В Тюмени обсудили нюансы работы Центра трансплантации органов и тканей

Тюменские медики активно готовятся к проведению первой в истории региона операции по пересадке почки. Хирурги и анестезиологи-реаниматологи уже прошли необходимые курсы в Москве, в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова. Лицензия на медицинскую деятельность, связанную с донорством уже получена, ожидается получение разрешения на трансплантацию и одобрения Минздрава и Академии наук. Об этом рассказал на заседании Общественного совета при департаменте здравоохранения  к.м.н., член профильной комиссии Минздрава России по трансплантологии, главный внештатный специалист трансплантолог Департамента здравоохранения Тюменской области, руководитель Тюменского центра трансплантации органов Сергей Семченко. Первую операцию, как ожидается, проведут уже в конце текущего года. Этого ждут не только медики, но и пациенты с почесной недостаточностью – в Тюменской области несколько сотен больных, для которых пересадка почки является единственным возможным методом лечения.

Напомним, Центр трансплантации органов и тканей появился в структуре Областной клинической больницы №1. Эта новость вызвала серьезный общественный резонанс. Общество пока настороженно относится к вопросам пересадки органов, причем вопросы возникают не только у обывателей, но и у медиков. Видимо, именно поэтому доклад Сергея Семченко назывался «Донорство и трансплантация органов. Общество и медицина. Кто за и кто против?» и был посвящен обсуждению наиболее волнующих вопросов донорства.

Сергей Борисович познакомил членов Общественного совета с медицинскими, правовыми и социальными аспектами трансплантации и органного донорства, рассказал о возможностях, результатах и проблемах трансплантации и пересадки органов в мире и в частности в России. По его словам, на сегодняшний день наш регион нуждается в появлении данного вида медицинской помощи, так как при ряде заболеваний трансплантация – единственный шанс на сохранение жизни пациенту.

«Деятельность по трансплантации в Тюмени начнётся с операций по пересадке почки. В регионе сегодня насчитывается пять тысяч пациентов с разными стадиями хронических болезней почек. Пациентов с терминальной стадией, то есть с конечной – больше 400, лечение диализом в настоящее время проходят 380 пациентов. Трансплантация почки показана и может быть выполнена не всем нуждающимся. В настоящее время ведётся работа по формированию «листа ожидания» и отбору пациентов, которым проведение трансплантации возможно и не противопоказано среди гемодиализных пациентов»,- рассказал докладчик.

1-1

В перспективе, «лист ожидания» будет пополняться не только теми, кто уже лечится искусственной почкой (это один из крайних способов лечения почечной патологии), но и пациентами с более ранней стадией хронической почечной недостаточности, у которых, по мнению Сергея Семченко, трансплантация вызывает меньше отторжений и проходит легче.

На собрании так же затронули тему отношения общества к трансплантации. Несмотря на то, что все члены Совета понимают необходимость развития трансплантации органов, было высказано опасение, что в России, где без донорских органов ежегодно погибают тысячи пациентов, этот процесс может быть воспринят негативно.

«Людей пугает неизвестность. По сути, сама трансплантация – это не более чем хирургическая операция», – пояснил Сергей Семченко. По его словам, споры и общественные волнения может вызвать система донорства или изъятия органов, без которой трансплантация невозможна. Сегодня существует два варианта донорства – от живого человека и посмертное донорство. Последнее обычно и становится предметом активного обсуждения и порождает множество слухов в виду отсутствия понимания и недостатка информации даже среди врачей.

Руководитель Центра трансплантации органов и тканей ОКБ №1 рассказал , что в России пересадить орган от живого донора можно только родственникам. Родство подтверждается документами и даже супруги у нас не могут стать донорами друг для друга. Если пересадка не родственная, донором органов может стать только человек с диагнозом «смерть мозга». Процедура диагностики смерти мозга может осуществляться только в медицинских организациях, имеющих на это разрешение Минздрава России, и проводится консилиумом независящих друг от друга врачей разных специальностей.

Врач-трансплантолог подчеркнул, что смерть мозга – это тяжёлое необратимое и несовместимое с жизнью поражение, которое диагностируют после того, как использованы все лечебные возможности для спасения жизни человека. Оно возникает в результате травматического или сосудистого повреждения головного мозга. «Шансов, что такой больной придет в себя нет, но есть шанс, что одна неминуемая смерть сможет предотвратить до десяти смертей нуждающихся в пересадке того или иного органа»,- заявил медик.

Сергей Борисович выразил надежду, что отношение общества к проблемам трансплантации постепенно изменится, и предложил начать работу по формированию профессиональной позиции у медработников разных специализаций. По его мнению, только когда сами врачи примут трансплантологию, когда будут понимать, как это работает, на каких нормативных актах построено, только тогда, возможно, изменится общественное отношение к трансплантации в лучшую сторону.

PARK72.RU