Депутаты уходят в сеть

Госдумовские депутаты вот-вот перенесутся в постиндустриальное будущее. В самое настоящее, а не в то, что описывается в футурологической книге Элвина Тоффлера «Третья волна». Уже добрый десяток лет граждане и власти ворчат, что депутаты плохо посещают думские заседания — бывает, что на таковые является с зевотой и скукой на лицах лишь треть от состава. Теперь же, вероятно, мы станем свидетелями того, что Госдуму и вовсе закроют. По техническим причинам.

Dep

«Интерфакс» пишет сегодня, что в России создаётся социальная сеть «Парламентский портал» — специально для депутатов. Газета «Известия» сообщила об этом со ссылкой на вице-спикера нижней палаты Игоря Лебедева. Собственно, последний и руководит рабочей группой по созданию новой сети.

Ресурс проходит стадию доработки: конструируется фильтр, который позволит разделить депутатов на муниципальных, региональных и федеральных.

Также сообщается, что аккаунты на новом портале смогут завести и эксперты.

В соцсети будут обсуждаться законодательные инициативы депутатов.

А ещё у этой сети будет особый статус: простым смертным аккаунтов там не дадут. Нет, читать сеть будет можно, но придётся делать это, помалкивая. Или, как вариант, обсуждать «инициативы» в «ВК» или «Фейсбуке».

Странная какая-то публичность. Точнее, полупубличность. Дверь-то открыта, но «вход строго воспрещён». И зачем нужна ещё одна сеть? Что, мало существующих? Или обсуждать всякие там инициативы и очередные законы в любых других сетях нельзя? Да можно, можно, свобода слова работает, пользуйтесь на здоровье.

Таким образом, аргументы в пользу создания некоей полузакрытой сети не представляются убедительными.

На самом деле есть иное объяснение. Вполне в духе тех кабинетных постиндустриальных теорий, которыми в последней четверти прошлого века наполнили мир американцы. У американцев в мир «третьей волны» переселился один Билл Гейтс, а вот в России туда скоро переедет в полном составе Госдума.

Напомним, «первая волна» — аграрная эпоха, а «вторая волна» — индустриальная эра. Всё это скучно и пыльно, и всё это вот-вот канет в прошлое. Ну, а «третья волна», то бишь постиндустриальная цивилизация, — это такой сказочный мир, где каждый человек живёт в деревенском доме-компьютере, на работу не ходит и не ездит, с утра поливает разминки ради дерево у входа (яблоню, рябину, кедр или дуб — по выбору пользователя), а потом посвящает свой трудодень тюканью пальчиками по клавишам, дабы передать что-то важное другим таким же тюкающим. На телестенах, словно скопированных из книжки Брэдбери «F451», — новости, аналитика, юмор, видеокурсы и прочее занимательное. Не мир, а сплошной «Фейсбук» напополам с «G+». Откуда в мире «третьей волны» берётся что-то материальное, кабинетные учёные, протюкавшие в клавиши всю свою жизнь, не написали. Ну, может, иногда пользователь под дубом корову или козу подоит. Виртуальную.

Сдаётся нам, что в таком-то мире (и без коровы, конечно) прожить смогут далеко не все, но исключительно избранные. А кто у нас избранный? Правильно — депутаты. Они же самые настоящие избранники народа. Народ, время от времени превращаясь в электорат, голосует за кандидатов, и те становятся депутатами. Местными, областными и федеральными.

И вот для них-то для всех и создаётся новая сеть — с тремя уровнями.

Теперь они могут сколько угодно жить в своих служебных квартирах и прочих удобных для жизни помещениях, подключённых к глобальной сети. Зачем же на работу ходить?

Кстати, тенденция к прогулам госдумовских заседаний существует давно, и она крепка.

Осенью 2005 года тогдашняя первая вице-спикерша Госдумы Любовь Слиска раскритиковала депутатов по поводу слабой посещаемости пленарных заседаний. На вечернем заседании Думы она сказала депутатскому залу: «У нас что, эпидемия после обеда? Где фракции ЛДПР, КПРФ, «Родина»?»

В 2010-м году дошло до того, что руководство Госдумы наняло… фотографа. Этот парень должен был каждодневно, да по несколько раз, делать панорамную съёмку зала пленарных заседаний. Кого нет на заседании, тот автоматом зачислялся в прогульщики. Одновременно Комитет по регламенту и организации работы Госдумы будто бы занялся проработкой возможных санкций для тех, кого на снимках не окажется. Но инициатива быстро заглохла — несмотря на то, что ранее вопрос о прогульщиках в Госдуме заострил не кто-нибудь, а сам Дмитрий Медведев (в то время трудившийся на посту президента). Вот его слова: «Пусть ходят на заседания, а те, кто не ходят… Давайте изменим законодательство — пусть гуляют в другом месте».

Решения Дм. Медведева — в жизнь!

Но не тут-то было.

Эти слова Медведев произнёс в апреле, а в мае того же 2010 года «РЕН-ТВ» показал репортаж с одного заседания. Депутаты утверждали там закон о запрете употребления алкоголя за рулём автомобиля. Протокол и реальность отличаются как небо и земля: согласно документу, закон поддержало 449 человек, но телекартинка доказывает, что на голосовании в зале находилось… меньше 90 депутатов.

Ну чисто «Мёртвые души».

Однако самое интересное пресса отметила в начале июля, перед самыми депутатскими каникулами. Да ещё в пятницу, которую в России уже давно переименовали в «тяпницу».

Когда на пятничном заседании Госдума принимала (и приняла) в первом чтении поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального собрания РФ», обязывающие депутатов и сенаторов посещать пленарные заседания, рассматривало проект лишь 150 человек из 450. Симптоматично и то, что ещё до первого чтения из законопроекта исчезли положения о прекращении депутатских полномочий за пропуск без уважительных причин в течение года двадцати пленарных заседаний Госдумы и снижении денежного вознаграждения за каждый пропуск. Другое предложение — о досрочном прекращении полномочий парламентария после пяти прогулов с установлением факта прогула Верховным Судом РФ — тоже не «прокатило».

14 июля того же года стало известно: поправки в упомянутый закон были приняты Советом Федерации. Депутатам и сенаторам запретили (о ужас!) без уважительных причин отсутствовать на заседаниях. Правда, наказания за нарушения не определили. Получилось, что волю господина Медведева уважили, но исключительно формально.

В 2011 году за прогульщиками-депутатами пробовали следить. Об этом не жёлтая пресса писала, а «Российская газета». Цитата:

«Депутаты Госдумы обнаружили, что за ними следят. И не где-нибудь, а, можно сказать, в святая святых — зале пленарных заседаний, куда посторонним без особого приглашения вход запрещен.

Заметив неожиданную опеку, «справоросс» Светлана Горячева с прокурорской прямотой спросила председательствующего на заседании первого вице-спикера палаты Олега Морозова, на каком основании сидящие в зале девушки из аппарата «контролируют работу депутатов и отмечают, кто отсутствует и кто присутствует».

И что же, какие были последствия? Предсказуемые: «…информация о реальной, а не зафиксированной на мониторе в момент регистрации посещаемости депутатами пленарных заседаний в Госдуме не разглашается. Хотя картинки из зала, несмотря на принятые прошлой осенью меры по укреплению думской дисциплины, иногда напоминают те, что когда-то огорчили президента».

На календаре уже 2014-й год, а воз и ныне там.

Наказывают ли кого-нибудь за прогулы? На этот вопрос «Аргументам и фактам» на днях ответил 1-й зампред Комитета Госдумы по регламенту и организации работы (фракция КПРФ) Владимир Поздняков:

«В законе написано, что депутат обязан работать в регионе, в Комитете Госдумы и на пленарных заседаниях. Но мер ответственности нет! Так что многие мои коллеги собираются лишь на вечерний час голосования».

Итак, мер наказания как не было, так и нет.

А теперь ещё и «Парламентский портал». Обсуждать и рассматривать законопроекты можно будет и там. Портал вот-вот «доработают». Так доработали бы уж до кнопок для голосования, что ли!

Добро пожаловать в постиндустриальную эпоху, господа депутаты!

Олег ЧУВАКИН,

фото: russianlook.com