На днях в Тобольске был торжественно открыт новый корпус ремонтно-испытательного пункта (РИП) Тобольского филиала по транспорту газа АО «СГ-транс».
В 2014 году 3 ноября, когда бригада из пяти человек проводила в РИП процедуру дегазации, прогремел взрыв. Он стал причиной смерти двух работников бригады, заваленных обломками здания, один выживший до сих пор находится на лечении и оформлении инвалидности. Это был вечер предпраздничного дня, поэтому в административном корпусе и на территории филиала не было других сотрудников — иначе число жертв могло бы увеличиться.
По заключению экспертов, мастер нарушил технологию процедуры дегазации, произошла утечка газа, оставшегося в цистерне. «В корпус ремонтно-испытательного пункта вошел локомотив, – позже рассказал на пресс-конференции президент АО «СГ-транс» Сергей КАЛЕТИН, – возникла искра, которая стала причиной взрыва газа и обрушения здания».
«Спасибо советскому вагоностроению, – говорят сотрудники предприятия. – Корпус взорвался – но ни одна из цистерн не загорелась и не сдетонировала, они под завалами были абсолютно целыми». Благодаря такой прочности вагонов-цистерн, один из сотрудников, находившийся в РИП в момент взрыва, отделался всего лишь сломанным носом. Он находился на эстакаде и его взрывной волной бросило вниз и он упал под цистерну, которая его защитила от обломков взорвавшегося здания.
«Наш отряд прибыл первым на место трагедии, – рассказывает начальник Тобольского поисково-спасательного отряда ТОСЭР Татьяна ШИШКИНА. – Главной задачей было найти выживших. В первые несколько минут была направлена дежурная смена, затем был экстренно собран весь отряд в количестве 17 человек». В течение четырех часов из областного центра прибыло усиление в количестве 20 человек Тюменского оперативно-спасательного отряда ТОСЭР под руководством Юрия Палицына. В течение трех дней на разборе завала круглосуточно работали, сменяя друг друга, спасатели и пожарные. Большую помощь в беде оказали газоспасатели, сотрудники организаций-партнеров и работники самого «СГ-транса».
«В вечер трагедии я был дома, отдыхал в выходной, – вспоминает мастер путевых работ производственно-технического участка Тобольского филиала АО «СГ-транс» Сергей КУРГАЕВ, один из награжденных за участие в ликвидации последствий ЧС. – А на следующее утро работал на месте аварии, мы восстанавливали железнодорожный путь».
Руководитель Тюменского оперативно-спасательного отряда ТОСЭР Юрий ПАЛИЦЫН уточнил, что программа подготовки спасателей разработана МЧС России, сотрудники тренируются на специализированных учебных полигонах, где моделируются крупные аварии. Практический опыт в реальных условиях спасатели получают в командировках на ЧС в других регионах.
«Работа с сжиженным газом требует высочайшего уровня ответственности и профессиональной подготовки, – отметил президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин, выступая на церемонии открытия. – Увы, ошибки здесь не прощаются, и сегодня мы делаем все возможное для того, чтобы максимально обезопасить работу наших сотрудников и повысить уровень осознания ответственности каждого на филиале. Мы не только вводим технические новшества, но и уделяем повышенное внимание обучению и аттестации персонала. В рамках усиления контроля в области промышленной безопасности также за наш счет было создано нештатное аварийно-спасательное формирование из числа сотрудников АО «СГ-транс» и заключен отдельный договор на обслуживание с профессиональным аварийно-спасательным формированием».
Калетин подчеркнул, что трагедия заставила предприятие пересмотреть стандарты охраны труда и промышленной безопасности. «С нашей стороны тоже был недосмотр, – признает он. – После происшествия мы тщательно изучили все существующие технологические процессы. С точки зрения закона все соответствовало нормативам. Но жизнь не стоит на месте, и «буква закона» во многом устарела. Поэтому сегодня мы иначе подходим ко всему, что связано с правилами и нормами, и основываемся не на российских, а на европейских стандартах работы со сжиженными газами».
Требования техники безопасности на территории ремонтно-испытательного пункта очень строги. На объекте нельзя находиться в обуви с металлическими набойками, чтобы избежать возникновения искры, которая может привести к взрыву. Все специалисты предприятия — от рабочих до президента — в обязательной спецодежде и обуви, любая синтетика (например, синтетические рубашки) под запретом, так как статическое электричество тоже может стать причиной взрыва.
Сергей Калетин вручил награды представителям организаций, принимавших участие в ликвидации последствий и оказавших помощь, а также работников предприятия, которые внесли большой вклад в оперативное восстановление технологии работы и оказания услуг по подаче и подготовке вагонов.
При строительстве главного корпуса РИП была восстановлена летняя эстакада, которая включилась в технологию работы, чтобы не допускать в главных корпус цистерны, не прошедшие дегазацию. Теперь технология дегазации может считаться полностью безопасной, так как проходит на открытом воздухе, а локомотивы не проходят через главный корпус. После реконструкции количество путей в РИП сократилось до двух, а количество обрабатываемых в нем вагонов-цистерн с 32 до 16 — но, в конечном итоге, объем подготовки вагонов увеличился за счет пуска летней эстакады.
Для повышения оборота вагонов и сокращения непроизводительных расходов, связанных с маневровыми работами на станции «Тобольск», станции «Денисовка», предприятие организовало текущий отцепочный ремонт и построило колесный цех.
Выступая на церемонии открытия нового корпуса РИП, мэр Тобольска Владимир МАЗУР отметил надежность и стабильность АО «СГ-транс». «В беседе с Сергеем Калетиным я услышал о дальнейших планах развития компании и строительства новых площадок, – сообщил мэр. – Это создаст в нашем городе дополнительные высокотехнологичные, профессиональные рабочие места».
Начальник Свердловской РЖД Алексей МИРОНОВ прибыл на церемонию открытия корпуса на автомотрисе — моторном самоходном железнодорожном вагоне, который также называют «рельсовым автобусом». Говоря о сотрудничестве ведомства с компаниями газового комплекса, он отметил, что с 2008 по 2016 год объемы погрузки на станции «Тобольск» увеличились в 2,3 раза, а объем перевозок газа по Тюменской области вырос в 13 раз.
«Развитие инфраструктурных проектов Свердловской железной дороги непосредственно связано с развитием экономического потенциала Тюменской области, – подчеркнул Алексей Миронов. – Идет активная модернизация инфраструктуры ж/д в направлении Тобольск-Тюмень, в которую вложено около 85 миллиардов рублей. К 2018 году будет завершена реконструкция тобольского железнодорожного вокзала, новое обличье которого станет визитной карточкой города. К 2020 году весь тюменский север будет в двухпутном исполнении, а парк пополнится новыми локомотивами и подвижным составом».
Оксана ИСАЕВА,
фото автора