Поле битвы – соцсети

829216_original

Кто стоит за информационными атаками на военно-политическое руководство РФ

Социальные медиа все активнее претендуют на роль «абсолютного оружия» в информационной войне, развязанной против России США и НАТО. В соответствии с американской доктриной сетецентрических военных действий (Network Centric Warfare), в которой т.н. инфосфера рассматривается как полноценная арена боевых действий наряду с сушей, водой, воздухом и космосом, в структуре ряда американских правительственных и околоправительственных организаций формируются «центры цифрового противостояния России». Согласно планам, они будут действовать автономно, но в информационной координации друг с другом. А в случае получения соответствующей боевой задачи объединят усилия для массированной информационной атаки.

Часть из них, представляющая «политическое крыло» американской администрации, будет действовать открыто. Так, в Конгресс США поступила заявка Совета управляющих по вопросам вещания (финансируемая из федерального бюджета США правительственная организация, куда входят Радио Свобода / Свободная Европа, Голос Америки и др. государственные медиаресурсы), на создание на базе офиса Радио Свобода / Радио Свободная Европа в Праге «Цифрового медиадепартамента» (DIGIM). Специалисты DIGIM намерены работать с русскоязычной аудиторией Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассников». Совет считает создание DIGIM приоритетным проектом наравне с противостоянием в соцсетях фундаменталистам из «Исламского государства». Но если на борьбу с вербовщиками ИГИЛ запрошено $6,1 млн, то на «противодействие реваншистской России» (такова официальная цель проекта) $15,6 млн. Кстати, целесообразность проекта DIGIM обосновывается проигрышем США в информационной войне с Россией, как констатировано в докладе Совета.

Тем не менее, основные задачи по ведению войны с РФ в соцсетях возложены на американское разведсообщество и Пентагон. Так, директор ЦРУ Джон Бреннан недавно объявил о крупнейшей реорганизации ведомства со времен его создании в 1947 г. Ключевым изменением оргштатной структуры ЦРУ станет появление Директората цифровых инноваций (Directorate of Digital Innovation). Он объединит прежде самостоятельные центры – Изучения открытых источников (Open Source Center), занимающийся мониторингом и анализом социальных сетей и блогосферы, и Информационных операций (Information Operations Center) – второе по величине подразделение ЦРУ, ответственное за кибершпионаж и информационные диверсии. Активные исследования по «прикладному использования соцсетей» ведет и Агентство перспективных исследовательских проектов разведсообщества США (Intelligence Advanced Research Projects Activity).

В свою очередь, главнокомандующий Силами специальных операций (ССО) Армии США генерал-лейтенант Джозеф Л. Вотел, выступая перед членами Конгресса, рассказал о задаче «повысить боевую активность в соцсетях», которые отныне рассматриваются ССО в качестве «плановой рабочей зоны». В распоряжении Пентагона имеется разработанная в рамках проекта «Искренний голос» (Operation Earnest Voice, OEV) компьютерная программа, позволяющая создавать фейковых онлайн-персонажей в Twitter, Facebook и подобных им сервисах в интересах «распространения свободы и продвижения демократических ценностей». Сведения о данной программе стоимостью $2,76 млн, разработанной лос-анджелеской компанией Ntrepid, просочились в британскую прессу еще в 2011 г. По словам тогдашнего начальника Центрального командования ВС США генерала Морской пехоты Джеймса Н. Мэттиса, OEV создана, в частности, для «борьбы с идеологией и пропагандой» противника. Пункт управления спецоперациями в социальных сетях располагается на базе ВВС США «Макдилл» (штат Флорида) и функционирует в круглосуточном режиме, личный состав – свыше 500 операторов, каждый из которых контролирует около 100 фиктивных юзеров соцсетей, зарегистрированных в различных странах мира. Безопасность их работы обеспечивает многоуровневая защита.

Судя по всему, американская пропагандистская машина еще только готовится к выходу на полную мощность в русскоязычных социальных медиа, однако в недавно созданном российском Национальном центре управления обороной государства (НЦУОГ), ведущем мониторинг соцсетей, уже фиксируют активизацию информационной работы из-за рубежа против России и ее военно-политического руководства. Установлено, что большинство участников информационных атак – русскоязычные украинские блогеры. В НЦУОГ обращают внимание на низкопробность многих подобных материалов, при этом отмечают их массовость и быстроту распространения в блогосфере.

Прослеживается единый замысел и целенаправленная системная деятельность, причем далеко не только со стороны Украины. Это предположение подтверждается скандальными документами, опубликованными на днях на англоязычном сайте www.drakulablog.com. В них отражены совместные планы Киева, НАТО и военных структур США и Великобритании по проведению информационно-психологических операций (ИПО) на востоке Украины и в России. Это, в частности, меморандум с рабочего совещания в Центре НАТО по вопросам стратегических коммуникаций (Рига), проект соглашения на получение украинскими НПО гранта от правительства Великобритании суммой более €240 тыс., а также два плана ИПО «Свободный Донбасс» (на украинском языке) и «Свободная Россия».

Исполнителями указанных планов значатся силовые структуры Украины: СБУ, Штаб АТО, Главное управление разведки ГШ Украины, 74-й центр ИПО ВСУ и 16-й отряд ИПО ВСУ. А структурами по взаимодействию прописаны Центр НАТО по вопросам стратегических коммуникаций (Рига), Киберцентр НАТО, Командование специальных операций и 4-я Группа психологических операций (ПсО) ВС США, 77-я бригада и 15-я группа ПсО Королевских ВС Великобритании. СМИ в прошлом году сообщали о посещении Украины специалистами по психологическим операциям США. Сообщалось также, что офицеры Киберцентра НАТО создали в Мариуполе передовой пункт ведения информационной войны против России.

Наибольший интерес для изучения представляет план «Свободная Россия», целями которого декларируются распространение панических и пораженческих настроений среди населения РФ с призывами к активным революционным действиям, поддержка политической оппозиции, а также подрыв доверия к правящему режиму путем дискредитации доверенных лиц В.Путина, а именно министра обороны РФ С.Шойгу, директора ФСБ А.Бортникова и командующего ВВ МВД РФ В.Золотова. Действительно, по крайне мере по отношению к министру обороны количество негатива в соцсетях за последнее время увеличилось на порядок. Это вполне объяснимо: именно с деятельностью С.Шойгу связано так ненавистное западным и украинским «партнерам» возрождение Армии России и блестящая операция по возвращению Крыма.

На днях израильское «цифровое» коммуникационное агентство Nether Ocean, специализирующееся на рекламе, маркетинге и консалтинге в сети, опубликовало доклад Armies Online, в котором анализируется образ армий различных стран в интернете и социальных сетях. Часть доклада посвящена Армии России – до и после операции по возвращению Крыма, которую, как отмечают эксперты Nether Ocean, «можно назвать новой точкой отсчета в восприятии Российской армии».

Россия использовала правильные медийные каналы во время Крымской операции, – говорится в докладе. – Twitter аккаунт @vezhlivo решал важную задачу: опровергал ту пропаганду, которую вела украинская сторона о действиях самообороны в Крыму. В целом, информационная кампания в соцсетях прошла с огромным успехом: более 1,7 млн твитов с поддержкой от 125 тыс. аккаунтов. Ее кульминацией стал референдум, на котором более 90% жителей Крыма высказались за воссоединение с РФ. Фотографии и посты с поддержкой разлетелись по соцсетям.

А «Вежливые люди» стали интернет-мемом.

Совершенно очевидно, что все это не могло оставить США, НАТО и Украину равнодушными, и регулярные информационные атаки на руководство российского Минобороны в интернете и соцсетях – месть за успех. Конечно, не вся опубликованная негативная информация, касающаяся Минобороны, инициировалась враждебными силами Украины и Запада. Но уж точно активно ими подхватывалась. И не только ими. Это хорошо видно на примере скандала с сотрудником Департамента имущественного обеспечения Минобороны А.Горшколеповым, не так давно арестованным за взятку. В интернете кто-то очень настойчиво пытался представить ситуацию «как системную коррупцию» в Минобороны, провести информационные параллели между делами Васильевой и Горшколеповым. Хотя из общего у этих двух персонажей – только жадность, остальные обстоятельства кардинально различаются. Если Васильеву экс-министр обороны и ее руководитель до сих пор пытается выгородить, то нынешний глава Минобороны лично дал санкцию на следственные действия в отношении Горшколепова. Если Васильева распродавала армейское имущество в ошеломляющих масштабах, Горшколепов получал мзду за назначение на должности в курируемых им структурах. Продать ничего он и не мог, поскольку с приходом С.Шойгу абсолютно все сделки по продаже имущества Минобороны были прекращены и запрещены. Кстати, в информационных выпадах против руководства Минобороны вполне могут быть заинтересованы некоторые нечистоплотные бизнесмены, основу бизнеса которых составляли именно мошеннические сделки по купле-продаже имущества военного ведомства.

Наконец, ни для кого не секрет, что в российской чиновничьей среде принято вести аппаратные войны и интриговать в первую очередь против тех, чья популярность неуклонно возрастает. Многочисленные рейтинги, которые публикуются различными изданиями в период, когда никаких выборов нет и на горизонте, умело используются в аппаратных играх недальновидными чиновниками, которые, увлекшись межличностной подковерной борьбой в собственных интересах, по сути, работают против страны. А подобные «игры» вокруг министра обороны не только наносят ущерб престижу армии, но и помогают в информационной войне против высшего руководства России.

Источник

4 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: