Чайные пары, вазы, сувенирные фигурки ручной работы увозят с собой паломники и туристы в память о посещении древней сибирской обители. Монахини освоили трудоемкую технологию создания фарфоровых предметов, а эскизы для оформления изделий подготовили профессиональные иконописцы. На фарфоре мастерицы изображают виды Тобольска, храмов монастыря, сюжеты с героями сказок – Жар-птицей и Коньком-Горбунком.
Монахиня Елизавета, отвечающая за фарфоровую мастерскую, называет эту глину королевой всех глин. Говорит, что именно из фарфоровой чашки – самый вкусный чай. Но, чтобы самая скромная чайная пара увидела свет, нужно много часов труда.
Сначала глину сметанообразной консистенции заливают в специальные гипсовые формы, где она застывает, а потом изделие трижды обжигают. На обжиг будущие произведения искусства отправляют в муфельную печь.
«Обжиг – это трудоемкий процесс, – отмечает Елизавета. – Температура обжига фарфора составляет 1250 градусов, как пламя дракона. Идет настолько крепкое спекание, что любая другая масса этого просто не выдерживает, она плывет, меняет форму. А именно фарфор, те ингредиенты, которые содержатся в его составе, позволяют сохранить изделию форму».
Сначала изделие проходит предварительный обжиг, потом глазуруется, расписывается, а после этого, еще раз попадает в печь. При обжиге происходит сплавление краски с глазурью, что делает роспись более устойчивой к внешнему воздействию. В финале фарфоровый предмет приобретает блеск и гладкость.
«Если это чайная пара, то отдельно делается чашка, ручка к ней и блюдце, – рассказала монахиня. – У нас есть сестра, которая владеет иконописью, она расписывает готовые изделия. Мы используем виды на монастырь, на Тобольск, картинки с Коньком-Горбунком. Эскизы для изделий были созданы заранее».
Интерес к монастырской мастерской проявляют туристы и паломники. Часто на мастер-классы приезжают группы из Тобольска. Сестра Елизавета рассказывает гостям, что фарфоровые предметы получаются в результате спекания высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое.
«Мы проводим мастер-классы для гостей, если тоболяки приезжают, то после изготовления, через некоторое время я обжигаю изделия, а потом они забирают их домой. Также в мастерской трудятся девочки из монастырского приюта», – отметила монахиня Елизавета.
Помимо фарфорового промысла, в монастыре возродили золотошвейные и иконописные мастерские. Есть огород, скотный двор, где содержатся коровы, овцы, домашняя птица. Послушания по всем направлениями несут 20 сестер. Труд у них не только физический, но и духовный. Ежедневно в храме совершается молитва, а субботу и в воскресенье идут богослужения. Всего на территории обители 4 храма, один из которых домовой.
Иоанно-Введенский монастырь был основан в 1653 году. Первоначально он был мужским. Считается, что место для создания обители указала Пресвятая Богородица через чудотворный образ Знамение.
В 1638 году эту икону несли из Абалакского мужского монастыря в город Тобольск. Крестный ход проходил через деревню Шанталык. Местный деревенский крестьянин Василий подвёл к иконе свою слепую от рождения дочь Анну, и она неожиданно для всех прозрела. Это чудо от иконы сильно поразило всех, а тогдашний архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон благословил основать на этом месте иноческую обитель. Он же и заложил здесь первый деревянный храм в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Усекновения честной его главы.
Обитель расположилась между двумя возвышенностями и получила название Иоанновская междугорская пустынь.
Деревня Шанталык с тех пор стала называться село Ивановское, а в настоящее время носит название – посёлок Прииртышский.
В прошлые века здесь находилась летняя резиденция сибирских митрополитов. Мужской монастырь просуществовал на этом месте 200 лет. Когда хозяйство стало приходить в упадок и братии стало мало, возникло решение сделать обитель женской, что и произошло в 1684 году. До революции она являлась не только социальным, но и просветительским центром, здесь работала школа для местных татарских детей, где их учили грамоте, был создан приют. Сегодня при монастыре также есть небольшой приют для девочек, но не все они сироты, некоторые попали сюда на воспитание из многодетных семей. О нынешнем времени и о прошлом обители прекрасно рассказывает монахиня Иоанна, она проводит экскурсии для гостей.
Первая настоятельница монахиня Серафима, прибывшая из Туринского Николаевского монастыря, управляла обителью менее одного года. В 1865 году пост управления заняла монахиня Дорофея, вызванная из Ново-Тихвинского монастыря. За годы ее управления был введен устав Новгородского Юрьева монастыря, составлен прекрасный монастырский хор, введено совершение монашеского правила, чтение Псалтири. Сестры выполняли разные виды послушаний: занимались в златошвейной мастерской – вышивали золотом и серебром и шелком. Также налажено было свечное производство, занимались скотоводством и хлебопашеством. В пяти верстах от монастыря на заимке Жуковке были устроены разные хозяйственные службы, мукомольная мельница. Отстроен скотный двор, где содержали немало лошадей, рогатого скота, разной дворовой птицы. Производились строительные работы.
В 1866 году в монастыре было открыто училище на 30 человек для девиц духовного звания, на устройство которого Н.Д. Пущина, вдова декабриста М.В. Фонвизина, пожертвовала 3000 руб. На втором этаже этого здания располагалась иконописная мастерская, в которой ученицы под руководством сестер занимались рукоделием. Во время посещения Тобольска Великим Князем Владимиром Александровичем, настоятельница Дорофея со старшими сестрами обители удостоились поднести ему икону Иоанна Предтечи, шитую золотом; работы от учениц – туфли, шитые золотом по голубому бархату, и записную книжку, шитую также золотом по малиновому бархату. Также подарили икону святого Иоанна Предтечи Великому князю Алексею Александровичу, побывавшему в Тобольске в 1872 году, написанную сестрами обители.
В 1888 году в монастыре был устроен приют для детей сирот и детей самых бедных родителей, в котором проживало на содержании монастыря до тридцати человек. Их обучали грамоте и рукоделию. Работы монастырских мастериц участвовали на Всероссийских выставках. Много внимания уделялось песнопению, для монастыря выписывали из других мест и переписывали произведения лучших церковных композиторов.
Женская обитель стала быстро восстанавливаться. К началу XX века монастырь стал, можно сказать, процветающим. Число насельниц обители к началу XX века составляло около 250 человек, из них около 70 были монахинями. В монастыре к этому времени имелось уже четыре: св. Иоанна Предтечи, Введенский, храм преп. Серафима Саровского и великолепный пятикупольный Троицкий собор с приделами в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского. Этот храм располагался на месте теперешнего въезда в монастырь, он был взорван в 1924 году.
В 1916 году построено двухэтажное здание, предназначенное под богадельню с домовым храмом, освященным в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в настоящее время здесь находится сестринский корпус и храм).
Сейчас монастырь называется – Междугорский женский Иоанно- Введенский монастырь. Именно здесь был написан образ Абалакской Божией Матери «Знамение», который привлекает так много паломников в Абалак. В женской обители есть свой список этой иконы, особо почитаемой в Сибири.
«Иконы Божией Матери «Абалакская» и «Целительница» почитаются у нас как чудотворные. Это местно чтимые иконы, – пояснила монахиня Иоанна. – Икона, которая сейчас находится в Абалакском монастыре, написана монахиней нашего монастыря Августой. А у нас, здесь, есть своя икона Абалакской Божией Матери и появилась она чудесным образом. Нам позвонила женщина и попросила забрать у нее икону. Как выяснилось в ходе беседы, образ был написан и освящен еще до революции в нашем монастыре. Вторая икона – «Целительница» также была написана в монастыре, к ней часто приезжают с молитвой о даровании детей. Мы знаем случаи, когда у пар появлялись дети после посещения монастыря и молитвы перед этим образом. Люди пишут письма, приезжают, рассказывают о своих случаях исцеления».
Жизнь даже в таком красивом и благолепном месте не сахар. Монахини много трудятся. Если в прошлые времена монастырь населяли 200 сестер, то сейчас их в 10 раз меньше, а хозяйство все-таки немалое. Поэтому помощники здесь очень нужны. Иногда приезжают девушки и женщины пожить, помолиться и потрудиться – это подспорье для сестер.
«Мы читаем синодик, в нем 400 имен монахинь. Церковные исследователи говорят, что, что перед революцией 1917 года Абалак превратился в «заштатный» мужской монастырь, а здесь расцвело женское монашество, настоящая женская лавра. Тогда было много желающих служить Богу. Души были не «замусорены» интернетом, телевидением…Во многих семьях рождались дети, которые уже с юности проявляли желание послужить Господу», – рассказала монахиня Иоанна.
В историю монастыря вошли события, связанные с Царственными мучениками. В 1918 году Царская семья была отправлена под конвоем в Тобольск. Здесь Государь Император Николай со всей своей семьёй находился под стражей. Для совершения Божественной службы к ним в дом посылался священник. Сестры Иоанно-Введенского монастыря всячески пытались помочь Царственным страстотерпцам. Они тайком от стражи посылали царской семье продукты питания, молоко, тёплые вещи, передавали записки. Монахини певчие пели для них на богослужениях.
В память об этом внимании и заботе, проявленной сестрами монастыря к царской семье, уже в настоящее время, после её прославления, специально для монастыря была написана икона Царственных страстотерпцев. Сейчас она находится в храме св. Иоанна Предтечи, перед ней горит неугасимая лампада. В 1919 году в монастыре располагался полк Белой Армии, который монахини безвозмездно довольствовали. После революции обитель просуществовала до 1923 года.
В 1924 году обитель была закрыта, все церковные ценности конфискованы. Монастырь подвергся полному разорению. Конфискованы иконы украшенные золотом серебром и дорогими камнями. Некоторые иконы разносили по своим домам местные жители. Последняя игумения Мария, казначея и ещё несколько старших сестер были арестованы и отданы под суд. Они были отправлены в тобольскую тюрьму, и, по некоторым сведениям, там и скончались мученически. Остальных сестер разогнали. Обитель какое-то время ещё пыталась существовать под видом сельхозартели, но и таким образом монахини не могли избежать преследований.
С 1933 году в монастыре располагался детский интернат. Он просуществовал здесь до 70 годов прошлого столетия. А в 1977 году в обители разместилось воинское подразделение, которое занимало здания монастыря ещё в течение почти двадцати лет.
По словам монахини Иоанны, недавно в монастыре появилась новая икона – «Введение Божией Матери во храм». Ее привез монах Сербского Хиландарского монастыря, который находится на Афоне (Греция). Когда-то он посетил сибирский монастырь, и так проникся к обители, что решил написать в дар икону.
Как и многие сотни лет, красивый белокаменный монастырь, раскинувшийся между величественных холмов, привлекает внимание людей. В него невозможно не влюбиться. Здесь рады всем, кто приезжает на экскурсии, в гости, готовы помочь молитвой всем нуждающимся и сами примут любую помощь, направленную на благо обители.
Елена КУХАЛЬСКАЯ,
фото автора