Подводные камни электронного ОСАГО

С начала 2017 года в России вступили в силу поправки в закон об «автогражданке», обязавшие всех без исключения страховщиков продавать полисы ОСАГО через интернет. Заключение договора в режиме онлайн оказалось востребованной услугой – по данным российского союза автостраховщиков (РСА) только в январе страховые компании продали 190 000 электронных полисов.

Ключевая задача, которую преследовали авторы инициативы – решить проблему доступности обязательного страхования в проблемных регионах. По сведениям федеральных СМИ, ранее автовладельцам из тех субъектов РФ, где ОСАГО приносит убытки, приходилось сталкиваться с трудностями. Компанииотказывали в продаже полисов, прикрываясь сомнительными предлогами — отсутствие бланков, перебои в работе компьютеров. Это приводило к очередям у офисов страховщиков и потоку жалоб в надзорные органы.

Проверить, как инновация работает на практике, решил корреспондент PARK72.RU. Чтобы лично увидеть преимущества и недостатки удаленной покупки полиса, журналист попытался приобрести «автогражданку» на сайтах пяти крупнейших страховых компаний. Как оказалось, система продажи электронных полисов хоть и работоспособна, но все еще далека от совершенства.

А за руль только завтра…

Пожалуй, главный минус заключения страхового договора через интернет – нельзя сесть за руль сразу же после покупки ОСАГО. «По закону дата оплаты не может совпадать с датой начала действия полиса, поэтому если полис нужен уже завтра, то оплатить его надо обязательно сегодня. Это делается, чтобы мошенники не могли оформить е-ОСАГО в день ДТП», — пояснили на сайте одного из страховщиков.

Действия страховых компаний выглядят правомерно – в тексте правил обязательного страхования есть пункт о том, что при безналичном расчете полис направляется клиенту не позднее следующего рабочего дня. Впрочем, часть игроков страхового рынка, вероятно, выходит за установленные законом рамки. Так один из сайтов не позволял указать дату начала действия договора ранее 9 февраля, при том что на календаре в этот момент было 6 число.

Что же делать, если за руль надо сесть прямо сейчас? Судя по всему, единственным вариантом в таком случае остается очный визит в офис.

Данные! Данные! Больше данных!

Еще одна бросившаяся в глаза особенность оформления электронного ОСАГО – избыточное количество требуемых данных. Сайты скрупулезно выпрашивают информацию, которая зачастую не нужна даже при личном обращении за страховкой. На четырех из пяти порталов для регистрации потребовался мобильный телефон, номер которого система проверила, отправив SMS-код. Практически всем страховым компаниям требовалось знать дату выдачи паспорта транспортного средства, а ведь этот документ не у каждого автовладельца под рукой. Один из сайтов зачем-то просил информацию о примерной оценочной стоимости автомобиля и его пробеге.

Еще один важный момент – большинство электронных сервисов по продаже ОСАГО заточены под среднестатистического автомобилиста. Страховщики будто предполагают, что за полисами будут обращаться только граждане РФ, у которых в обязательном порядке есть отчество (к сведению разработчиков анкет, люди без отчеств в России — не редкость), есть стандартный «общегражданский» паспорт (многие живут по виду на место жительство или иностранным паспортам), а водительское удостоверение выдано российской автоинспекцией. Попытка при заполнении web-формы изобразить клиента с нестандартными документами приводила систему в замешательство – она упорно выдавала ошибки и отказывалась сохранять ошибочные по ее мнению данные.

К слову, ошибочными данными несколько сайтов признали и сведения о транспортном средстве. По неизвестным причинам, информационные системы страховщиков не смогли проверить по базе свидетельство о регистрации автомобиля.

Мелкие шероховатости

Еще в начале января в Центробанк поступили жалобы, в которых клиенты страховых компаний сетовали на неудобство процедуры оформления е-ОСАГО. Как прокомментировали ситуацию в РСА, большая часть обращений граждан касалась сложности заполнения большого числа полей.

«Мы обращаем внимание, что это предусмотрено процедурой заключения договора. Если раньше, допустим, все необходимые документы заполнял агент или сотрудник страховой компании, то в случае оформления полиса онлайн придется делать это самостоятельно», — пояснил президент союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Вместе с тем, обилие вводимых данных не всегда гарантирует, что полис будет оформлен без ошибок. Сайты некоторых страховщиков охотно принимали вымышленные номера диагностических карт техосмотра и никак не реагировали на ошибки в паспортных данных автовладельца. При этом случайная опечатка может привести к недействительности всего договора страхования, что в случае ДТП чревато серьезными последствиями.

Проблем с «ОСАГО из под принтера» не возникнет?

Полис “автогражданки”, оформленный через интернет, не нужно забирать в офисе страховой компании. Клиент получит документ по электронной почте и сможет распечатать его на обычном принтере. Естественно, на этой бумаге не будет привычной синей печати – ее роль на себя возьмет электронная цифровая подпись.

«Несерьезный» вид полиса невольно наталкивает на вопрос: «А как к такому документу отнесутся испекторы ДПС?». Тем не менее, в ГИБДД заверили, что сложностей из-за электронной страховки у автомобилистов не возникнет. «Первые полисы такого вида появились еще в прошлом году. Уже тогда все автоинспекторы получили инструкции по поводу проверки такого документа. При необходимости полицейские убеждаются в действительности полиса через базу данных, связываясь по рации с дежурной частью или используя смартфон», — пояснила начальник отделения пропаганды Анжела Борисова.

К слову, иногда в ходе таких проверок выясняется, что полис не имеет юридической силы. Дело в том, что реформы на рынке автострахования не остались без внимания мошенников — в сети появились десятки сайтов, не имеющих никакого отношения к страховым компаниям, где злоумышленники выманивали из клиентов деньги, продавая им вместо настоящих документов «пустышки».

Как сообщил президент РСА Игорь Юргенс, мошенники «клонировали» даже сам сайт союза – в доменном имени официальное название подменили похожим написанием – вместо autoins – autolns (i заменена на l), весь контент и внешний вид сайта при этом полностью дублировал сайт РСА.

Игорь Юргенс напомнил, что список официальных сайтов компаний, осуществляющих продажу е-ОСАГО, опубликован на сайте Российского союза автостраховщиков. «Купить электронный полис можно только напрямую у страховщика, продажа любыми посредниками запрещена законодательно», — подчеркнул он.

PARK72.RU

 

0