3 июня в Малом зале заседаний Тюменской городской Думы состоялся круглый стол на тему «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению города Тюмени» по итогам выполнения Резолюции, принятой на заседании постоянной комиссии по экономической политике и жилищно-коммунальному хозяйству 18.02.2014. Напомню, в феврале 2014 года состоялся выездной день депутата посвященный работе городского общественного транспорта. Депутаты посетили ПАТП №1, ПАТП №2, Тюменьгортранс после чего на круглом столе обсудили проблемы в организации работы общественного транспорта и создали некую резолюцию, выполнение которой и планировалось сегодня обсудить.
Анонс мероприятия на сайте Тюменской городской Думы еще неделю назад гласил: «Приглашаем всех желающих принять участие в данном мероприятии.О своём участии просьба сообщить в Тюменскую городскую Думу по телефону (3452) 46-85-26». Однако уже накануне в понедельник, сохраненная неделю назад ссылка не работала и в разделе «Круглый стол» было чистое поле.
Наверное, по этой причине из всего состава депутатского корпуса не было даже третьей его части, либо по причине незначительности данной проблемы для народных избранников, либо по причине сильной занятости. Зато был депутат Тюменской областной Думы В. Зимнев. Поскольку тема круглого стола была обозначена как «создание условий», а в феврале депутатам показали работу только двух перевозчиков эти условия создающих, мной также был подготовлен доклад о том, что «создают условия» в городе еще с десяток перевозчиков, которые являются субъектами малого бизнеса и которых эти самые «условия» не совсем устраивают. Позвонил и записался на выступление накануне. Заявился как представитель Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», в которой занимаюсь проблемой пассажирских перевозок. Но сложилось такое впечатление, что доклады заявившихся на «открытое мероприятие» граждан и общественных организаций ведущему круглый стол депутату Ю. Баранчуку были неинтересны. Но обо всем по порядку.
Сначала с приветственным словом выступил председатель городской Думы Д.Еремеев и передал слово «модератору» Ю. Баранчуку. Далее выступили заместитель департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Р. Шулепов и генеральный директор обоих ПАТП А. Пискулин. К вопросам обоих докладчиков было больше всех вопросов, особенно у либерал-демократов М.Тулебаева и А. Чиркова, которые пытались выяснить кем все-таки принимались решения о закупе такого количества автобусов, простаивающих сегодня мертвым грузом (около 200 единиц) и за которые оплачиваются лизинговые платежи, а также об эффективности работы предприятий в целом. Депутат А. Чирков даже похвалил А. Пискулина, которому удается руководить сразу двумя крупными предприятиями (знал бы он что Александр Ефставьевич руководит еще двумя!). На выручку А. Пискулину периодически приходил модератор Ю. Баранчук, который как умелый адвокат перефразировал вопросы «зубастых» депутатов и тут же сам находил на них ответы.
Жаркая дискуссия завязалась вокруг необходимости большого количества автобусов, оборудованных для перевозки «маломобильных групп населения», поскольку в городе действует также «социальное такси» для инвалидов. В защиту последних выступили депутаты Р.Чуйко и В. Зимнев, ссылающиеся на мировой опыт, причем последний предложил взглянуть на данную проблему глазами инвалидов. Я свое мнение высказал позже: глазами чужих людей на проблему взглянуть не удастся при всей изобретательности, а чтобы обсуждать эту проблему на такие мероприятия нужно приглашать представителей Тюменской областной организации Всероссийского общества инвалидов, которые сами и выскажут свое мнение по проблеме. Так же, как и необходимо приглашать представителей управления государственного автодорожного надзора, которым еще больше есть что рассказать.
На стульях возле стены были разложены комплекты спецодежды для водителей и кондукторов, озвученная стоимость которых в феврале вызвало много споров и среди депутатов, и на городских форумах – вот только ценников на спецодежде не было. Однако, выступивший позже председатель Счетной палаты города Тюмени В. Казанцев сообщил, что по результатам проверки нарушений при закупе спецодежды не выявлено. По поводу закупки автобусов по договорам лизинга, председатель Счетной палаты подтвердил, что действительно – условиями договоров поставки можно было предусмотреть поэтапную поставку и оплату во избежание простаивания транспорта, за который уже приходится платить – этот факт получил отражение в отчете. Насчет ремонта кровли В. Казанцев сообщил лишь, что до настоящего момента идет проверка, начатая прокуратурой. По имеющимся в редакции данным, проверкой строительных работ занимаются также работники правоохранительных органов.
Когда закончились выступления должностных лиц и их ответы на вопросы присутствующих настала очередь для выступлений представителей общественности, которых так любезно приглашал анонс, размещенный на сайте городской Думы. Надо отметить, что к этому моменту в зале осталась примерно половина из отметившихся в начале мероприятия народных избранников. Оставшаяся часть во главе с председательствующим Ю. Баранчуком вспомнила вдруг, что они заседают более двух часов, и пора бы освобождать зал (хотя никакого мероприятия в Малом зале городской Думы после круглого стола не значилось). Заявившихся граждан попросили выступать покороче, хотя никакого регламента в начале мероприятия не заявлялось. Оно и понятно – без перерывов на чаепитие или обед депутатам работать не привычно, для этого в заседаниях городской Думы предусмотрены короткий и большой перерыв. В общем чувство голода победило правила приличия.
Теперь, что хотелось донести до посчитавших нужным присутствовать городских депутатов, представителей общественности и СМИ. Главное: в городе Тюмени условий для предоставления транспортных услуг субъектами малого бизнеса нет! Так за один только 2013 год ТПАТП №1 и ТПАТП №2 на организацию пассажирских перевозок из бюджета города Тюмени было получено свыше миллиарда рублей, в то время как остальными перевозчиками ни копейки.
По результатам прокурорской проверки признаны несоответствующими действующему законодательству два основных документа регулирующих пассажирские перевозки в городе Тюмени: Распоряжение Администрации города Тюмени №848-рк и №846-рк (оба приняты еще в 2008 году). Согласно первому в городе проводились открытые конкурсы среди перевозчиков на право заключения договоров, согласно второму устанавливался порядок организации транспортного обслуживания населения на территории города Тюмени. Таким образом, знаменитая транспортная реформа 2011 года, когда в сентябре после итогов открытого конкурса весь город встал в коллапсе – проводилась по уже не соответствующим нормативно-правовым актам.
Также по результатам прокурорской проверки отдельные нормы «Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием с оказанием транспортных услуг в рамках организации транспортного обслуживания населения города Тюмени» были признаны несоответствующими требованиям законодательства о защите конкуренции, в том числе, в части установления административных барьеров при реализации субъектами предпринимательства свое деятельности. Именно «правильно» прописанный порядок предоставления субсидий позволял получать их только обоим ПАТП, т.к. основное условие их получения – это превышение расходов над доходами, т.е. его убыточность, что прекрасно получается у бывших МУПов, а нынче акционерных обществ.
Благодаря сложившейся в городе Тюмени практике, ПАТП получают с одного перевезенного 18 рублей + компенсацию за понесенные при организации перевозок расходы: от расходов на ГСМ и зарплаты водителям и кондукторам, до оплаты лизинговых платежей (за автобусы которые стоят никому не нужные). Все остальные перевозчики довольствуются только тем, что получают при оплате проезда пассажиром.
Таким образом, то что в последнее время очень часто говорят Президент Российской Федерации, Председатель Правительства и Губернатор Тюменской области о поддержке малого бизнеса – в городе Тюмени не только игнорируется, но и выполняется с точностью до наоборот.
Именно здесь, например, кроется причина невыполнения вечерних рейсов многими перевозчиками. Водителю ПАТП без разницы, сколько пассажиров он везет вечером – даже за провезенный воздух он получит субсидию по расходам на ГСМ. А частнику легче заплатить штраф за невыполненный рейс, т.к. ему ГСМ никто не возмещает. Таких примеров можно приводить много, но смысл один: пока одних поощряют из бюджета за их убыточность, другие выкручиваются как могут.
Таким образом, сегодняшний круглый стол и озвученные в феврале и оформленные в виде резолюции проблемы – это все последствия, когда устранять надо причину. Причина же кроется в отсутствии системного подхода, устаревшей нормативной правовой базе, которая к тому же была прописана под одного участника рынка, в следствии чего ни о какой конкуренции говорить не приходится. А раз нет конкуренции – появляются злоупотребления своим доминирующим положением, которое в совокупности с административным ресурсом дает гремучую смесь.
В заключении выступил также гражданин города Тюмени А. Зайцев, который поставил вопрос о профессиональной непригодности городских чиновников, занимающихся организацией пассажирских перевозок и напомнил слова экс-мэра города Тюмени С. Киричука, который когда-то мечтал как-раз «о двухстах автобусах, которых так не хватает городу Тюмени для решения всех вопросов, но которых негде взять». Другой общественный активист и «народный контролер» Г. Иванов, один из инициаторов февральской резолюции, с сожалением отметил, что ни по одному из пунктов эта резолюция так и не выполнена.
О чем же тогда был круглый стол? Да ни о чем! Очередное мероприятие для галочки: депутаты острую тему сначала подняли, затем обсудили, после чего закрыли. Пассажирам легче стало? Сомневаюсь.
PARK72.ru будет следить за развитием событий по «созданию условий».
Виктор НЕСТЕРУК
Интересненько, денежки на одежду потратили, а в автобусе кондутор всё равно в треньках ходит…(((
кондукторы жалуются, что в новой форме летом жарко, а зимой холодно — ибо синтетика…насчет водителя — вообще без разницы в че он одет (все равно не видно) — лишь бы правила не нарушал и помнил, что везет людей, а не дрова…
да…это верно…
Одёжа, помнится, стоила весьма прилично.
Однако, как я понимаю, единообразная форма распространяется только на муниципальный транспорт, а не на частный.
совершенно верно, причем с частников, работающих в ПАТП мерки тоже снимали и форму судя по всему закупили, но не выдали
Кондуктор это
Эту страну не победить! По итогам рассмотрения резолюции будет подготовлена следующая резолюция. — «…Подводя итог «круглого стола», председательствующий депутат Юрий Баранчук отметил, что все высказанные в ходе заседания предложения войдут в резолюцию, которая будет представлена на одной из ближайших комиссий по экономической политике и ЖКХ». http://duma.tyumen-city.ru/content/news/view-167
Божественно!