В Тюмени обсудили, как электронное правительство превращается в цифровое

В тюменском Технопарке прошел IX Всероссийский форум «Электронное правительство – современный механизм управления регионом» и выставка «Информационные технологии Тюменской области » «ИНФОТЕХ-2016».

На пленарной дискуссии «Электронное правительство – современный механизм управления регионом» эксперты обсудили электронные и цифровые технологии в сфере реализации госуслуг. Первой темой стало снижение позиций России в рейтинге ООН в развитии информационных технологий и информатизации органов государственной власти.

park_dsc04040Модератор дискуссии – главный редактор главный редактор российского журнала и интернет-портала о высоких технологиях CNews Максим КАЗАК — отметил, что наша страна является одним из мировых лидеров в создании очень крупных и сложных информационных систем. «В России действительно созданы уникальные системы — например, в финансовом блоке, в налоговой инспекции, в казначействе, в Пенсионном фонде, – перечислил он. – Это гигантские проекты, многие из которых — крупнейшие в мире. В 2008 году президент РФ Владимир Путин поставил задачу к 2015 году войти в первую двадцатку рейтинга ООН. Этого сделать не удалось, но был осуществлен значительный рывок: в 2012 году Россия взлетела с 50-х мест до 27-го места, продержалась на нем до 2014 года, но к 2016 году потеряла восемь позиций».

В майских указах президента ставится задача: к 2017 году не менее 70 процентов граждан должны использовать механизм получения государственных услуг в электронном виде. При этом существующая система оценки выполнения этой задачи несовершенна.

park_dsc04061– Росстат опрашивает 69 тысяч человек во всех субъектах РФ, – поясняет Максим Казак. – В прошлом году, согласно статистике, электронными услугами воспользовалось 40 процентов населения — а в единой системе идентификации и авторизации (ЕСИА) зарегистрировано всего лишь 33 миллиона человек, составляющих 28 процентов трудоспособного населения и пенсионеров. В 2014 году ХМАО был лидером статистики: в округе электронными госуслугами пользовались 62 процентов пользователей, в Свердловской — 51 процент, в Магаданской — 24 процента, а в 2015 количество пользователей резко сократилось. Но это не проблема региона — это проблема методики учета.

– Чтобы 70 процентов госуслуг предоставлялось в электронном виде, достаточно 50 процентов активных граждан, которые пользуются услугой записи к врачу, ежедневно смотрят дневник ребенка, оплачивают налоги и ЖКХ», – прокомментировал директор департамента информатизации Тюменской области Александр АЛБЫЧЕВ.

park_dsc04044По словам главы областного департамента, несколько ведомств оказывают 95 процентов электронных услуг – это здравоохранение, образование, трудоустройство, загс, культура и ЖКХ. Александр Албычев отметил важность сотрудничества со школой. «Дети на уроках информатики должны проходить курс компьютерной грамотности и знать, как получать услуги в электронном виде, а затем научить своих родителей, – пояснил он. – Дети более мобильны и адаптированы к информационным технологиям— это наши проводники к электронному правительству». Директор департамента добавил, что в Тюмени на протяжении пяти лет действует программа компьютерной грамотности «Расширяя горизонты», и каждый из 100 тысяч участников зарегистрировался в ЕСИА и стал пользователем портала госуслуг.

park_dsc03978

По мнению участников пленарной дискуссии, факторами, препятствующими получению услуг в электронной форме, является, в первую очередь, безграмотность в сфере интернета и отсутствие явных преимуществ получения услуг в электронном виде. Максим Казак сообщил, что правительство обяжет госорганы принимать заявления в электронном виде без дубликата на бумаге и информировать пользователей обо всех стадиях получения услуги в течение рабочего дня — эти меры должны повысить уровень удобства электронных госуслуг.

park_dsc04020Стоит отметить, что упрощение получения госуслуг в электронном виде — одна из важных тенденций развития этой сферы. Александр Албычев напомнил о том, как существенно упростилась процедура регистрации на портале ЕСИА.

Обсуждая развитие электронных госуслуг, эксперты отметили, что в данный момент, во-первых, происходит переход от электронного правительства к цифровому, ориентированному на мобильные устройства. А, во-вторых, рейтинг ООН учитывает прямую демократию — то есть концепцию электронного правительства не просто как способ получения госуслуг, но как систему прямого электронного участия в управлении. «Возможно, поэтому Великобритания поднялась на семь позиций и заняла первое место в рейтинге, – предположил Максим Казак. – Но мы не должны слепо копировать опыт этой страны. Мы помним, к чему привела прямая демократия Великобритании: выход из ЕС, полный коллапс на финансовых рынках, крушение национальной валюты». В качестве положительного примера Казак привел опыт Москвы, где гражданам предоставляют возможность с помощью электронного голосования участвовать в принятии решений по благоустройству города.

– Например, в каком парке поставить скамейки, в какой цвет покрасить забор, где высадить цветы, какой торт назвать именем Москвы и продавать во всех кафе города, – пояснил Казак.

– Прямая демократия — вещь очень опасная, – согласился вице-президент ПАО «Ростелеком» Антон КОЛПАКОВ. – Нормально, когда таким способом определяется цвет забора или форма торта. Но нельзя так решать более серьезные вопросы — например, голосование по бюджету страны. Это будет победа популизма. Все проголосуют увеличить в три раза пенсии, в десять раз – материнские пособия, и с таким бюджетом страна проживет недолго. Я сам в душе либерал и демократ – но решение толпы будет неадекватным. Это вопрос не технологический, а философский и политический. Необходимо четко очертить периметр прямой демократии.

park_dsc04009

Оксана ИСАЕВА,
фото автора