Опальный мэр Галина Ширшина о притворных сделках с властью, революции и тюменских клумбах

Тюмень в рамках своего политического и просветительского турне посетила самый молодой мэр-женщина в России Галина Ширшина. Корреспондент PARK72.RU побывал на встрече скандально известного опального градоначальника и узнал о планах политика.

DSC07885 (1280x852)_result

Про Галину Ширшину можно сказать много, ведь для российской политики они человек нетривиальный и выбивается из общей картины. Став в 34 года самым молодым женщиной-мэром, на посту главы Петрозаводска за два года она сразу отменила «золотые парашюты» для местных чиновников, снизила плату за проезд в городском транспорте, добившись повышения рентабельности троллейбусного парка, отменила из-за соображений экономии процедуру инаугурации. Согласитесь, список впечатляющий. Но в 2015 году ее сместили с поста мэра.

О том, что послужило отставкой мэра, как на самом деле устроена муниципальная власть и существует ли она на самом деле, кто правит бал в регионах, читайте в нашем материале.

О притворных сделках в личной практике 

На сегодня в нашей Конституции четко продекларировано, что Россия — это страна, где федерализация, и мы понимаем, что местное самоуправление лежит в основе политики и экономики нашей страны… формально, но фактически мы также понимаем, что когда рассматриваем полномочия, которые связаны с решением вопросов местного значения, но губернатор, когда это ему нужно и не важно эффективно это или нет, он просто может эти полномочия, если ему что-то не нравится, забрать на свой уровень.

Я вам, как бывший мэр говорю: каким образом можно управлять территорией, землями, которыми она ограничена и оказывать муниципальные услуги жителям, если у тебя нет полномочий в области градостроительной политики?

В Екатеринбурге, например, градостроительство и земля ушли в субъект. В Петрозаводске и вовсе нонсенс: земля у субъекта, а строительство у мэра. Если кто-то сталкивался с этим, то понимает, что все начинается с земли, и она всегда идет за объектом.

Эта кутерьма с полномочиями подтверждает то, что местное самоуправление не является самостоятельным, хотя закон четко говорит о самостоятельности.

О сити-менеджерах и дорогах

Когда мы говорим о том, что местное самоуправление независимо и самостоятельно в принятии решений…при этом я приезжаю в Челябинск и там читаю в новостях: “Губернатор дал последний шанс сити-менеджеру на исправление ситуации с дорогами” и еще каких-то моментов.

Но дороги – это меня зацепило, потому что это был мой бой на протяжении двух лет с республикой. Если у нас плохие дороги, мы должны искать деньги, если у нас дефицитный бюджет – то тем более. И мы можем с вами открыть одну простую истину: любой муниципалитет, там, где есть автовладельцы, формирует дорожный фонд области в соответствии со своим транспортным налогом, который уходит на уровень субъекта.

Возникает вопрос: а кто ответственный, чтобы дороги были в порядке? Муниципалитет или субъект? Понятно, что по идее – это задача местного самоуправления, но деньги, которые он может потратить на решение этого момента, они у региона.

Сегодня законодательство дает все полномочия региону принимать решение кому и как давать деньги и влиять на муниципалитет.

Что такое сити-менеджер, который отчитывается перед губернатором, который дает ему “последний шанс” – это человек, который никогда не скажет своему работодателю “дай мне денег на решение этой проблемы”, потому что жители, которые за меня голосовали нуждаются в этом.

Для вас это не актуально, у вас очень хорошие дороги, не знаю, как в области, но в городе – не сравнить с теми городами, где я была и тем более – с Петрозаводском.

Мэр проигрывает даже с деньгами в бюджете, особенно перед выборами   

[Незадолго до избрания Ширшиной бюджет Петрозаводска внезапно получил подачку на дороги в виде 800 млн рублей, огромные средства для города с бюджетом в 2 млрд, но это не спасло].

Для того чтобы мой город получил нормальные дороги нужно выделять, как минимум по 1 млрд рублей в течении пяти лет. Но при этом мэр все равно проигрывает. Почему? Потому что сделка притворная – выборы, и люди понимают, что решение проблемы, которая зависит от того, что проходят выборы – это не решение. И затем в течение двух лет, когда избрали Ширшину [спикер иногда говорит о себе в третьем лице, прим. ред.] ничего город не получает, и “аллилуйя” сейчас в городе 450 млн рублей на ремонт дорог. А в чем притворность? Ремонт тех дорог, на которых был уже сделан только что ямочный ремонт. Потому что никто не знал, что перед выборами прилетят нам эти деньги, а до этого уже город потратил их на ямочный ремонт. Притворность эта везде.

В чем проблема городов?

Можно долго говорить о бюджетной обеспеченности, о коллизии налогового обеспечения, еще о чем-то, но самая главная проблема в том, что жители нашей страны они не чувствуют притворную сделку. Вот в Петрозаводске это почувствовали в 2013 году, а в России нет этого ощущения.

Вы хорошо живете в Тюменской области, но не знаю на сколько это хорошо, если на 11% реальные доходы населения падают, это статистика уже 2016 года, не знаю насколько доступно медицинское обслуживание, когда идет оптимизация здравоохранения, не знаю насколько хорошо, когда бюджет областной упал в два раза. Но в целом по сравнению с другими регионами – нормально.

Отставка

После отставки мне нужно было очень серьезно подумать. Причина была – неисполнение полномочий, но в нашем законодательстве не прописан количество объема этого параметра . По большому счету можно отправить в отставку человека, у которого нет фактической возможности исполнить свои полномочия. Он не может просто так взять деньги в бюджет, которые городу причитаются, этим кто-то управляет.

За период моей работы администрация города, благодаря федеральной программе, нам удалось построить пять детских садов. Очередь была 8 тысяч человек, вы понимаете, какая была проблема… Каждые полгода мы открывали детский сад.

И один, кстати, до сих пор закрыт из-за притворности губернатора, потому что его построила строительная компания, которой недоволен глава региона. В том детском саду уже стоят кроватки, посуда по шкафам расставлена, а туда никто попасть не может.

За десять лет до того, как мы пришли в администрацию, темпы строительства детских садов были в несколько раз ниже. По решению суда, чтобы закрыть очередь мне нужно было построить за короткое время 20 детских садов, а мы успели только пять. За это и отправили меня в отставку.

Здесь есть притворство: хочешь убрать мэра, ты его уберешь, потому что законодательство тебе позволяет это сделать. Мэр кому должен подчиняться – населению или губернатору? Я считаю тому, кто платит ему зарплату, а платит ему население, но фактически сити-менеджер несет ответственность перед губернатором.

Такие примеры мне журналисты рассказывают, когда они проходят к своим сити-менеджерам, говорят давайте сделаем с вами видеоряд, расскажете, что у вас за программа, он говорит: а зачем? Так для избирателей надо – так у меня один избиратель.

О разочаровании 

Негатива какого-то после отставки нет, но ты понимаешь, что на депутатский корпус обижаться смысла нет. Зачем обижаться на тех людей, которые имеют аффилированный бизнес с власти, зависят от следственных органов и сидят на “коротких поводках”, принимая те решения, о которых им заранее говорят: “Извини, но по-другому…никак”.

Что говорить о них, если за время своей работы они ничего для жителей города не сделали. Например, не подняли базовые ставки аренды муниципального имущества для тех, кто сдает его в субаренду. Городу платят 10 рублей, а себе “кладут на карман” по 450.

DSC07909 (1280x851)_result

Разочарование настигло, что делать в этой ситуации притворных сделок? Решение пришло, я поняла, что это не конфликт двух личностей, это – ситуация, которая создана, спровоцирована  и продумана для того, чтобы у губернатора-назначенца была возможность управлять муниципалитетами.

То, что я хотела, сделать было невозможно, не зайдя на более высокий – федеральный уровень.

О революции и выборах президента

Еще одна революция, еще одно кровопролитие для нашей страны – это будет предел, потому что людей жалко. Таких как я, бойцов, нет. Жалко тех, кто находится в крайне тяжелой финансовой ситуации, а выхода никакого нет. В каком-то городе мне сказали: ну, безнадега. Вот это уже страшно.

Чтобы начались какие-то изменения нужно сделать какой-то первый шаг. И для себя я поняла, что буду делать этот первый шаг. Я его увижу и буду дальше двигаться к 2018 году.

[Здесь Галина Ширшина в контексте, как показалось, намекнула на президентство, но прямо не озвучила это. Переспросив, она ответила, что как член партии “Яблоко” поддерживает своего лидера в этом шаге Григория Явлинского, но подозрения на президентские амбиции – закрались].

Как удалось сократить дефицит городского бюджета?

Поскольку я была избранным мэром, то для меня было важно именно стратегическое развитие города, то есть я понимала, что мы можем не сокращать дефицит бюджета и тратить эти деньги на благоустройство или еще на что-то, но при этом долг бы рос. Принципиальный момент был сократить его, чтобы быть более интересными для коммерческих банков, которые дают возможность получить льготные кредиты.

Я понимаю, что мы выигрываем в том, что платим низкие проценты и дефицит снижается. Долг полностью, конечно, сократить не удалось, но я гарантировала себе то, что хотя бы состоятся кредиты с банками, и я могу быть уверена, что даже если будет задержка поступлений из республики, я смогу выплатить зарплату, потому что деньги есть.

Какие расходы сокращали? 

Это не касалось социальной сферы. Это было благоустройство, аукционы, экономию с которых отправляли на погашение дефицита бюджета. И, конечно, это не очень нравится жителям, потому что они хотят видеть результат работы здесь и сейчас, прямо в тот момент, когда выходишь на улицу.

А в чем разница между работой избранного мэра и сити-менеджера?

Если я работала на стратегию, то сегодняшний сити-менеджер работает на тактику, в этом заключается принципиальная разница. Я понимаю, что не хочу оказаться в ситуации, когда через десять лет посмотрят на результаты работы и скажут, что Ширшина сделала что-то не так… и сегодня мы получаем такие нелицеприятные результаты.

Я надеюсь, что не допустила ни одной ошибки, которая мне может прилететь через десять лет.

Про роль общественников в городе

Не может мэр все знать, я очень плотно работала с общественниками и очень им благодарна. Экспертное сообщество в городе знают гораздо больше, без них мэр работать не может.

Например, мы хотели построить детский сад там, где лес, общественники выступили против, а мне же надо решить проблему с очередями. И мы вместе садились и искали, где есть еще территория, чтобы сохранить этот самый лес. Это стратегия. Хотя, конечно, застройщику было проще построить там, где планировали изначально. Да, мы проиграли в бюджетном плане, но нужно, чтобы лес сохранился, потому что с экологией в городе плохо.

Мы работали правильно. Мне было интересно, чтобы жители участвовали в этом, так как там – внизу – формируются потребности, интересы и культура.

Про скандальную замену газонов и клумб в Тюмени

[Задав этот вопрос, было видно, что гостья… несколько растерялась… и долго не могла подобрать слова, а в глазах отчетливо читалось: “Зажрались”…]

Это какие-то далекие от меня проблемы вы сейчас обсуждаете. Я вам серьезно говорю – это вообще не проблема для Петрозаводска.

[Потому что, это – роскошь непозволительная.]

Проблема хотя бы состоит в том, чтобы спортзал в школе отремонтировать.

Газоны или клумбы и то и другое, конечно, супер, замечательно, я хотела бы быть мэром, который принимает такие решения.

Почему победили?

Власть была настолько оторвана от реальной жизни населения. Приведу пример. В ходе избирательной компании действующий мэр, который переизбирается, начинает вырубать аллею, посаженную сразу после победы в Великой Отечественной войне. Понимаете?

Это не просто хамство, а уже глупость. Но даже если ты с кем-то там договорился, что надо ее вырубить и сделать там тротуар, для бизнесмена это выгодно, но ты хотя бы делай это не в период предвыборной кампании. Человек потерялся ощущение того, что он далеко не бог.

DSC07891 (1280x852)_result

Поэтому я советую, когда будут обсуждать бюджет Тюменской области подумать не о тактике, а о стратегии развития нашего государства. Я серьезно говорю.

Почему он сокращается? Это все упирается в приоритеты нашего государства, которые сегодня выстраиваются. Придите на выборы, я не говорю за кого голосовать, просто дайте возможность появиться альтернативной позиции в парламенте. Меня убивает, что люди начинают разочаровываться, что поделать ничего невозможно.

В 2013 году меня просто мочили в СМИ. Депутаты мне прямо говорили, дескать, как ты будешь работать?.. блокировали мои вопросы. Если бы я тогда думала, что от меня ничего не зависит, то я бы не имела сейчас возможности сказать: у меня было два замечательных года жизни.

Я не говорю, что все плохо, я говорю, что нужна альтернатива.  Сказки не произошло, мы не решаем проблемы газонов и клумб. Все хотели, чтобы этот мэр был чудом, а он оказался обычным.

Ростислав ЖУРАВЛЕВ,

фото автора

DSC07913 (1280x834)_result

DSC07915 (1280x845)_result

DSC07919 (1280x832)_result

2 комментария

  • Фото аватара vanya:

    политическое турне больше похоже на очередной развод какого-нибудь бизнес-тренера, который имея в кармане пять рублей, учит других как заработать денег. Здесь то же самое. Баба просто зарабатывает деньги, сделав себе мало мальскую известность, сделав пару громких заявлений и отменив инаугурацию. Если ты так ничего и не добилась в политике – просто глупо ездить по регионам и учить других как ею заниматься.

    • У неё в регионе какие-то знакомые. Шансов на выборах у Яблока здесь нет. Всех ЛОМов и спонсоров расхватали другие партии. Вот и вся картина маслом, собственно…

Добавить комментарий

Войти с помощью: