Внешняя политика Обамы: в свете украинского кризиса и не только

песочница-политота-обама-149917

Смена политических режимов и санкции в отношении других государств: этим чуть ли не исчерпывается нынешний арсенал внешней политики США. Однако надо признать, такая политика не приносит администрации Обамы крупных успехов. Неспособность справиться с целым рядом международных проблем уже превратилась в проклятие для Барака Обамы.

Если заглянуть на сайт Белого дома, трудно найти хоть слово об Украине. Налоги, иммиграционная реформа, ветераны, женщины, усиление среднего класса. Во внешней политике на первом месте Иран и Сирия. Только если кликнуть – Европа и Евразия, – можно найти пресс-релиз о телефонном разговоре Обамы и Путина за 14 апреля.

Складывается ощущение, что Обаме ужасно надоело реагировать на украинский кризис. Тем более, сам кризис на Обаму практически не реагирует, но дает повод обсуждать его дипломатические способности.

Республиканцы, понятное дело, требуют от Обамы большей жесткости. Демократы, например, бывший президент США Джимми Картер (1977 – 1981 гг.), напротив, его оправдывают:

«Я не считаю, что был какой-то способ навсегда отделить Крым от России. Не думаю, что президент Обама или кто-то еще мог бы сделать большее, чтобы предотвратить эту историю в Крыму».

Действительно, вряд ли Обама может реагировать на кризис на Украине более жестко, чем это он уже делает. К тому же, внешняя политика вообще уже стала его ахиллесовой пятой. США не справляются с задачей руководством миром и Обама, убеждены в США, несет за это ответственность.

«Для внешней политики Барака Обамы характерны дерганые движения с запусками и остановками», – считает издание «The American Conservative».

«Он слабо понимает происходящее во внешнем мире за пределом ученых сообществ и чикагских избирательных округов».

В этих словах есть резон. Достаточно посмотреть на неспособность администрации Обамы наладить процесс урегулирования на Ближнем Востоке, на неудачу его политики перезагрузки и многое другое.

К тому же, Обама, возможно, чрезмерно полагается на своих советников, в лице очень консервативно настроенной Сьюзан Райс, помощника президента по национальной безопасности и Саманты Пауэр, представителя США при ООН, известной своими выпадами против России и восторженном отношении к участницам группы «Pussy Riot».

К числу советников по России можно также отнести бывшего посла в России Майкла Макфолла, которого Обама назначил на этот пост вместо профессионала Госдепартамента Джона Байерли.

«Макфол, в отличие от Байерли, это упорствующий политический активист», – считает Филип Джиральди (бывший сотрудник ЦРУ, исполнительный директор неправительственной организации Council for the National Interest).

«Именно он внушил Обаме: соединенные Штаты могут читать Москве лекции о демократии, о Грузии, об Украине, а Москва согласится на сотрудничество в других областях».

Об этом он даже написал книгу «Продвижение демократии за рубежом: почему мы должны и что мы можем».

В то же время эти советники ответственны за ряд неудач президента. Они так и не дали ему совета, что делать с собственными демократическими обещаниями, которые привели его к победе над Бушем.

Например, еще в первую избирательную кампанию он обещал закрыть тюрьму в Гуантанамо и освободить ее узников. Но через два года уже конец второго срока Обамы, а воз и ныне там.

«Он прямо говорил, что одним из первых актов будет закрытие пресловутого американского специзолятора в Гуантанамо. Этого до сих пор не сделано. Вот уже второй президентский срок Обамы подошел к своей середине, а этот изолятор, эта тюрьма – по-прежнему там» (Константин Долгов, уполномоченный МИД по вопросам прав человека).

Когда разразился скандал с прослушкой граждан США и иностранных лидеров американскими спецслужбами, когда Обаму стали критиковать, что он убивает террористов не по приговору суда, а по мутной картинке в прицеле беспилотника, советники тоже не спасли демократическое лицо президента. Да и несостоявшийся удар США по Сирии если кому и добавил очки, то Путину, а не Обаме.

«В результате этой ситуации на Украине, на мой взгляд, он находится в состоянии определенной растерянности. Так сказать, начались какие-то психологические метания. Если вспомнить его выступление перед европейской аудиторией 26 марта… Ну, выступление откровенно слабое» (Сергей Самуйлов, руководитель центра исследований внешнеполитического механизма США института США и Канады РАН).

Тогда советники подложили Обаме очередную свинью, если, конечно, это не было его собственным изобретением. Президент США тогда к всеобщему удивлению заявил, что в Косово был свободный референдум по отделению от Сербии, да еще с согласия соседей.

Как известно, в Косово никакого референдума не проходило, тем более, с одобрения ООН. То есть он на весь мир показал и свою некомпетентность, и некомпетентность своего ближайшего окружения.

«Когда Обама там отказывается приехать туда, отказывается встречаться с российским руководством там или здесь, идут какие-то такие филиппики, но и самое, я не знаю, противное что-ли, неприятное для него, что в российских элитах это воспринимается в общем с определенным юмором, а иногда просто игнорируется. Я думаю, что американскую администрацию в определенной степени это задевает» (Виктор Мизин, замдиректора института международных исследований МГИМО).

Понимание мотивов Обамы, его положения; и сочувствие, причем не лишенное иронии, показал ответ Путина (на «Прямой линии») на вопрос спас бы его Обама, если бы Путин тонул.

Когда кандидат в президенты Обама выступал в 2008 году перед восторженными толпами в Берлине, он пообещал переделать мир заново, и вот теперь все сбывается.

«От Урала до Южно-китайского моря нарастают признаки слабеющего влияния США. Обама делал попытки установить дружеские отношения с Индией, Бразилией, Индонезией… Но в большинстве случаев США либо оказывали отпор, либо игнорировали», – пишет «Financial Times».

Саудовская Аравия продолжает отходить от Соединенных Штатов, Турция возмущена вялой реакцией Вашингтона на ситуацию в Сирии. Президент Бразилии Дилма Русеф отменила первый государственный визит в США за 20 лет в знак протеста против скандала с прослушкой АНБ.

«Мир возвращается к ситуации самоуверенных региональных лидеров и слабеющего гегемона» – пишет «Financial Times».

Ни много, ни мало Обаму обвиняют в закате эры американского мирового порядка. Возможно, это преувеличение. Но факт в том, что глобальный план США перестал неумолимо исполняться. Это относится и к Афганистану, и к Сирии, и к Украине.

От Латинской Америки до Европы исчез страх, что как дядя Сэм сказал, так, в конце концов, и будет. В исчезновении этого страха и упрекают в США Барака Обаму.

Андрей БАТАЛОВ