На всякий случай – это сказал французский философ Дени Дидро.
А в минувшие выходные мир стал прекраснее благодаря еще двум снежным композициям, созданным руками нашей талантливой землячки – хирурга, поэта и, как выясняется, скульптора Екатерины Выдриной: рыбак и рыбка из сказки А.С. Пушкина, украсившие площадь возле дома культуры в селе Юргинском, и святые апостолы Петр и Павел возле храма на берегу озера Тараскуль в Тюмени.
Работа скульптора заключается, как известно, в том, чтобы от мраморной (в нашем случае – снежной) глыбы отсечь все лишнее. Но этому финальному этапу, в результате которого на свет появляется то, что мы и называем скульптурой, предшествует долгая, кропотливая, часто тяжелая работа. И для ее выполнения требуется слаженная команда, каждый участник которой знает, какая ноша лежит на его плечах. И такая команда у Екатерины Дмитриевны есть.
Замечу: эти люди вот уже двенадцать лет на одном энтузиазме, не только безвозмездно, но часто вкладывая собственные средства, создают красоту в городах и селах юга Тюменской области.
Представьте себе колдуна, «летящего» над землей на высоте нескольких метров. Вы же понимаете, что поднять сугроб, чтобы вырезать из него фигуру, невозможно. Но не для Александра Голендухина, предпринимателя из села Большое Сорокино. Шестиметровую трубу буквально забурили в землю, обледенили, облепили снегом и уже на нее «насаживали» колдуна. Он же придумал каркас для тыквы-кареты для Золушки, фотография которой неделю назад разошлась по всем тюменским пабликам. Почему-то никому не пришло в голову задать вопрос: как такая огромная и тяжелая снежная тыква держится на сравнительно небольших и тонких колесах? А помните два года назад? – баба Яга и избушка на курьих ножках? Каркас для избушки тоже делал Александр Голендухин.
Его супруга Ольга Голендухина, директор школы, землю не бурит и каркасы не варит. Зато она поит работников горячим чаем и кормит их бутербродами. В сорокаградусный мороз – неплохое подспорье.
В селе Юргинском главные помощники скульптора – супруги Ларионовы: Алексей и Елена. В этом году на их плечи легла подготовка «материала» для старика и рыбки: снег со всех окрестностей сгребали бульдозером.
Впрочем, два года назад баба Яга в Сорокино тоже не обошлась без их поддержки. А в этом году Елена еще и сети плела – для рыбака и для апостолов. Из бинтов. Технологию изобретала сама. Мокрые сети выложили на мороз. Сначала они обледенели, а потом еще и пушистым снегом покрылись. Красота да и только! Не говоря уже о том, что вся команда в часы работы и отдыха находилась на полном пансионе у четы Ларионовых.
Тюменские предприниматели Виктория и Вячеслав Полек вообще поражают свои героизмом. Как говорится, не молоденькие уже. Но по первому зову Екатерины Дмитриевны мчатся – в Сорокино, в Юргинское, в Сазоново … И куда там еще…
Виктории поручается очень важная работа: она делает заготовки отдельных частей будущей скульптурной композиции. Например, весло для апостола Павла. Или свиток, который будут держать в руках святые. Или рыба, которую они должны поймать. Напомню, что Петр и Павел были рыбаками.
Технологию изготовления этих «мелочей» Виктория тоже изобрела сама. Разводит снег водой и из ледяной каши лепит необходимую деталь. Руками. Двадцать пар теплых резиновых рукавиц приготовлены заранее, но они все равно промокают. Приходится периодически менять, сушить на батарее… А руки – одни… Не поменяешь. Кстати, гору снега, необходимого для создания старика в Юргинском, обмазывали ледяной кашей полностью, иначе снег просто рассыпался, разваливался. Адская работа.
– Это еще что, – говорит Виктория, – мы-то в варежках. А Катя лепит голыми руками. Вот из этой ледяной каши.
Екатерина Дмитриевна окончила художественную школу. Мы знакомы двенадцать лет, но об этом факте ее биографии, к стыду своему, я узнала только сейчас. Так что художественное видение ей свойственно. Графическое изображение будущей скульптуры создается сначала на бумаге, картинка прорисовывается во всех деталях и в нужных пропорциях. Тогда же приходит и примерное понимание того, как создать фигуру большого размера. Ну, а потом уже начинается волшебство…
– Над лицами апостолов, – рассказывает Виктория, – Катя думала очень долго. Это же апостолы. Искала в интернете иконы с их изображениями. Ей важен был поворот головы, направление взгляда, потому что от этого зависит и положение тела. Она всегда начинает с головы. И вот представьте – лист фанеры и гора мокрого снега. Катя руками лепит голову и что-то мурлыкает себе под нос. И мы понимаем, что она молится. Потому что это – апостолы. И никому в этот момент нельзя к ней подходить.
Зима долгая. Снега много, работы хватит. Вот и в Заводоуковске задумались над тем, как украсить город к Новому году: планируется, что из бутылки будет вылетать джинн – на высоту в четыре с половиной метра. А в селе Боровом возле церкви хотят поставить ледяной крест.
Так что каждые выходные Екатерина Выдрина и ее команда – на низком старте.
Переписка в соцсетях общего чата посёлка Большой Тараскуль:
– Большое спасибо за такую красоту!
– Спасибо за творчество и за радость, которую вы дарите людям!
– Пусть на столе у тебя будет такая же большая рыба, как в реке у Петра и Павла!
– Всем участвующим в этой красоте раздать бесплатно мясо!
– Дай Бог здоровья, кто причастен к добрым делам!
– Ох, какие молодцы! Вот это талантище! Спасибо огромное за красоту и за труд!
Ольга ОЖГИБЕСОВА,
фото Виктории ПОЛЕК