В эти выходные в Тюмени прошла открытия лекция в рамках проекта «чайного клуба» на тему «День народного единства, освобождение Москвы». Участники мероприятия попытались ответить на вопрос, а что же мы вообще отмечали? Вроде бы освобождение Москвы от польских интервентов, а как неприятель попал в Москву? Кто выгонял польских оккупантов? Было ли предательство основателя Тюмени, и как вообще страна дошла до жизни такой? Корреспондент PARK72.RU поучаствовал в дискуссии и узнал ответы на эти и другие вопросы.
Сегодня 4 ноября имеет статус государственного праздника и называется Днем народного единства. Но, как говорят историки, события того времени не имеют ничего общего с нашим современным представлением «единения» и «толерантности». Напротив, смутное время было наполнено кровью, предательством, интригами и чередой убийств.
Но обо всем — по порядку. Свою версию тех событий поведали собравшимся руководитель площадки «Тюменского чайного клуба» Александр Попов и историк Николай Цилинский.
Перед началом лекции спикеры сразу отметили, что сегодня «никто толком ничего не знает, что празднует каждый год» и отметили, что праздник сильно притянут «за уши» и, скорее всего, является простой заменой другой даты – Дня Великой Социалистической октябрьской революции 7 ноября, к которой все привыкли.
А начинается все аж в 1584 году, когда в Москве умирает Иван Грозный и на горе государства не оставляет после себя взрослых наследников. В итоге у пустого трона остаются двое сыновей-подростков: больной Федор и Дмитрий, который в силу юного возраста не готов был принять государственные дела. Делами страны начинает заведовать регентский совет из 4 человек, ключевой фигурой в котором выступает свояк Федора – брат его жены Борис Годунов.
Но в 1591 году при загадочных обстоятельствах Дмитрий погибает в уездном городе Углич. Версии разные от убийства по заказу самого Годунова, до несчастного случая во время припадка эпилепсии. Федор умирает от болезни в 1598 году, и Борис становится уже не фактическим, а коронованным русским царем.
«Он показал себя разумным правителем и ничего более, — поясняют историки. — Кровь Рюриковичей не текла в его жилах, и боярский круг начал плести заговоры и распускать сплетни в народе, а ситуацию ухудшил еще голод из-за неурожайного года. Меры по устранению голода не помогают, не смотря на закупки Годуновым хлеба на собственные средства, в народе уже пошла молва, что царь не настоящий и бог за это наказывает отечество голодом»
На его голову в соседнем государстве Речь Посполитая появляется якобы чудом спасшийся сын Ивана Грозного Дмитрий, который войдет в историю как Лжедмитрий I.
Здесь спикеры обращают внимание на то, что тогда Речь Посполитая – это уния Литвы и Польши.
«Сейчас это звучит, как уния Гондураса и Никарагуа, но тогда Литва и Польша — это были мощные государства», — делают ремарку лекторы. Правит же в это время там король Сигизмунд III, который по терминологии русского ученого Льва Гумилева был пассионарием.
«Внезапно у себя во дворце находит Лжедмитрия самозванца, — иронизируют рассказчики и проводят аналогии. – Я, значит, чудом спасся, принял католичество и Папе Римскому пообещал пропагандировать на Руси католицизм, а Новгород отдать шведам. Это как бы сейчас появился кто-нибудь из Романовых и объявил, что он женат на дочери Трампа, мормон и пообещал бы отдать США Крым или тот же Новгород. Если он сюда придет, что мы ему скажем? Правильно, мужчина до свидания».
Естественно, опять же, «чудесным образом» самозванец идет в Москву с польским войском. Сейчас его бы назвали «евроинтегратором». Как только интервенты подходят к столице «внезапно» умирает царь Борис Годунов. На престол встает его малолетний сын Фёдор. Но правит он всего с апреля по июнь 1605 года, и по «доброй» традиции того времени его убивают вместе со своей матерью. Ликвидация юного государя проводится по открытому указанию Лжедмитрия москвичами при полном попустительстве боярского круга.
Патриарх Московский Иов отказался короновать Лжедмитрия и его заточили в монастыре и подыскали ему замену в лице церковного иерарха Игнатия, который и короновал самозванца, а также венчал его с полячкой Мариной Мнишек. Кстати, последняя «узнает» своего мужа уже в другом Лжедмитрии — втором. Впрочем, последний был убит в 1610 году своей же стражей, которая состояла из татар, которые таким образом отомстили за убийство своего хана.
А ранее военный деятель Михаил Скопин-Шуйский разгромит его войска и торжественно войдет в Москву победителем. И здесь можно было бы поставить точку, но нет. «Вроде бы поляков разбили и выгнали самозванцев, казалось бы, все сейчас уляжется, но по приезду в Москву во время пира его отравляют», — поясняют историки. Кстати, бокал с отравой он принял из рук жены князя Дмитрия Шуйского Екатерины. Сам князь будет свергнут, и в русском царстве на два года установится «семибоярщина», которая опять позовет в Москву польских захватчиков во главе с королевичем Владиславом.
О единстве. Интересный факт: запорожские казаки принимали участие в боях того времени на всех сторонах конфликта. Еще одно любопытное замечание заключается в том, что в этих событиях на стороне поляков выступает один из отцов основателей Тюмени воевода Василий Сукин. Он был одним из немногих кто ездил к королю Сигизмунду с дарами и с прошением возглавить русский престол. Правда по словам другого тюменского историка Алексея Азизова, воевода по возвращению в столицу все же одумался.
«Сукин действительно участвовал в событиях смуты, занимал серьезный пост и его зачастую обвиняют в предательстве, в связи с тем, что он был сторонником польского короля. Но тут надо понимать другое: смутное время – это эпоха, когда вообще законы не писаны. Царя в Москве нет, за что цепляться – неясно. Но он же потом подписывал воззвание к народному ополчению, поэтому он свою позицию поменял. Да и дедушка к тому времени был уже не молодым человеком. Обвинять Сукина в предательстве не совсем правильно, если уж и предал, то свою позицию он уже поменял, когда увидел, что делают в России поляки», — говорит местный историк.
Но вернемся к хронологии событий. По итогам мы имеем польского принца в Москве, целая череда Лжедмитриев и набеги с Крыма татарских орд. «Что делает народ? Говорит: хватит это терпеть», — продолжают рассказчики. Собирается первое ополчение под командованием воеводы Прокопия Ляпунова и атамана донских казанов Иваном Заруцким.
Но такой союз дворян и казаков со своими интересами оказался непрочным. В итоге Ляпунова по подложному доносу обвинили в предательстве и не разобравшись его зарубили люди Заруцкого.
В Нижнем Новгороде собирается второе ополчение под предводительством уже всем известных Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. И тут надо сделать примечание. Ополчение, как многим может показаться, это были не крестьяне в лаптях и с вилами, а десятитысячное профессиональное и хорошо экипированное войско.
(Прочувствовать колорит эпохи во время дискуссии помогла тюменская школа исторического фехтования «Последний бастион». Ее представители пришли на встречу в костюмах и экипировке XVII века и продемонстрировали оружие того времени).
В августе Москву осаждают и в ней начинается голод. Пробивающиеся польские гусары к Кремлю терпят поражение под столицей. Эту историю все хорошо знают еще со школьной скамьи.

Причины тех событий носили больше религиозный характер и противостояние православной церкви с Ватиканом
Но все забыли о другом герое той битвы – князе Дмитрии Трубецком, чьи казаки как раз и штурмовали Китай-город 4 ноября. Его войска были под Москвой еще с времени первого ополчения. В последствии он возглавил Земской собор (был фактическим руководителем государства на период работы органа до 1613 года) и получил титул «Спасителя отечества». Его имя также тесно связано с Сибирью и тюменской землей, так как он до 1625 года являлся наместником упомянутых территорий. Скончался он в Тобольске, но его тело было перевезено для погребения в Троице-Сергиеву лавру.
Еще год на соборе боярские кланы решали кого выбрать царем русского царства. «Ситуация была как сейчас на выборах в Америке: скандалы, интриги и грязь. На трон претендовал даже сын немецкого короля Максимилиан, но попытки Ватикана опять приложить свои руки были навсегда пресечены», — добавили историки.
Итог все знают: на трон взошел молодой представитель рода Романовых Михаил Фёдорович, который, кстати почему-то находился в осажденном Кремле пока под его стенами стояло народное ополчение. Впрочем, царская династия правила в России до 1917 года.
Заключение.
«Общество было сословным и натянуть на него наше представление о равенстве и братстве невозможно, — делают выводы спикеры дискуссии. – Все-таки сын митрополита Михаил Фёдорович — человек не простой и был равно удален ото всех кланов, не успел никому насолить, это была компромиссная фигура. Праздник сейчас празднуется — как братство всех народов России, но, как видно, эта вся история совсем не толерантная и совсем не про права человека. Это была — религиозная борьба. А дату праздника «единения» можно выбрать и другую, например, историю с русским кораблем «Варяг» или та же самая часть советской истории «28 панфиловцев», почему второпях была выбрана эта дата, мы не знаем».
«Какие уроки? Всегда, чтобы не происходило, нужно объединяться и бить захватчиков», — на этой шутке и закончилась тюменская дискуссия.
Ростислав ЖУРАВЛЕВ,
фото автора
ну дык поменять наименование праздника, на день единства народов!
и им (народам России) Отчество присвоить, от корня Отечества -РОС…
а то спорят, ломают копия, вокруг закона о нации?
пересмотрел страдания интеллектуалов по терминам и понятиям…
ну чО -поляков сделал вывод, что национальность это пиджак, а нация -пальто! но, только не казенная шинель.
скоро так и до единого Отчества народов России дойдут?
и брагина утрется своим крючкотворством…
ооо…Николай Злобин
тот ещё американец :))
грит не нужен закон о нации, так-как нетУ такой…
и он прав!
в паспортах национальностей нет, а национальные государственные образования, типа ХМАО и ЯНАО -есть! хоть сЧас и перекрасились двойными наименованиями эти самостийщики 90-ых, видать стремно стало тамошним Ылитам -перечислять себя к народам крайнего севера, но полномочия то остались…
Николенька частенько приводит разумные аргументы
кстати, его сами радетили новой нации -признали единственным русским на том сходняке…