Тюменские охотники стали меньше пить и не виноваты в лесных пожарах

Наши охотники – это категория, незаинтересованная в возникновении пожаров, – заверяет начальник Управления по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды их обитания по Тюменской области Александр Матыченко. – Я в период весенней охоты приезжал с проверкой в станы. Там столько имущества, материальных ценностей, дорогих транспортных средств! Они же не враги сами себе. Наоборот, если охотники видят небольшое возгорание, то сами принимают экстренные меры, а если не справляются, вызывают МЧС.

Alexandr_Matychenko_schitaet_chto_povysilas_kul_новый размер

Начальник Госхотнадзора сообщил, что, по сравнению с прошлым годом количество пожаров сократилось. Увеличение числа лесных возгораний с 1 по 4 мая связано не с охотой. По его наблюдению, причина в жаркой погоде и в том, что отдыхать на природу выезжало большое количество людей.

– Подъезжал к охотничьим станам – все трезвые, – рассказывает Александр Иванович о рейдах во время весенней охоты. – Раньше такое бывало не всегда, теперь ситуация улучшилась благодаря изменениям в законодательстве: за ношение оружия в нетрезвом состоянии можно лишиться права им владеть. Участковый имеет право приехать и провести освидетельствование при помощи алкотестера. Думаю, это сдерживающий фактор, но и сами охотники становятся более сознательными, растет культура. В этом году охота прошла без ЧП – все вернулись домой живыми.

Тем не менее, во время проведения рейдовых мероприятий по контролю за соблюдением охотничьего законодательства с начала года выявлено 484 нарушения, из них 420 – административные, а по 64 фактам заведены уголовные дела за браконьерство. Изъято 39 единиц огнестрельного оружия, наложено 195 тысяч рублей штрафа, предъявлено исков на сумму 1 миллион 122 тысячи рублей. В этом году весенняя охота проводилась в два этапа, на все сроки было выдано 8 521 разрешение, составлено 169 протоколов, изъято 16 единиц огнестрельного оружия.

По словам Александра Матыченко, от выстрелов браконьеров чаще всего страдают лось, кабан и особенно косуля как более легкая добыча. Только за пять месяцев текущего года заведено 64 уголовных дела за браконьерство, тогда как в прошлом году было около 80 таких дел. Браконьеров меньше не становится, несмотря на то, что размер судебного иска за ущерб, причиненный природе, стал довольно значительным. Сейчас базовая ставка на кабана составляет 15 тысяч рублей, на косулю – 20 тысяч рублей, на медведя – до 40 тысяч рублей. При незаконной добыче самца животного эта ставка умножается на коэффициент 3, а на самку коэффициент 5. При расчете суммы иска за браконьерство на особо охраняемой природной территории применяется коэффициент 7. Кроме этого возбуждается уголовное дело (в этом году уже есть прецеденты в Викуловском и Абатском районах). Браконьер выплачивает сумму иска, у него конфискуют оружие, назначаются 150 часов исправительных работ. Но, несмотря на такое наказание, браконьеров меньше не становится.

В этом году очень много женщин получили охотничьи билеты. Нет, это не новое женское хобби, и вряд ли в наших лесах появятся многочисленные амазонки. Интерес прекрасного пола к охоте объясняется введением жеребьевки: чем больше заявилось, тем больше вероятность получить разрешение на добычу. «Раньше лишь несколько женщин имели охотничьи билеты, а из них только одна – две реально выезжают на охоту, – говорит Александр Матыченко. – Теперь на жеребьевку заявляются целыми семьями, тем более, что получить охотничий билет проще простого. Для получения этого документа достаточно написать заявление, приложить копию паспорта, две фотографии, поставить подпись о том, что человек ознакомлен с охотничьим минимумом, и в течение пяти дней вам обязаны выдать охотничий билет».

Лена ДАНМЕР