Загадки истории: в Западной Сибири в начале нашей эры жили люди с деформированными черепами

В значительном количестве курганов эпохи Великого переселения народов на территории Западной Сибири археологи обнаружили останки людей с искусственно деформированными – вытянутыми – черепами. Причем такая особенность обнаруживается и у мужчин, и у женщин, и у подростков. По-видимому, чтобы придать черепам такую форму, перетягивать головы тугими повязками начинали с младенчества. Об удивительных археологических находках времен IV-VII веков нашей эры, обнаруженных в Западной Сибири и в Тюменской области, в частности, рассказала на открытой лекции, которая состоялась 23 мая в Музейном комплексе им. И.Я. Словцова доктор исторических наук, профессор, преподаватель Тюменского государственного университета Наталья Матвеева.

Деформированность черепов отчасти роднит этих людей с гуннами, часть из которых после развала империи Аттилы и изгнания из Западной Европы, по одной из версий, могла вернуться в Западную Сибирь и привнести свои традиции в местную культуру. Но это лишь одна из версий. Останки относятся к периоду владычества Первого тюркского каганата.

Интересно, что останки людей с удлиненными черепами находят в погребениях, характерных не только для пришлого населения, но и для местных жителей, захороненных с предметами, традиционными для бакальской культуры, поэтому историки предполагают, что в какой-то период времени местное население активно перенимало традиции, которые привносили мигранты – более сильные и воинственные племена. Только желание походить на могущественных чужаков и быть с ними на равных могло заставить людей перенять столь странную «моду» на длинные черепа.

Наталья Матвеева. Фото – кадр из архивного видео телеканала ТюмГУ

Археологи не только пытаются восстановить картину быта далеких предков по найденным предметам, но и восстановить их облик и традиции.

Наталья Петровна свою жизнь посвятила археологии, поэтому тюменцы с большим интересом отнеслись к возможности поприсутствовать на ее лекции и задать вопросы. Она рассказала немало интересного.

Так, к примеру, анализ останков показывает, что на территории Западной Сибири уже в железном веке практиковались операции, связанные с трепанацией черепа. Знахари тех времен вскрывали череп, убирали кусочки кости, а затем – покрывали этот участок пластинками серебра или золота или «заплатками», пропитанными снадобьями. И, как говорит Наталья Петровна, судя по останкам, некоторые люди после таких операций выживали…

Что касается «башнеобразной» деформации черепа, о которой мы рассказали в начале нашей публикации, то она, по-видимому, приводила к частым головным болям, повышенному внутричерепному давлению, возможно, к судорожным припадкам и, как следствие, к агрессивному поведению, которое в те времена поощрялось. Зрителям продемонстрировали реконструкцию «длинноголового» местного обитателя, выполненную тюменским антропологом Еленой Алексеевой.

«Несмотря на то, что черепа были сильно деформированы, в целом, осмотр показал, что у этих людей при жизни было удовлетворительное здоровье, – констатирует Наталья Матвеева. – А судя по характерным бугристым костям, мы можем сделать вывод о том, что этим людям приходилось много физически трудиться, поднимать тяжести, выполнять тяжелую физическую работу, – к этим бугоркам на костях крепились мощные крепкие мышцы. Гладкие кости бывают только у тех представителей рода человеческого, которые не выполняют тяжелой физической работы».

Мужчина, образ которого был реконструирован, был в свое время казнен – это понятно по характерному разрубу в затылочной части черепа, и захоронен с подростком 9-10 лет в общей могиле. У ребенка была аналогичная трансформация черепа.

На останках этого периода замечены бытовые и военные травмы (причем это касается и мужчин, и женщин) – переломы, разрубы костей, но нет. Как правило, лицевых повреждений, что заставляет историков предполагать, что люди хоть и участвовали в военных действиях, но конфликтов, целью которого было оскорбить соплеменника или унизить его практически не было.

Период Великого переселения народов – это этап активной миграции народностей. Не удивительно, что и на территории Западной Сибири в этот период отмечается смена одних культур другими.

По словам ученого, с началом эпохи Великого переселения народов (IV-VII вв) отмечается некоторый упадок господствовавшей ранее на территории Западной Сибири сарматской культуры. «Царские», исполинские курганы высотой до 10 метров и до 100 метров в диаметре, которые прежде активно строили здесь, сменяются в этот период более миниатюрными курганами – высотой до колена и с диаметром основания до 5 метров.

Исследователи полагают, что часть представителей прежней культуры сместились в Приуралье, поэтому археологи из Самары, Ижевска, Перми, Уфы в слоях этого периода обнаруживают следы пребывания новых племен, которые привнесли с собой курганный обряд, которого во времена железного века на этой территории не наблюдалось, а также новые формы горшков и культ коня.

Наталья Петровна подчеркнула, что именно в Западной Сибири было обнаружено самое раннее погребение воина с конем. По ее словам, такого рода погребения очень характерны для позднего средневековья (у тюркских народностей) и даже воспринимаются как своеобразный маркер этого периода времени, но уникальность обнаруженного в Тюменской области захоронения в том, что здесь воин с уложенным в его могилу конем был захоронен примерно в IV веке нашей эры. Видимо, впоследствии именно отсюда эта традиция и получила свое широкое распространение.

По словам Натальи Матвеевой, учеными уже доказано, что в эпоху раннего средневековья на территории Западной Сибири был более теплый и мягкий климат с малоснежными зимами, привычный для кочевых народов. Предполагается, что до Кургана простиралась степь, а юг Тюменской области располагался в районе южной лесостепи.

Отмечается, с одной стороны, миграция населения к северу-западу, где были более обильные луга, пригодные для пастбищ, с другой – движение таежного населения на юг. В этой связи на юге Западной Сибири, в том числе и в Тюмени (в районе Антипино, Криводаново, в частности), в Омске, Кургане обнаруживаются погребения и многочисленные городища с керамикой, украшенной фигурными штампами, техникой, которая была выработана в более ранее время в районе Ханты-Мансийска и принадлежит к так называемой карымской культуре. Археологи предполагают, что находки, сделанные тюменскими археологами, позволяют проследить путь миграции предков венгров, которые относятся к финно-угорской группе.

«На сегодняшний день историкам известного около 200 погребений эпохи Великого переселения народов, причем 135 из них раскопаны в последние годы, – рассказала Наталья Матвеева. – Это период, когда гибнут и исчезают с исторической арены культуры раннего железного века и появляются новые народности, о многих из которых нам мало что известно».

Нередко поселения с артефактами редких культур обладают небогатым культурным слоем, что заставляет историков предполагать, что такие народы шли через Западную Сибирь как через коридор, задерживаясь на этой территории на непродолжительное – в исторических масштабах – время, поэтому они не оставляли за собой ни крупных курганов, ни крепостей и оборонительных рвов, ни мусора…

Были гунны в Западной Сибири и жили ли они здесь – вопрос открытый. На сегодняшний день в мире обнаружено всего порядка 25 захоронений гуннов и делать глобальные выводы пока рано. Но исследовательница склонна считать, что на своем пути в Европу гунны в Западной Сибири не обосновывались, и скорее всего жителей Западной Сибири в числе тех, кто осаждал Рим, не было, но некоторые группы гуннской орды могли позже – после распада империи гуннов – осесть здесь, привнеся крупицы своей культуры.

Наталья Петровна поделилась информацией о большом количестве народностей, пребывание которых отмечено в Западной Сибири. Также она подчеркнула, что археологические исследования последних лет позволили сместить так называемую «тюркизацию» Западной Сибири более чем на 1000 лет вглубь истории, что, по ее мнению, очень важно для понимания происходивших в тот период времени процессов и осознания вовлеченности древнего населения Западной Сибири в мировую историю.

Она также посоветовала не идеализировать Аркаим, расположенный в Челябинской области. Такого рода небольших городищ металлургов, по ее словам, достаточно много в Западной Сибири.

«Принадлежность Аркаима потомкам ариев уже научно подтверждена. Но это не говорит о том, что это уникальное поселение. Аналоги есть и их достаточно много в Западной Сибири и Казахстане. Такие поселения основывали племена металлургов недалеко от месторождений руды. Они осваивали ресурсы, продавали металл и изделия из него, и шли дальше, не оставляя в таких поселениях каких-то уникальных архитектурных или культурных объектов. Там в каждом доме были доменные печи… Мы встречали немало такого рода поселений первых рудокопов, в мусорных кучах которых находили огромное количество изделий из бронзы – люди не слишком бережно относились к изделиям из металла и в случае поломки какой-то детали предпочитали выбросить изделие, а не ремонтировать его. Позже все-таки воспреобладали алтайские металлургические традиции. Археологические данные показывают, что самое большое количество поселений металлургов было на территории Казахстана, там в эпоху железного века они успели выплавить миллионы тонн руды», – рассказала Наталья Матвеева.

Также уже научно доказано, что население Западной Сибири принимало участие в мировой дипломатии и торговле. До самого крайнего севера доходили ответвления Великого шелкового пути, поэтому в поселениях и захоронениях периода Великого переселения народов обнаруживается немало импортных вещей. К примеру, обнаруживается в изобилии керамика, характерная для Средней Азии, стеклянные разноцветные бусы, привезенные в лучшем случае с Северного Кавказа или территории Крыма, если не из более отдаленных регионов, изделия из шелка и вышитые им или шелковыми нитями, обернутыми золотой проволокой (от верхней одежды до нательного белья).

Впрочем, золото и серебро в погребениях, которые сегодня изучают археологи на территории Сибири, – большая редкость. Отчасти – потому, что самые крупные и богатые курганы на территории были разграблены еще во времена Петра I.

Наталья Петровна с сожалением отмечает, что пока отечественная наука не располагает техническими возможностями, позволяющими проводить датировку находок с точностью до десятилетий (на это способны некоторые зарубежные лаборатории, услуги которых дорого стоят), поэтому пока приходится довольствоваться точностью в «плюс – минус» 50-100 лет. Она надеется, что в ближайшей перспективе российские ученые смогут совершить прорыв в этой области и российским археологам не придется с завистью оглядываться на технические возможности американских или европейских коллег.

Что касается модной ныне надежды на то, что изучение генетики может пролить свет на самые туманные периоды истории человечества, то Наталья Матвеева не советует во всем полагаться на данные генетики, поскольку и данный метод пока несовершенен, имеет серьезные погрешности и весьма невысокую точность в датировках. По ее мнению, любая гипотеза должна строиться и подтверждаться комплексом данных, в том числе археологических и этнографических.

Видео лекции доступно здесь.

PARK72.RU