В Эстонии, в Тарту, разгорелся скандал вокруг выставки молодых польских художников, посвященной теме Холокоста. Авторы заявили, что с юмором рассказывают о крупнейшей трагедии XX века. Однако посетители юмора не поняли.
Как это? Ну, вот так. На одном шокирующем видео голые люди играют в пятнашки в бетонном бункере, который должен изображать газовую камеру концлагеря Освенцим.
Герой другого ролика, пожилой человек, приходит в тату-салон, чтобы обновить сделанную в лагере татуировку с номером 80064.
Такая «юмористическая» подача трагедии Второй мировой войны, естественно, вызывает резкое отторжение. Известный во всем мире Центр Симона Визенталя призвал закрыть такую выставку, назвав ее тошнотворным глумлением над памятью миллионов жертв нацизма.
Вот этот ролик (на данном видео – с 1 мин. 15 сек. до 1 мин. 27 сек.), который шокировал многих и поднял бурю возмущения и в Эстонии, и в России.
Концлагерь Освенцим. Бетонные стены газовой камеры. На их фоне голые люди, приговоренные к смерти, весело бегают друг за другом.
http://youtu.be/EKtxK6yLCWk
В Освенциме ролик и снимали. Это так называемое произведение искусства было выставлено в эстонском Тарту на экспозиции под названием «Моя Польша. Вспоминая и забывая».
Автор ролика – польский художник и политический активист Артур Жмиевский.
Это он говорит с юмором о Холокосте. Поразительно, но организаторы выставки не видят в ней ничего предосудительного и слабо осознают из-за чего весь этот шум.
А это интервью координатора выставки эстонскому телевидению.
«Юмор и ирония – это один из способов пережить травму. Эта выставка говорит, скорее, не о самом событии, она пытается понять, как мы – поколения, живущие после этого, пытаемся справиться с травмой. Юмор – способ справиться с событиями, травмировавшими человеческую душу», – считает координатор выставки Юлия Полуяненкова.
Интересно, понимает ли эта молодая эстонка, о чем говорит, понимает ли, что значит задохнуться в газовой камере, или медленно умирать от истощения, или видеть, как из твоего ребенка выкачивают кровь, а тельце выбрасывают в яму.
Похоже ли все это на юмор?!
«Это глумление над памятью безвинно погибших людей. Другими словами это невозможно назвать. Все должно быть прекращено, закрыто и уничтожено, просто уничтожено. Вот эти вещи не должны иметь ни сохранности, ни срока давности, они должны быть уничтожены» (Адольф Шаевич, главный раввин России по версии РЕК).
Работы, обыгрывающие тему смерти миллионов людей, вызвали протест представителей Тартуской еврейской общины. «Я думаю, что в Холокосте нет ничего веселого и ничего ироничного. Это трагическая тема, и это видео, на мой взгляд, совершенно неадекватно и неуместно», – сказал член Тартуской еврейской общины Роман Смушкин.
Свой протест выразила и международная еврейская организация Центр Симона Визенталя, которая призвала немедленно закрыть выставку.
Она вся посвящена трагедии Холокоста, унесшей 6 миллионов жизней, из них, кстати, и жизни 3 миллионов польских евреев.
Кроме этого жуткого по своей циничности ролика есть и другие экспонаты.
Вот фото якобы узников лагеря, за колючей проволокой, все улыбаются.
«Автор просто пытался найти новую эмоцию, чтобы пережить события через нее».
А на голливудских холмах игривые буквы складываются в слово «Holocaust».
А вот бывший узник Освенцима 92-х лет (на видео выше – с 1 мин. 28 сек. до 1 мин. 40 сек). Художник Артур Жмиевский уговаривает его обновить порядковый номер заключенного на руке, чтобы освежить память о тех годах.
«Эта выставка не может не вызывать возмущения. Есть вещи, над которыми шутить невозможно. Невозможно шутить над огромной страшной трагедией, такой трагедией, какой был Холокост – массовое уничтожение евреев. И подобные шутки, они, вне всякого сомнения, кощунственны. Это сделали какие-то польские художники. Мне очень хотелось бы узнать реакцию польского общества, если бы в таком смешном виде подали бы, например, катастрофу под Смоленском, где погиб президент страны, или Катынь, или Волынскую резню. Мне было бы очень интересно увидеть эту реакцию. Мне кажется, что она была бы очень бурной» (Александр Дюков, директор фонда «Историческая память»).
После давления общественности последовала реакция не польской, но, хотя бы, эстонской стороны. Впрочем, довольно странная. Огорчительным для них оказалось не то, что кощунство называют искусством, а то, что это вызвало столько шума.
«Печально, что выставка нанесла ущерб международному имиджу Эстонии. К сожалению, был упущен момент в ходе подготовки, когда его можно было еще избежать», – говорит министр культуры Эстонии Урве Тийдус.
«Я извиняюсь, если эта выставка задела чьи-то чувства. Мы думали, что делать с видео Жмиевского. Решили, что мы больше не будем показывать их нон-стоп. Мы будем их включать тогда, когда об этом попросит посетитель», – заявила куратор выставки Раэль Артель.
В защиту выставки высказались эстонские художники и профессор Таллиннского университета Михаил Лотман. По его словам, ставить границы в искусстве бессмысленно и очень глупо, кроме тех вещей, которые запрещены законом – например, в Эстонии это порнография… «Насколько мне известно, Холокост к таким вещам не относится».
«Мы могли бы за свой счет сделать экскурсию, договориться, в тот же Бухенвальд, где я недавно был. Свозить их в Бухенвальд. Туда заходишь, и у тебя душа как будто отрывается. Потому, что невозможно смотреть, что там творилось. Я бы посмотрел, какую карикатуру они бы написали на действия супруги коменданта Бухенвальда, когда она на полном скаку на лошади врывалась в стоячих узников концлагеря… Или когда у детей кровь забирали. Какую карикатуру там можно написать?! Или как из кожи человеческой делали украшения, как можно карикатуру сделать?!» (Александр Канышин, зампредседателя общественного совета при Минобороны РФ).
Эта экспозиция запрещена во многих странах Европы. А в Эстонии – пожалуйста, смотрите. Эстония, кстати, была первой страной, объявленной нацистами свободной от евреев. В их истреблении и фашисты постарались, и местные пособники. И теперь страны Прибалтики часто стремятся показать историю Второй мировой войны в своем свете.
«Показать, что нацисты, нацистская сторона, на ее стороне можно воевать, что-то в ней хорошее есть. Снизить представление о том, что на самом деле происходило, какой ужас происходил. Чем являлась нацистская истребительная политика, частью которой являлся Холокост» (Александр Дюков, директор фонда «Историческая память»).
Это, конечно, не Франция и не Шарли Эбдо, однако очень похоже. Похоже тем, что в Европе в условиях не демократии, а распущенности втаптываются в грязь человеческие святыни, человеческая память, человеческие ценности. И никто из западных политиков и общественных деятелей не решается сказать: «Это не искусство и не свобода слова. Это цинизм и потеря человеческого лица».
Напротив, министр культуры Эстонии Урве Тийдус в ходе возникшей дискуссии сочла, что настало время обсудить тему, где проходят границы в искусстве.
А бывший министр культуры Рейн Ланг вопрос, где проходят границы искусства, считает «вопросом на миллион долларов».
«Я крайне скептично отношусь к возможности государства обеспечить благополучие и счастье для всех. Я принципиально придерживаюсь мнения, что любые комиссии по вопросам порнографии и другие комиссии, которые дают оценку произведениям – от нечистого», – сказал Ланг, который занимал кресло министра культуры с 2011-го по 2013 год.
И, казалось бы, какое дело нам здесь в России до того, что происходит в Эстонии, Польше или Франции?
В конце концов, это они, а не мы, вытравливают свою память, искажают сознание своих детей, но если в России перестанут обращать на это внимание, то это скоро станет нормой, как уже стало нормой воспевание нацистов в разных странах мира.
Мы видим то, что сегодня происходит в мире, то, что сегодня происходит в Европе, мы видим то, что произошло на Украине за двадцать с небольшим лет, когда полностью подменили идеологию. Целенаправленно ведется подмена понятий. Целенаправленно ведется искажение истории. Целенаправленно идеологическая война ведется против всего человечества, против всего мира и, естественно, против интересов России» (Олег Михеев, депутат Госдумы РФ, «Справедливая Россия»).
И вот это уже касается и России. И вот этого мы уже не можем допустить.
Р.S. Музей искусств в эстонском городе Тарту под нажимом общественности все-таки отказался от демонстрации двух скандальных видеороликов, которые были представлены в рамках выставки о Холокосте, однако такое решение огорчило экспертов по культуре, в частности, министра культуры Эстонии Урве Тийдус, бывшего министра культуры Рейна Ланга, представителя правления Эстонского музея современного искусства Андреса Хярма и других.
Виктор КОЛМОГОРОВ
вчера на Совбезе эстонец долго и нудно распинался о верховенстве прав индивидуумов над самоопределением наций и государственным суверенитетом стран…
типа, щемят где-то хвостовик группе толератстов, решившей навязать обществу свои сверх-прогрессивные идеи, значит СБ ООН обязан поддержать этих извращенцев, нарушая принципы невмешательства во внутренние дела государств, а постоянные члены Совбеза -должны отказаться от права вето, на такой выкрутас.
на практике, это означает -по примеру описываемой выставки… что если-б возмущенные антифашисты пришли громить ее, снеся попутно всю проебалтическую полицию, то пиндосы могли бы ввести войска! то есть, любая и каждая безумная провокация, даже подготовленная извне -получает крышевание на уровне ООН…
Толерантизм и толерасты
Да уж… аналогия с Шарли напрашивается. Европа нужна помощь психиатра – у неё раздвоение морали.
Зато вчера в Эстонии прошло факельное шествие нацистов, с лозунгом “Эстония для эстонцев”
на параде пиндосов с проебалтами в Нарве -мужик и Российским флагом их троллил и Гимн СССР спел!
дебилы, прости господи