и 450 млн — в 2016 году. И это при том, что президент России настаивает на том, чтобы весь аварийный жилой  фонд был расселен до 1 сентября 2017 года. Как думаете, с таким объемом финансирования – успеем? Ну и по капитальному ремонту многоквартирных домов. В нем нуждается 60% многоэтажек. Я, конечно, понимаю, что последние законодательные изменения переложили обязанности по капитальному ремонту на собственников – теперь они должны будут годами копить деньги, чтобы провести в доме капитальный ремонт… Но ведь нужно понимать, что ближайшие 2-3 года этот закон не будет работать. Нельзя финансирование этой программы сокращать с 730 млн рублей в 2014 году до 130 млн рублей в 2015-м году».

Еще более деликатный вопрос затронула лидер тюменских коммунистов Тамара Казанцева. В начале своего выступления она похвалила губернатора Тюменской области за Послание, отметив, что он обозначил очень важные моменты. «Ваши бы слова – да богу в уши», — отметила она и перешла к весьма щекотливой теме – в бюджете 2014-2016 годов сокращается все, что угодно, кроме пункта «общегосударственные расходы».

«Чтобы все понимали, о чем идет речь. Общегосударственные расходы – это расходы на содержание госаппарата, в том числе и зарплаты чиновников, — пояснила она. – Так вот – в нашем «сокращенном» бюджете эти расходы год от года – растут. Увеличение финансирования по этой статье в 2014 году составит 3%, в 2015 году — 7%. Справедливости ради, скажу, что это – общероссийская тенденция. Но я считаю, что это неправильно.  Я считаю, что если области трудно, то должно быть трудно всем: и чиновникам, и депутатам, и гражданам».

Забавное предложение озвучил депутат-единорос Виктор Бурнтый. Он посоветовал присмотреться к деятельности социально-ориентированных общественных организаций, на которые, по его мнению, можно было бы переложить целый ряд государственных полномочий, на реализацию которых регион тратит немалые деньги… А эти ребята, дескать, могли бы работать и на волонтерских началах. Деталей он не приводил, имен тех, кто готов работать за «спасибо», — не назвал. Тем не менее, его предложение было внесено в общий список пожеланий, которые, возможно, когда-нибудь будут учтены.

Несмотря на все критические замечания, проект бюджета был принят в первом чтении. Окончательное рассмотрение и утверждение параметров бюджета на период 2014-2016 годов состоится 25 октября.

Стоит заметить, что 18-е заседание Тюменской областной думы было долгим и содержательным. Рассматривая вопрос о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования области, депутаты спросили, почему такими медленными темпами в регионе идет диспансеризация, и отчего  так часто медицинские учреждения стараются оказывать услуги гражданам на платной основе. Всплыл вопрос по МСЧ «Нефтяник». Поступил вопрос – обязана ли эта больница обслуживать граждан по полисам обязательного медицинского страхования, то есть бесплатно. На что директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области Татьяна Чирятьева пояснила, что некоторые услуги это учреждение оказывает гражданам бесплатно, в частности в те дни, когда является «дежурной больницей». В общем-то, ясности в вопрос бесплатности это не добавило. Тем не менее, вопрос не праздный – дело в том, что на оборудование этой больницы время от времени направляются бюджетные средства. А раз большинство граждан обслуживаются здесь платно, возникает вопрос – в чем смысл таких инвестиций?

Несколько реплик на повышенных тонах прозвучало в зале заседаний и во время обсуждения мирного, казалось бы, вопроса – о внесении изменений в закон Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета». Благодаря этой программе ряд граждан – это малообеспеченные, многодетные семьи и бюджетники – могут взять займ до 1 млн рублей на длительный срок чуть ли не под 1% годовых… Детали, конечно, нужно уточнять. Видимо, в Главном управлении строительства, которое эти займы выдает…

Программа существует с 90-х годов и, как признался депутат Николай Барышников, долгое время была предметом для гордости, потому как ни в одном другом регионе России  ничего подобного не было. А кредиты на жилье «на заре рыночной экономики» банки не давали… В общем-то, сейчас условия изменились, а у нас займы жилищные, по-прежнему, выдает Главное управление строительства Тюменской области. «Этим, как мне кажется, должны заниматься банки, — заметил либерал-демократ Михаил Селюков, — а Главное управление строительства должно хорошо разбираться в вопросах строительства жилья и дорог».

Это замечание пришлось губернатору Тюменской области не по душе. Он заявил, что это он принимает решения, кому и какие полномочия исполнять. И ему лучше знать, какое ведомство должно выдавать жилищные займы населению. «В Главном управлении строительства сильная юридическая служба, такие специалисты есть не в каждом банке», — отметил он, дав понять, что не позволит «кому попало» вмешиваться в вопросы распределения полномочий…

Впрочем, лично мне замечание Селюкова показалось справедливым. Не потому, что ГУС делает эту работу плохо. Вовсе нет. Вероятно, ведомство справляется с нагрузкой. Просто все должны заниматься своим делом. Строители – строить, пекари – печь, банкиры – выдавать деньги… А у нас, к сожалению, воспринимается вполне нормально ситуация, когда банкир – строит, а строитель – еще и выдает на досуге деньги в долг… Что-то не логично во всей этой истории. Может, если ГУС освободить от «непрофильных» полномочий, ведомство будет эффективнее заниматься строительством качественных дорог и будет по-настоящему контролировать строительные компании… Тогда, глядишь, недовольных ремонтом дорог в регионе будет меньше, исчезнут долгострои и застройщики перестанут привлекать к работе мигрантов-нелегалов…

Говорили о необходимости защиты населения от ВИЧ-инфекции. Тема тревожная – на сегодняшний день в регионе зарегистрировано 14 тысяч 066 случаев ВИЧ-инфекции. Прирост заболеваемости за 8 месяцев текущего года составил 5% (более 900 случаев). Не обошли стороной и вопросы регулирования торговой деятельности, роста тарифов на электроэнергию, охраны памятников и т.д. Впрочем, все это – темы для отдельного разговора и для отдельных публикаций. Думаю, к обсуждению этих вопросов еще будет повод вернуться.

Никита СМИРНОВ

фото автора

_RUS5465

0

13 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: