Дуров против ФСБ и UCP

Пока пресса и блоггеры в России пережёвывают слухи о скором возвращении Павла Дурова в Россию и о придумывании им названия новой социальной сети, «Ведомости» выяснили, что создатель «В контакте» собрался засудить фонд UCP, для чего подал иск в американский суд.

Иск подан в окружной суд США по Южному судебному округу штата Нью-Йорк; в роли истцов выступили Дуров и две его компании. В ответчиках числятся UCP, управляющий партнёр фонда Илья Щербович, партнёры фонда В. Лазарева и Ю. Качуро, а также Илья Перекопский и Аксель Нефф, бывшие партнёры Дурова.

Среди ответчиков «Ведомости» называют и три бывшие компании Дурова: «Digital Fortress LLC», «Telegram LLC», «Pictograph LLC». Названным компаниям принадлежит часть активов мессенджера «Telegram».

Дуров обвинил UCP и бывших партнёров в нарушении нескольких законов США, в т. ч. статута RICO — раздела закона об организованной преступности, связанного с коррупцией и вымогательством. Он просит суд компенсировать убытки и признать себя владельцем активов «Telegram».

Вот как описал в иске ситуацию сам П. Дуров.

В декабре 2011 года после протестных акций в Москве ФСБ потребовала от Дурова удалить некоторые группы в сети «В контакте», однако он спецслужбистам отказал. У бизнесмена и его семьи были устроены обыски. Тогда основатель соцсети задумался о создании мессенджера — такого, который не смогла бы читать ФСБ. Проект делался, разумеется, тайно.

Активы «Telegram» создатель мессенджера распределил между несколькими компаниями. Юридическую и организационную деятельность по проекту «Telegram» (от регистрации юридических лиц до заключения контрактов с «Apple», «Microsoft» и другими компаниями) он делегировал Неффу, который, как указывают «Ведомости», стал номинальным владельцем трёх выше перечисленных фирм, и Перекопскому.

Откуда деньги? Согласно иску, проект финансировал сам Павел Дуров.

Перекопский и Нефф получили от него в 2012-2013 годах 4,8 млн. долларов. «Ведомости» указывают, что к иску приложены копии переводов через «Bank of New York».

Сосем недавно, в марте 2014 года, П. Дуров поручил г-ну Неффу передать торговую марку, серверы и контракты некоему некоммерческому обществу, зарегистрированному в Великобритании.

Однако вышла неувязка: г-н Нефф в ответ сообщил, что он больше не является номинальным владельцем компаний.

По утверждению Дурова, не позднее января текущего года Нефф, Перекопский, Щербович и прочие партнёры UCP сговорились с целью отнять у него (Дурова) «Telegram», для чего применили «международные схемы вымогательства».

Партнёры UCP будто бы заплатили Перекопскому (или пообещали заплатить) около 4 млн. фунтов стерлингов (6,7 млн. долл.). Тот смог бы на эти денежки неплохо прижиться в Британии. Неффу предложили нечто более скромное — будто бы взятку в размере более 10000 долларов.

Иск ссылается также на встречу Дурова и Щербовича, произошедшую 2 апреля. Щербович якобы предложил Павлу Дурову подписать соглашение о передаче фонду UCP 48% всего бизнеса «Telegram». За это он пообещал Дурову 52% в компаниях, ранее купленных у Неффа. Дуров от сделки отказался: он никогда не соглашался на передачу активов UCP. Он считает предложение вымогательством, а покупку компаний у Неффа — кражей.

-----251979

Помимо самого Дурова, «Ведомости» связались с Перекопским и Неффом. Но никто из троих не стал отвечать на вопросы.

Тем временем в Интернете пишут о новых проектах господина Дурова — например, социальной сети для мобильных устройств. Уже проверяется на «нравится / не нравится» название «ДругиMobile», и появляются ролики о «возвращении» Дурова в Россию.

Однако постоянные реплики Дурова о ФСБ и заграничная тяжба наводят на правильную мысль о том, что Павел прочно обосновался в демократическом раю и на родину не собирается. На эту же мысль наталкивает и апрельский тезис Дурова: «К сожалению, эта страна и интернет-бизнес сейчас несовместимы». К тому же выводу подводит и весенняя радость Дурова по поводу наложения санкций на Россию. Напомним, 28 апреля г-н Дуров выразил радость от того, что американские санкции коснулись И. Сечина, «бывшего агента КГБ, нынешнее хобби которого — уничтожать большие российские компании, такие как «ЮКОС» и «ВКонтакте».

Трудно представить себе возвращение Дурова в «несовместимую» страну, населённую кагэбэшниками.

Олег ЧУВАКИН