Конечные договоренности относительно базы в Лурдесе были оформлены во время визита Путина в Гавану, тогда же было объявлено о списании кубинского долга
Москва и Гавана договорились о возвращении в пользование России радиоэлектронного центра в Лурдесе (южный пригород Гаваны). Об этом пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на неназванные источники.
По информации издания, РФ начала переговоры о возврате контроля над центром еще несколько лет назад. Обсуждение вопроса резко активизировалось в начале этого года, тогда военные из России несколько раз встретились с кубинскими коллегами.
Конечные договоренности относительно центра радиоперехвата были оформлены во время визита президента РФ Владимира Путина на Кубу, отмечает издание. Тогда же было объявлено о списании 90% кубинского долга в размере $32 млрд.
В российских Минобороны и Генштабе, в ведении которого будет находиться центр, отказались официально комментировать информацию о договоренностях с Гаваной.
Решение вернуться на Кубу собеседники “Коммерсанта” объяснили возросшими финансовыми возможностями РФ, а также охлаждением отношений с США. Подробности восстановительных работ в центре не раскрываются.
По данным газеты, речь о восстановлении присутствия российского персонала на базе в прежних масштабах не идет – современное оборудование не требует такого количества обслуживающего персонала, как в советское время.
Радиоэлектронный центр в кубинском Лурдесе начал работу в 1967 году. Изначально его контролировал СССР. Комплекс, расположенный примерно в 250 км от побережья США, позволял контролировать радиоэфир на значительной части американской территории.
После распада Советского Союза центр перешел под руководство российских оборонщиков. В 2001 году Москва отказалась от него в связи с отсутствием средств на содержание центра, а также следуя требованиям США.
Виктория Легранова: У России есть только один союзник – она сама Пока Владимир Путин совершает продолжительный визит в Латинскую Америку, западные СМИ растерянно гадают — неужели Россия восстановит свою военную базу прямо под боком у США, на Кубе? Так ли это на самом деле, и каковы перспективы России в остальных странах Южной Америки, таких как Аргентина, Бразилия и Никарагуа Pravda.Ru рассказала бывшая служащая американской армии Виктория Легранова.
— Действительно ли именно это является целью визита?
— Мы сейчас находимся с одной стороны, в очень выгодной, а с другой, в значимой позиции. У нас нет идеологических препятствий для расширения сотрудничества с различными регионами.
Первая поездка Владимира Путина была в Юго-Восточную Азию для развития экономических связей, но и военно-политических, в том числе. Вторая поездка состоялась в Латинскую Америку. России как воздух нужны альтернативы на мировой арене, и ничего не мешает нам их найти. При этом, необходима диверсификация во всех сферах.
К примеру, мы закупаем у немцев пищевые добавки, которые при этом производятся в Латинской Америке, и обороты даже этой продукции составляет много миллиардов. Почему бы России не договориться о прямых поставках, это же будет дешевле?
Что касается поездки на Кубу, то она состоялась после демарша вначале 2000- х годов, когда мы полностью вышли из Кубы, при чем, это уже было не при Ельцине. Тогда была совершенно идеалистическая политика, отдавать все, что можно, в надежде, что американцы это заметят и поблагодарят, а со своей стороны будут принимать аналогичные шаги.
Американцы ведут себя по-другому. Чем больше ты отдаешь, тем слабее ты выглядишь в их глазах.
Пока речь идет об экономическом сотрудничестве России и стран Латинской Америки. Установка систем ГЛОНАСС это одновременно и продвижение электронных систем радиоразведки в регионе. Спутники дают немного информации.
В любом случае, военно- политический аспект тоже затрагивается. Мне кажется, это происходит кулуарно, вне камер, но это есть.
— Везде на Кубе, Никарагуа, Аргентине Путин предлагает установить станции слежения ГЛОНАСС, расскажите читателям Pravda.Ru, они смогут заменить базу радиоразведки в Лурдесе?
— ГЛОНАСС вообще к этому отношения не имеет. Может, просто под предлогом развития ГЛОНАСС будут еще какие-то другие договоренности. Американцы сейчас очень активно продвигают систему ПРО среднего радиуса действия, потому что у них не неудачи в системе дальнего поражения межконтинентальных баллистических ракет, из-за того, что у наших ракет высокая скорость, и их практически невозможно перехватить.
Соответственно, им нужна установка подобных систем как можно ближе к нашей границе, радиус покрытия в этом случае получается больше.
Поэтому Украина так нужна Америке. Мы должны иметь и какие-то другие инструменты для самозащиты, чтобы полноценно присутствовать в Атлантическом и Тихом океане. Не обязательно строить десятки военно-морских баз, достаточно 2-3 более-менее работающих баз в этом регионе, которые могли бы позволять нашим кораблям делать дозаправку, и обеспечивать их постоянное присутствие.
Это необходимо, потому что дальше нас ждет игра в “Звездные войны”, которая была в 80-е. Американцы кричали, что могут накрыть Советский Союз, и у них в космосе размещено ядерное оружие. Но это оказалось мифом, и сейчас будет создаваться такой же миф относительно их ПРО. Да, они будут задевать часть ракет, безусловно, и они добились некоторых успехов, но дело в том, что противоракетная оборона имеет кластерный принцип. Вы вынимаете одну микросхему, вставляете другую, и у вас вместо оборонительного оружия уже наступательное. И может уже использоваться для нападения.
— Не является ли этот вояж также намерением обратить внимание Вашингтона к своим границам? Или это можно сформулировать более жестко, как ответ на действия США на Украине, то есть предупреждение, что будут предприниматься адекватные шаги в Латинской Америке?
— Да, но другое дело, насколько далеко зайдет Америка. Может, эти контакты ограничатся расширением экономических связей, но если будет серьезная эскалация напряженности, то, конечно, России потребуются союзники. Другой вопрос в том, насколько эти союзники готовы идти наперекор США. Мне кажется, что они в итоге, будут поддерживать нейтралитет, как это делает и будет делать Китай. Когда говорят, что у нас единственный союзник — Китай, это ложь. У России единственный союзник — она сама. А большим союзником в перспективе является тот же Европейский союз. Не знаю, как это все повернется
— Путин предложил модернизировать порт Мариэль и аэропорт в городе Сан-Антонио-де-лос-Баньос, это стратегические точки, которые являются началом новой военной базы?
Я не уверена в этом, не знаю деталей. Да, эти точки стратегические, но, насколько они будут готовы открыть базу? Любая модернизация при любом раскладе подразумевает адаптацию под военно-морские силы. Мне кажется, что пока превалируют торговые связи. Эти страны при всех их многообразии, гордых прекрасных народов, но они слабы в военном смысле. Другое дело, что, если при помощи России они будут развиваться и наращивать свою военную мощь, и в некотором смысле военно-политическую независимость от решений Вашингтона, и перестанут быть “подбрюшьем США” то, наверное, ситуация будет меняться.
Но понятно, что называться глобальной державой невозможно, не имея свои интересы и точки влияния во всех регионах мира. В конце- концов Россия должна перестать быть региональной страной.
Что касается военного сотрудничества, то нам, конечно, дешевле будет заправляться и обслуживать наши корабли там, чем отправлять их в безумные кругосветки без заходов в порты. Наше постоянное присутствие, конечно, необходимо и в Юго-Восточной Азии, Вьетнаме. У нас уже был опыт работы с этими странами, и это тоже очень важно.
— Каково значение визитов в Аргентину и Бразилию с точки зрения присоединения к антиамериканскому блоку, который сформировался на континенте?
— Я не стала бы говорить об антиамериканском блоке. Да, в Латинской Америке есть экономический блок, который объединяет страны континента. Этот блок является противовесом Северо-Американскому союзу, который включит в себя Канаду, Мексику и США. Дело в том, что сотрудничество с экономическим блоком стран Южной Америки позволит России делать дальнейшие шаги по развитию Таможенного союза. Допустим, что будет российская военная база, реанимирующая Кубу. Вряд ли кто-то решится на ней устанавливать ядерное оружие, Россия на это не пойдет. Но, в любом случае нам нужна некая платформа в регионе вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация.
В НАТО сейчас спад в некотором смысле, поэтому им нужна какая-то война, на фоне которой можно было бы пополнить бюджет, раскочегарить производство вооружений, обновить это вооружение в странах Восточной Европы — точнее заставить их обновить. Все старое вооружение слить в Украину, чтобы война шла там как можно дольше.
Позорное голосование в ассамблее ООН по поводу Украины, когда 90 с лишним стран проголосовало против России — результаты той самой нашей идеалистической позиции, когда мы постоянно идем всем навстречу. Американцы работают непосредственно с каждой страной, и они требуют, чтобы те голосовали против России, несмотря на то, что к нам очень многие относятся хорошо.