Праздник прошел, а вопросы остались: что мы отмечали 4 ноября?

В эти выходные в Тюмени прошла открытия лекция в рамках проекта «чайного клуба» на тему «День народного единства, освобождение Москвы». Участники мероприятия попытались ответить на вопрос, а что же мы вообще отмечали? Вроде бы освобождение Москвы от польских интервентов, а как неприятель попал в Москву? Кто выгонял польских оккупантов? Было ли предательство основателя Тюмени, и как вообще страна дошла до жизни такой? Корреспондент PARK72.RU поучаствовал в дискуссии и узнал ответы на эти и другие вопросы.

Историк Николай Цилинский

Сегодня 4 ноября имеет статус государственного праздника и называется Днем народного единства. Но, как говорят историки, события того времени не имеют ничего общего с нашим современным представлением «единения» и «толерантности». Напротив, смутное время было наполнено кровью, предательством, интригами и чередой убийств.

Руководитель площадки «Тюменского чайного клуба» Александр Попов

Но обо всем — по порядку. Свою версию тех событий поведали собравшимся руководитель площадки «Тюменского чайного клуба» Александр Попов и историк Николай Цилинский.

Перед началом лекции спикеры сразу отметили, что сегодня «никто толком ничего не знает, что празднует каждый год» и отметили, что праздник сильно притянут «за уши» и, скорее всего, является простой заменой другой даты – Дня Великой Социалистической октябрьской революции 7 ноября, к которой все привыкли.

А начинается все аж в 1584 году, когда в Москве умирает Иван Грозный и на горе государства не оставляет после себя взрослых наследников. В итоге у пустого трона остаются двое сыновей-подростков: больной Федор и Дмитрий, который в силу юного возраста не готов был принять государственные дела. Делами страны начинает заведовать регентский совет из 4 человек, ключевой фигурой в котором выступает свояк Федора – брат его жены Борис Годунов.

Борис Годунов

Но в 1591 году при загадочных обстоятельствах Дмитрий погибает в уездном городе Углич. Версии разные от убийства по заказу самого Годунова, до несчастного случая во время припадка эпилепсии. Федор умирает от болезни в 1598 году, и Борис становится уже не фактическим, а коронованным русским царем.

«Он показал себя разумным правителем и ничего более, — поясняют историки. — Кровь Рюриковичей не текла в его жилах, и боярский круг начал плести заговоры и распускать сплетни в народе, а ситуацию ухудшил еще голод из-за неурожайного года. Меры по устранению голода не помогают, не смотря на закупки Годуновым хлеба на собственные средства, в народе уже пошла молва, что царь не настоящий и бог за это наказывает отечество голодом» 

На его голову в соседнем государстве Речь Посполитая появляется якобы чудом спасшийся сын Ивана Грозного Дмитрий, который войдет в историю как Лжедмитрий I.

Здесь спикеры обращают внимание на то, что тогда Речь Посполитая – это уния Литвы и Польши.

«Сейчас это звучит, как уния Гондураса и Никарагуа, но тогда Литва и Польша — это были мощные государства», — делают ремарку лекторы. Правит же в это время там король Сигизмунд III, который по терминологии русского ученого Льва Гумилева был пассионарием.

«Внезапно у себя во дворце находит Лжедмитрия самозванца, — иронизируют рассказчики и проводят аналогии. – Я, значит, чудом спасся, принял католичество и Папе Римскому пообещал пропагандировать на Руси католицизм, а Новгород отдать шведам. Это как бы сейчас появился кто-нибудь из Романовых и объявил, что он женат на дочери Трампа, мормон и пообещал бы отдать США Крым или тот же Новгород. Если он сюда придет, что мы ему скажем? Правильно, мужчина до свидания».  

Естественно, опять же, «чудесным образом» самозванец идет в Москву с польским войском. Сейчас его бы назвали «евроинтегратором». Как только интервенты подходят к столице «внезапно» умирает царь Борис Годунов. На престол встает его малолетний сын Фёдор. Но правит он всего с апреля по июнь 1605 года, и по «доброй» традиции того времени его убивают вместе со своей матерью. Ликвидация юного государя проводится по открытому указанию Лжедмитрия москвичами при полном попустительстве боярского круга.

Василий Шуйский

Патриарх Московский Иов отказался короновать Лжедмитрия и его заточили в монастыре и подыскали ему замену в лице церковного иерарха Игнатия, который и короновал самозванца, а также венчал его с полячкой Мариной Мнишек. Кстати, последняя «узнает» своего мужа уже в другом Лжедмитрии — втором. Впрочем, последний был убит в 1610 году своей же стражей, которая состояла из татар, которые таким образом отомстили за убийство своего хана.

Границы польского гоусдарства в 1635 году

А ранее военный деятель Михаил Скопин-Шуйский разгромит его войска и торжественно войдет в Москву победителем. И здесь можно было бы поставить точку, но нет. «Вроде бы поляков разбили и выгнали самозванцев, казалось бы, все сейчас уляжется, но по приезду в Москву во время пира его отравляют», — поясняют историки. Кстати, бокал с отравой он принял из рук жены князя Дмитрия Шуйского Екатерины. Сам князь будет свергнут, и в русском царстве на два года установится «семибоярщина», которая опять позовет в Москву польских захватчиков во главе с королевичем Владиславом.

Димитрий и Феодор Иоанновичи, дети Ивана Грозного

О единстве. Интересный факт: запорожские казаки принимали участие в боях того времени на всех сторонах конфликта. Еще одно любопытное замечание заключается в том, что в этих событиях на стороне поляков выступает один из отцов основателей Тюмени воевода Василий Сукин. Он был одним из немногих кто ездил к королю Сигизмунду с дарами и с прошением возглавить русский престол. Правда по словам другого тюменского историка Алексея Азизова, воевода по возвращению в столицу все же одумался.

Сигизмунд III

«Сукин действительно участвовал в событиях смуты, занимал серьезный пост и его зачастую обвиняют в предательстве, в связи с тем, что он был сторонником польского короля. Но тут надо понимать другое: смутное время – это эпоха, когда вообще законы не писаны. Царя в Москве нет, за что цепляться – неясно. Но он же потом подписывал воззвание к народному ополчению, поэтому он свою позицию поменял. Да и дедушка к тому времени был уже не молодым человеком. Обвинять Сукина в предательстве не совсем правильно, если уж и предал, то свою позицию он уже поменял, когда увидел, что делают в России поляки», — говорит местный историк.

Но вернемся к хронологии событий. По итогам мы имеем польского принца в Москве, целая череда Лжедмитриев и набеги с Крыма татарских орд. «Что делает народ? Говорит: хватит это терпеть», — продолжают рассказчики. Собирается первое ополчение под командованием воеводы Прокопия Ляпунова и атамана донских казанов Иваном Заруцким.

Военные доспехи и костюмы того времени

Но такой союз дворян и казаков со своими интересами оказался непрочным. В итоге Ляпунова по подложному доносу обвинили в предательстве и не разобравшись его зарубили люди Заруцкого.

В Нижнем Новгороде собирается второе ополчение под предводительством уже всем известных Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. И тут надо сделать примечание. Ополчение, как многим может показаться, это были не крестьяне в лаптях и с вилами, а десятитысячное профессиональное и хорошо экипированное войско.

Так мог выглядеть шлем ополченца 1612 года

(Прочувствовать колорит эпохи во время дискуссии помогла тюменская школа исторического фехтования «Последний бастион». Ее представители пришли на встречу в костюмах и экипировке XVII века и продемонстрировали оружие того времени).

В августе Москву осаждают и в ней начинается голод. Пробивающиеся польские гусары к Кремлю терпят поражение под столицей. Эту историю все хорошо знают еще со школьной скамьи.

Причины тех событий носили больше религиозный характер и противостояние православной церкви с Ватиканом

Но все забыли о другом герое той битвы – князе Дмитрии Трубецком, чьи казаки как раз и штурмовали Китай-город 4 ноября. Его войска были под Москвой еще с времени первого ополчения. В последствии он возглавил Земской собор (был фактическим руководителем государства на период работы органа до 1613 года) и получил титул «Спасителя отечества». Его имя также тесно связано с Сибирью и тюменской землей, так как он до 1625 года являлся наместником упомянутых территорий. Скончался он в Тобольске, но его тело было перевезено для погребения в Троице-Сергиеву лавру.

Карта освобождения России от интервентов

Еще год на соборе боярские кланы решали кого выбрать царем русского царства. «Ситуация была как сейчас на выборах в Америке: скандалы, интриги и грязь. На трон претендовал даже сын немецкого короля Максимилиан, но попытки Ватикана опять приложить свои руки были навсегда пресечены», — добавили историки.

Итог все знают: на трон взошел молодой представитель рода Романовых Михаил Фёдорович, который, кстати почему-то находился в осажденном Кремле пока под его стенами стояло народное ополчение. Впрочем, царская династия правила в России до 1917 года.

Заключение.

«Общество было сословным и натянуть на него наше представление о равенстве и братстве невозможно, — делают выводы спикеры дискуссии. – Все-таки сын митрополита Михаил Фёдорович — человек не простой и был равно удален ото всех кланов, не успел никому насолить, это была компромиссная фигура. Праздник сейчас празднуется — как братство всех народов России, но, как видно, эта вся история совсем не толерантная и совсем не про права человека. Это была — религиозная борьба. А дату праздника «единения» можно выбрать и другую, например, историю с русским кораблем «Варяг» или та же самая часть советской истории «28 панфиловцев», почему второпях была выбрана эта дата, мы не знаем».

«Какие уроки? Всегда, чтобы не происходило, нужно объединяться и бить захватчиков», — на этой шутке и закончилась тюменская дискуссия.

Ростислав ЖУРАВЛЕВ,

фото автора

Тюмень во время празднования 4 ноября, 2016

6 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: