Глава Росстандарта Алексей Абрамов рассказал журналистам о развитии системы национальных стандартов, «липовых» сертификатах, «чёрном реестре» и росте оборотных штрафов АЗС.
На одной из пресс-конференций международной выставки «ИННОПРОМ-2018», которая состоялась на прошлой неделе в Екатеринбурге, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Абрамов представил ключевые проекты Росстандарта, касающиеся контроля качества продукции на российском рынке, не обойдя вниманием и актуальные проблемы в этой сфере.
По словам Абрамова, государственный проект «Национальная система сертификации» разрабатывается для того, чтобы помочь добросовестному бизнесу максимально честно позиционировать себя на рынке. Проект включает развитие сети государственных лабораторий Росстандарта, позволяющей проводить объективные независимые испытания продукции. В данный момент проект тестируется в пилотном режиме в нескольких регионах Российской Федерации.
Важно, что в рамках этой системы системы производители будут не единоразово доказывать качество своей продукции, а брать долгосрочные обязательства, в которые входят инспекционные проверки. При этом представители органов сертификации приезжают неожиданно и без предупреждения. Отобранные образцы продукции проверяются в лабораторных условиях, что позволяет заключить, соответствует ли продукция установленным требованиям системы.
«Большинство компаний с бэкграундом, не первый день работающие на рынке, всё хорошо понимают и готовы участвовать в такого рода тестах, — считает глава ведомства. — Они уверены в том, что будут поддерживать своё качество».
Алексей Абрамов подчеркнул, что каждый производитель обязан выполнять минимальные требования технических регламентов, но у предприятий нет мотивации повышать качество продукции. Развитие национальной системы добровольной сертификации может стать эффективным инструментом в честной конкурентной борьбе, в которой выиграет, прежде всего, потребитель.
«Есть отдельные недобросовестные производители, которые пишут «по ГОСТу», — прокомментировал варианты популярной маркировки руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. — А какой ГОСТ имеется в виду, никто не может установить. Производитель, по сути, лукавит и уходит от персонализированной ответственности за качество выпускаемой продукции. Нам кажется, что это недобросовестная практика, и мы планируем принимать меры для того, чтобы таких производителей заставлять убирать такую информацию со своей упаковки».
По его словам, ведомство уже получило первые результаты работы в национальной системе сертификации. Сегодня реестр продукции, маркированной знаком национальной системы, содержит порядка 360 позиций, из них 80 процентов — продукты питания.
Логично, что реестр продукции подтверждённого качества будет логично дополнен «черным списком», в который будут вноситься товары с не обоснованной маркировкой. Руководитель федерального агентства рассказал, что Росстандарт совместно с Министерством промышленности и торговли РФ разрабатывает методологию проверок. «Есть определённые риски, связанные с причинением вреда деловой репутации, — уточнил он. — Организации будут отстаивать свою позицию и обжаловать в суде размещение нами информации о том, что они недостоверно маркируют свою продукцию». Абрамов сообщил, что уже в сентябре этого года будут анонсированы результаты первых мониторинговых акций.
При этом Алексей Абрамов признал, что на сегодняшний день в системе существует ряд проблем. Органы сертификации не всегда работают честно, и есть факты продажи сертификатов без проведения реальных испытаний. В качестве решения он предложил развивать сеть государственных испытательных лабораторий с бюджетным финансированием.
«Росстандарт считает, что нужно развивать испытательную базу и давать нашим российским компаниям возможность доступа к современным испытательным методикам и оборудованию, — подчеркнул он. — Не каждый производитель может себе позволить производственную лабораторию, чтобы контролировать параметры своей продукции».
Руководитель Росстандарта также заявил, что все цифры по поддельным сертификатам на импортную продукцию — «от лукавого», и не имеют прямого отношения к проекту национальной сертификации. Он подчеркнул, что в таком способе выхода на рынок заинтересованы только компании без долгосрочных перспектив.
«Подложные сертификаты и «кривые» схемы ввоза работают только на недостаточно урегулированных рынках, — отметил Абрамов. — По моим ощущениям, ситуация постепенно меняется, и возможностей для использования таких «кривых» схем становится все меньше. Думаю, в ближайшее время будет полностью искоренена практика использования поддельных документов для вывоза продукции. Национальная система сертификации не про ввоз и вывоз, а про позиционирование на рынке и ориентирование на клиента».
Ещё одной важной проблемой современной маркировки продукции является обозначение, что она выполнена по определенным техническим условиям — ТУ.
«Сегодня технические условия — способ уйти от жёстких требований стандартов, — считает Алексей Абрамов. — И производитель ничем не ограничен, если он выполняет минимальные требования по безопасности, предусмотренные техническим регламентом. Но в моем понимании технические условия — это технологический опыт, может быть, какая-то конфиденциальная информация или ноу-хау предприятия, которые позволяют ему производить продукцию лучше. Технические условия должны стать не пониженным стандартом, а более жёсткими требованиями. Так работают все основные компании в мире, их корпоративные стандарты всегда более жёсткие, чем требования национальных стандартов».
Абрамов добавил, что в нашей стране, наоборот, производители «пытаются через липовые сертификаты и заниженные технические условия уйти в «серую» зону». По его мнению, когда будут закрыты все лазейки, пирамида технических требований выстроится достаточно системно.
«Самые жёсткие требования должны быть в самих организациях — это условие их выживания на рынке», — уверен глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. — Ситуация с техническими условиями должна и будет меняться — это стратегия Росстандарта по созданию системы стандартизации».
Глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассказал о результатах применения оборотных штрафов за низкое качество топлива на автозаправочных станциях. Он сообщил, что на сегодняшний день по этой системе оштрафовано порядка пятидесяти АЗС на общую сумму свыше 28 миллионов рублей, что уже в разы превышает объёмы штрафов по итогам прошлого года. Самый крупный штраф наложен в отношении трёх АЗС компании «Шелл» на общую сумму почти 6 миллионов рублей. Средний размер штрафа с выручки в десять раз выше, чем предыдущие штрафы: сумма выросла с 80 тысяч до 800 тысяч рублей. «Скорее всего, этот средний чек штрафа будет ещё немного подрастать, — предупредил руководитель Росстандарта. — Считаем, что этот инструмент может существенно изменить культуру и правосознание участников топливного рынка». Кстати, не так давно Росстандарт предложил применять оборотные штрафы не только за низкое качество, но и за недолив топлива на АЗС.
В прошлом году Росстандарт в нескольких регионах страны проводил эксперимент по централизованной поверке счётчиков воды у населения управляющими компаниями. Новая система поверки предполагала единовременную поверку приборов учёта во всех квартирах дома, что позволило бы снизить финансовые затраты на эту процедуру. Но «человеческий фактор» оказался сильней экономики.
«Очень сложно все синхронизировать, — прокомментировал корреспонденту PARK72.RU Алексей Абрамов. — Нужно договориться с каждой квартирой о том, что придут проверять счётчики, что это проводится в один день и нужно для всех. Эту практику будем продолжать, но большого распространения она получить не сможет».
Абрамов добавил, что главным результатом эксперимента можно считать курс на то, чтобы возложить ответственность за поверку всех квартирных приборов учёта на ресурсоснабжающие организации. Росстандарт совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ сформируют предложение для необходимых изменений в законодательстве.
Оксана ИСАЕВА,
фото автора