Из ста решений, которые приходят в голову российским стартаперам, только десять доходят до практической реализации. В то же время некоторые компании умудряются генерировать идеи сотнями и внедрять в производство половину из них. О том, где искать источники инноваций и как доводить процесс до конца, сегодня говорили на панельной дискуссии, организованной РИА «ФедералПресс» в рамках международной промышленной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге.
Как привлечь стартапы в регион
Дискуссию открыл предправления Фонда Сколково Игорь Дроздов, который рассказал о том, что нужно региону для расцвета стартапов. По его словам, первым фактором является наличие сильных вузов: в качестве примера эксперт привел университет Иннополиса, который создал базу для развития IT-отрасли в Татарстане. Второй фактор – качественная городская среда: из тех регионов, где ее нет, талантливая молодежь стремится переезжать в столицу. Наконец, необходим рынок сбыта для продуктов, которые создают инноваторы: как правило, это крупные индустриальные компании. Впрочем, иногда первично именно стартаперское сообщество, которое само порождает интерес со стороны корпораций, говорит Дроздов.
К схожим выводам можно прийти и методом патентной аналитики, рассказал замруководителя проектного офиса Федерального института промышленной собственности Андрей Лаенко. Например, в Китае создание поездов на магнитной подушке стало возможно благодаря совместной работе университетов, занимающихся теоретическими разработками, инженерных вузов, предприятий, специализирующихся на опытном и малосерийном производстве, и крупных компаний, которые непосредственно строят инновационные железнодорожные ветки.
Пятьсот идей в год
Пример комплексной работы бизнеса, власти и вузов в своем докладе обрисовала исполнительный руководитель корпоративного университета ТМК2U Мария Ворсина. Чтобы привлекать талантливых инноваторов, Трубная металлургическая компания модернизирует свое производство и создает возможности для развития всех сотрудников: рабочих, инженеров и руководителей на базе собственного Корпоративного университета ТМК2U. Конкурентоспособная зарплата, хороший соцпакет и перспективы карьерного роста удерживают работников ТМК от переезда в Москву или Санкт-Петербург.
Все это побуждает металлургов и придумывать новые идеи, для отбора которых компания проводит молодежные научно-практические конференции на каждом заводе и большой форум «Горизонты» в Сочи. Всего в год предлагается около пятисот новых проектов, из которых реализуется половина, а экономический эффект составляет около миллиарда рублей. Для рабочих проходит чемпионат «Игры мастеров», а корпоративное мобильное приложение Mobi2U максимально упрощает подачу идей и позволяет отследить его судьбу.
«Если сотрудник подошел к начальнику с идеей, а он отмахнулся, то идея умерла», – предупреждает Ворсина.
Схожий подход демонстрирует и компания Электрощит Самара. Как рассказал гендиректор управляющей организации от лица Электрощит Самара Владимир Шатунин, компания оснастила своим оборудованием семь вузовских лабораторий, чтобы студенты узнавали о компании и знакомились с ее техникой. При самой компании создан проектный офис, который аккумулирует идеи. Сейчас компания вместе с областным правительством планирует запустить бизнес-акселератор, который станет дополнительной мотивацией для развития самарских инноваций.
«При поддержке Правительства Самарской области мы запускаем бизнес-акселератор на базе компании. Идея проекта состоит в предоставлении компаниям возможности поработать над своими проектами на нашей площадке. Акселератор, на наш взгляд, будет особо привлекателен для молодых компаний, которые на начальных этапах испытывают сложности с поиском заказчиков», – объяснил Шатунин.
«Мы даем удочки, они рыбачат»
Другие российские компании уже успели создать целые платформы для инноваций. Например, «Синара Банк» в рамках проекта «Открытая среда» предоставляет целый ряд сервисов клиентам, желающим разрабатывать новые технологии в финансовой сфере. Среди его резидентов – первая в России сеть автозаправок с оплатой по QR-кодам и авторы приложения для приема платежей через СБП. Решения, которые создаются в «Открытой среде», имеют гарантированный спрос, так как компании знают нужды своих клиентов лучше, чем банк, говорит директор по инновациям Виталий Копысов.
«Мы даем удочки, они рыбачат», – иллюстрирует он отношения «Синара Банка» с резидентами проекта.
Еще одна «технологическая песочница» появится в новом вузовском кампусе в Челябинске. Один из инициаторов идеи – компания «Интерсвязь», у которой большой опыт инноваций: за два года она получила 120 патентов и авторских свидетельств.
«Дефицит технологических идей в регионах – это фейк. Идей много, есть из чего выбирать. Но из ста до практической реализации доходит от силы десять», – заявил замгендиректора «Интерсвязи» Олег Копысов.
Компания делает ставку на создание комплексной экосистемы, которую Копысов противопоставляет разрозненным технологиям «умных городов» прошлого века. В челябинском «умном дворе» можно обнаружить и домофон, интегрированный с голосовым помощником, системой 112 и базой распознавания лиц, и парковку, которая подсказывает водителю направление движения, и целый механизм управления ЖКХ.
Завершила дискуссию эксперт в области теории поколений Евгения Шамис. По ее словам, из-за психологических особенностей молодежь и более возрастные сотрудники зачастую «не слышат» друг друга и не могут воспринимать предложенные идеи. При этом дети XXI века гораздо чаще, чем их предшественники, мечтают стать учеными. А следующее поколение, которому только предстоит родиться, возможно, вернет в число самых желанных и профессию инженера, обнадежила Шамис.
PARK72.RU,
фото Ольги ЮШКОВОЙ, ФедералПресс