Какой кризис? Тюменские власти потратят на чартерные перелеты 77 млн рублей

Общероссийский народный фронт опубликовал очередной рейтинг расточительности субъектов РФ. «Пьедестал» позора на этот раз поделили между собой регионы «тюменской матрешки». Лидером стал Ямал, на втором месте – Тюменская область, на третьем – ХМАО-Югра. Власти этих регионов намерены в 2015 году потратить на чартерные перелеты порядка 400 млн. рублей. «Подобные планы в нынешних экономических условиях идут вразрез с задачей последовательной экономии бюджетов, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным», – считает сопредседатель Центрального штаба ОНФ, куратор проекта «За честные закупки» Александр Бречалов.

Больше всего экспертов народного фронта шокировал Ямал. Когда вся страна оттачивает навыки экономии в условиях кризиса, управление делами правительства ЯНАО объявляет два тендера по осуществлению воздушных перевозок на общую сумму 300 млн рублей. Интересно, что северяне в конкурсной документации обговаривают наличие на борту питания для пассажиров. Предпочтение отдается блюдам северной национальной кухни (на основе ямальских дикоросов и деликатесов).

Для комфортабельного передвижения руководство ЯНАО, согласно конкурсной документации, планирует заказывать самолеты повышенной вместимости Airbus А-320 (не менее 164 пассажирских мест, из которых 8 – бизнес-класса, 156 – экономического), Boеing 737-400 (не менее 158 пассажирских кресел, из них 8 бизнес-класса, 150 – экономического), а также лайнеры повышенной комфортабельности – реактивный самолет CRJ-200LR (не менее 50 пассажиров), CL-600-2B19 Challenger 850 (на 14 пассажиров, VIP-интерьер).  География полетов помимо внутрироссийских распространяется и на зарубежные маршруты.

Куда конкретно намерены летать «командиры Ямала» и их подопечные – не прописано. Но эксперты ОНФ подметили, что на чартеры в ЯНАО в этом году планируют потратить в 3 раза больше, чем на реализацию социально значимой госпрограммы «Доступная среда» (99,6 млн руб.), и значительно больше, чем на региональные подпрограммы «Развитие научной и научно-технической деятельности» (221,5 млн. руб.) и «Подготовка спортивного резерва» (246,4 млн. руб.).

Впечатлила и сумма: лидер прошлогоднего рейтинга расточительности – Вологодская область – была подвергнута порицанию за желание потратить на авиапутешествиям 86 млн руб. Это в 3,4 раза меньше, чем «кризисный» размах северян.

Впрочем, если траты Ямала еще можно попытаться объяснить тотальным полярным бездорожьем – там масса мест, куда попасть можно исключительно на вертолете, то аппетиты властей Тюменской области оправдать сложнее.

Юг «матрешки» намерен извести на чартеры в 2015 году 77 млн. рублей. Руководство Тюменской области  разместило 4 закупки на вышеуказанную сумму. Почти все деньги – 60 млн рублей – собираются потратить на перелеты самолетами, 17 млн. рублей – на перемещение вертолетами.

Югра, где год от года траты на чартеры наращивают (с 16,1 млн рублей с 2012 году до 18,9 млн – в 2014-м), в нынешнем году зарезервировала на авиаперелеты правительства 21,8 млн. рублей.

Это в 3,5 раза меньше, чем заявленные тюменцами расходы, и в 13,7 раз меньше, чем расходы Ямала! Тем не менее, народный фронт считает, что и эта сумма – признак привычки шиковать.

untitled-1_4

В пятерку самых расточительных регионов вошли также Ненецкий автономный округ (четвертое место, 14,9 млн рублей) и Хабаровский край (пятое место, 10 млн рублей).

Фронтовики надеются, что публичное посрамление властей принесет пользу в виде сведения расходов на авиаперелеты до минимума. Они отмечают, что после их критики в предыдущих рейтингах расточительности, ряд регионов в этом году значительно сократили свои расходы на авиаперевозки. Так, траты Красноярского края, Татарстана, Иркутской области и Удмуртии варьируются теперь в диапазоне 1,9 млн – 5,8 млн руб. Все вместе в 2014 г. они потратили 42,9 млн руб., а в 2015 г. запланировали лишь 14,6 млн руб. Фигуранты прошлых рейтингов ОНФ – Республики Хакасия, Коми, Саха (Якутия), Пензенская область и Приморский край – вообще воздержались от подобных закупок (во всяком случае, на данный момент таковых не обнаружено). Лидер прошлогоднего рейтинга Сахалинская область также отказалась от покупки чартеров, однако на ее счету контракт на техническое обслуживание воздушного судна, принадлежащего местным властям, на внушительную сумму в 44 млн. руб.

«Наших активистов интересует более подробная информация относительно данных трат. Возможно, они оправданы, однако зачем фрахтовать чартерные самолеты, когда можно использовать рейсы регулярного авиасообщения. Эта мера, очевидно, позволила бы существенно сэкономить бюджетные средства всех регионов, представленных в нашем рейтинге», – отмечает сопредседатель Центрального штаба ОНФ, куратор проекта ОНФ «За честные закупки» Александр Бречалов.

Между тем, рейтинг расточительности в сети уже активно обсуждают. Кое-кто даже высказал мнение о том, что в «большой Тюменской области» таким образом решили поддержать местных авиаперевозчиков, в частности – находящуюся в бедственном положении авиакомпанию «ЮТэйр».

Никита СМИРНОВ