Выросшую в России девушку депортировали из Тюмени в Узбекистан: без вещей, денег и документов

Тюменская студентка Айла Сафронова, с трех лет проживавшая в России, отучившаяся в школе в Нефтеюганске, вернувшаяся в Россию в статусе беженки с Украины в 2014 году, получившая аттестат в Тюмени и поступившая в тюменский техникум, не знающая никакого другого языка, кроме русского, депортирована в минувший понедельник, 12 декабря, из Тюмени в Узбекистан. Тайно. Родные не успели передать ей ни вещи, ни деньги, ни документы. Хотя бы школьный аттестат и справку о неоконченном среднем специальном образовании… Ей 2о лет, она оказалась в незнакомой стране без вещей, денег и документов. Там ее не особо ждали. Девушка два дня находилась в аэропорту Ташкента, где ее держали в изоляции сотрудники пограничного контроля. Сейчас ее перевели в камеру временного заключения – разбираются с направленными тюменской миграционной службой бумагами и даже обвиняют в шпионаже. Узбекистан не спешит признавать ее своей гражданкой, обсуждается вопрос отправки Айлы на Украину. Сотрудники тюменского подразделения миграционной службы судьбой девушки не интересуются. Делом занялась прокуратура Узбекистана. В Тюмени продолжают оставаться ее брат Денис и мама Натали Александровна. Пенсионеры, помогающие семье, направляют письма в различные инстанции с требованием вмешаться в судьбу Сафроновых.

Тюменский пенсионер Сергей Сыкчин, который на протяжении долгого времени помогает этой семье, считает, что с Айлой поступили не просто жестоко, а противозаконно.

«Она почти с рождения – уже 17 лет – живет в России. Что она там будет делать, в Узбекистане? Она никакого другого языка, кроме русского, не знает. Как она там выживет? У нее там даже знакомых нет. Нет документов, нет профессии. Зачем спешно депортировать, не разобравшись? Она что – угрозу для общества представляла? Это просто произвол. Ее буквально похитили 7 декабря, а потом – тайно вывезли в другую страну. Без согласия. Без решения суда. Утром в понедельник, 12 декабря, я приехал к ней в тюменский Центр изоляции иностранных граждан, ожидающих депортации, – рассказывает он. – Она подтвердила, что суд, где будет решаться вопрос ее депортации, должен состояться 14 декабря. Об этом ей говорили сотрудники УФМС. Мне они сказали, что можно будет передать ей вещи и документы перед депортацией, которая состоится уже после суда… В три часа дня в понедельник я снова поехал к ней, чтобы сказать, что будет другой адвокат и передать немного денег. И тут – как гром среди ясного неба. Мне сообщили, что ее уже везут в аэропорт. Поднимаюсь на третий этаж. Разговариваю с сотрудником отдела депортации. Задаю вопрос, на каком основании Айлу везут в аэропорт. Он объясняет, что на основании постановления. Требую показать уведомление о вручении постановления. Оказывается, нет расписки в получении уведомления. Ее и не может быть, так как письмо отправлено без уведомления. Юридически сам факт отправления письма не означает его получения. Если принимается решение о принудительной депортации, то в этом случае должно выноситься судебное решение. Суда не было. Еще один вопрос, на который УФМС упорно закрывает глаза. У Айлы узбекская ксерокопия свидетельства о рождении на имя Умировой. То есть фамилия не матери. А у сына Дениса ксерокопия свидетельства о рождении на фамилию Хайитова выписано в Узбекистане, но место рождения указано – Башкортостан, даже город не указан. Это лишнее доказательство того, что это не подлинные документы. То есть легенда о том, что семья Сафроновых является Хайитовыми, шита белыми нитками. Депортация без суда, без одежды, без денег в незнакомую страну – это ли не преступление тюменской Фемиды? Как только Айла появилась в сети, я позвонил. Оказывается, ее отправили без билета, без документов. Сейчас узбекские пограничники решают, отправлять ли ее на Украину. Если учесть, что она дочь ополченца, вряд ли ее там примут с распростертыми объятиями».

Айла Сафронова. Это одна из немногих фотографий, оставшаяся у мамы. Девушку отправили в Узбекистан как Зарю Умирову. По украинским документам Айле 20 лет. Сотрудники тюменской миграционной службы считают, что ей уже за 30… По крайней мере в административном исковом заявлении указано, что ответчик 1985 года рождения. В других документах УФМС фигурирует и 1994 год рождения…

В УМВД России по Тюменской области корреспонденту PARK72.RU пояснили, что сотрудники миграционной службы действуют в рамках исполнения своих служебных обязанностей, руководствуются исключительно российским законодательством. Легенду Сафроновых об их украинском происхождении им подтвердить не удалось.

“Лицо, лишенное временного убежища и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации, – поясняют в УМВД. – В случае отказа лиц от выезда, выносится предложение по выдворению (депортации) указанного лица за пределы Российской Федерации. С целью вручения уведомления о необходимости добровольно в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации, сотрудниками Управления по вопросам миграции неоднократно осуществлялись выезды по адресу, но двери квартиры никто не открывал, – поясняют в службе. –  В ноябре 2016 из генерального консульства Республики Узбекистан были получены сертификаты на возвращение семьи в Республику Узбекистан. Данный документ выдается консульскими учреждениями гражданам своей страны для возможности выезда с территории Российской Федерации на родину. В начале декабря 2016 года принято решение о депортации граждан Республики Узбекистан за пределы Российской Федерации”.

Судьбой депортированных после их отправки за пределы страны представители миграционной службы не интересуются. Это не входит в круг их полномочий. В том, что Сафроновы не являются украинскими беженцами, а являются гражданами Узбекистана, они уверены.

Натали Сафронова в лагере беженцев “Красный десант”

Факты, ставящие под сомнение эту версию, и свидетельские показания, в учет не берутся. Как поясняют юристы, знакомые с обстоятельствами дела, в распоряжении миграционной службы, с одной стороны, нет очевидных фактов, подтверждающих принадлежность к гражданству Узбекистана, нет очевидных доказательств того, что Натали Сафронова является Хайитовой, с другой стороны – сейчас не представляется возможным установить гражданство Украины, поскольку из-за военных действий доступа к архивным данным нет. Но почему есть сомнения, что при восстановлении в 2012 году документов непосредственно в Украине, сведения не перепроверялись? Подчерковедческая экспертиза не проводилась, показания  свидетелей не изучались, документы из госпиталей, в которых усомнились полицейские, не сопоставлялись с имеющимися на руках у тех, кто находился в том же лагере беженцев, что и Сафроновы, запросы направлялись в другие учреждения… Выдержки из отчета УФМС по поводу расследования этой истории мы уже публиковали. Даже возраст депортируемой в документах фигурирует разный – то 1994 год рождения, то 1985 год…

школьное фото Айлы

школьное фото Дениса

Напомним, причиной всех бед стали «поддельные ксерокопии», которыми семья воспользовалась много лет назад для того, чтобы устроить детей в школу. Как рассказывает мама Айлы – Натали Сафронова, она с детьми приехала из Украины в Россию в 1999 году. Точной даты она не помнит. Ее мама была татаркой, бабушка – гречанкой, муж – крымским татарином…

Дети Натали Сафроновой – Денис и Айла – в этом году поступили в тюменские учебные заведения

После трагических событий, когда, как рассказывает Натали Александровна, на нее было совершено нападение, она потеряла помять и осталась без документов, семья оказалась в Нефтеюганске, куда ее с детьми привезли знакомые. Все эти годы женщина пыталась восстановить украинские документы, направляла запросы в различные инстанции. Еще до того, как она узнала, что ее муж жив. Годы шли, детей в школу не брали из-за отсутствия документов, которые не удавалось восстановить. Соцслужбы не помогали. До шестого класса дети в школу не ходили – их просто не брали. В 21 веке! Учили их знакомые пенсионеры-соседи. Дома по школьным учебникам. Они же решили «посодействовать» – один из них договорился с узбеками, которые делали ему ремонт, что те «организуют» поддельные узбекские ксерокопии, с помощью которых можно будет – до того пока из Украины не поступят документы – устроить детей в школу.

Натали Сафронова. Сотрудники тюменской миграционной службы считают, что она – Саодат Хайитова

Можно, конечно, сомневаться в этом. Но чтобы дать показания по поводу этих «поддельных ксерокопий» в Тюмень минувшим летом приезжал пенсионер Василий Зубов из Нефтеюганска, который видел и тех узбеков, которые эти ксерокопии делали, и знает, как дело было. Он жив-здоров, с ним можно связаться. Но его показания тюменских полицейских не интересуют.

Представители миграционной службы считают, что им удалось доказать, что Натали Александровна Сафронова является Хайитовой Саодат Чаршанбиевной, уроженкой Узбекистана, а ее дети Денис и Айла Сафроновы – Хайитовым Наврузом и Умировой Зарей Ахмад кызы. Именно эти имена были указаны в бумажных копиях. Тот факт, что Сафронова представлялась Натали Александровной, а детей все знали на протяжении долгих лет как Дениса и Айлу, никого почему-то не смутил.

Между тем, пенсионер Василий Федорович признался, что подделка ксерокопии была не лучшей идеей «друзей семьи», но это было сделано для того, чтобы помочь устроить детей в школу. Сафронову, по его словам, даже оштрафовали впоследствии за использование этих ксерокопий, и выплатить штраф ей помогли сами пенсионеры, оказавшие семье «медвежью услугу». К более серьезной ответственности не привлекли, поскольку речь шла не о поддельных документах, а о ксерокопиях – оригиналов паспорта, свидетельств о рождении, копии которых дали им «посодействовавшие» узбеки-строители, они никогда не видели.

Справка, выданная в 2002 году на Украине. Один из немногих старых документов, имеющихся на руках у Натали Сафроновой, которая уже не знает, как доказать полиции, что она и ее дети никогда не жили в Узбекистане

«Сафронова после тяжелейшей травмы головы при попытке убийства, оказалась в г. Нефтеюганске, не имея документов и возможности выехать на родину в Украину, и не помня, где конкретно проживала, делала запросы для установления личности. Через какое-то время вспомнила, что в Житомире проживала бабушка со стороны отца, но бабушка Новикова Алевтина Васильевна к этому времени умерла. Ее соседи через третьи руки сообщили, что у нее муж выжил после автомобильной аварии. Ему тоже передали, что жена жива и находится в России, – рассказывает пенсионер. – В русском языке есть понятие сарафанное радио, когда информация передается от человека к человеку и через 13 лет им удалось встретиться и восстановить семью и документы. Но когда она жила без документов, от отчаяния, что дети не учатся в течении 6 лет в школе, по совету директора школы в Нефтеюганске – “предоставить хоть какие-то документы” – использовала чужие ксерокопии для того, чтобы устроить детей в школу».

В 2012 году, когда Натали Сафронова нашла своего мужа на Украине, они уехали в Славянск, где семье удалось восстановить документы. Но из-за начавшихся военных действий ее муж ушел в ополчение и погиб, а семью – отправили в лагерь беженцев. Соответствующие документы имеются, как и выписки о ранениях и осмотрах, выданные в полевом госпитале. По пути в Россию автобус обстреляли и семья вновь осталась без документов. Дубликаты им выдали в Ростове-на-Дону, куда они прибыли в качестве беженцев. Сафроновы вернулись в Нефтеюганск, затем – уехали в Тюмень, где в тот момент, когда мать обратилась за продлением временного убежища, и «всплыла» стародавняя история с «поддельными ксерокопиями».

Но представители тюменской миграционной службы после проведенных экспертиз вынесли вердикт, что именно эти «поддельные ксерокопии» и являются достоверными документами. По этой причине семью пытались неоднократно депортировать в Узбекистан. Судебных решений по поводу депортации нет, есть решение об отказе в предоставлении временного убежища, которое Сафронова безуспешно обжаловала. Она требует проведения дополнительных экспертиз по установлению личности. Продолжает настаивать на том, что она и ее дети являются гражданами Украины.

7 декабря этого года Айлу, которая училась в тюменском техникуме, сотрудники УФМС по Тюменской области задержали на улице и увезли сначала в полицию, а затем – в Центр временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих депортации или выдворению за пределы РФ. Айле говорили о том, что суд, который должен был принять решение о ее принудительной депортации, должен состояться 14 декабря, а предписание о ее помещении в Центр временного содержания было выписано до февраля 2017 года. Тем не менее, ее депортировали в Узбекистан под именем Зари Умировой, не дожидаясь суда и не предупредив родственников.

У Натали Сафроновой онкологическое заболевание. В связи с последними событиями ее состояние ухудшилось.

Студенческий билет брата Айлы – Дениса. Он тоже учится в Тюмени. Студенческий билет и зачетную книжку у Айлы изъяли тюменские полицейские

«У меня на руках есть копия искового заявления в Ленинский суд от УФМС к Умировой Зари от 9.12.2016 года. Как ей сказали, 14 декабря должен был состояться суд о принятия решения о принудительной депортации, но суда не было, и как я уже говорил, 12 декабря ее тайно вывезли в Узбекистан и сопровождавший сотрудник УФМС в аэропорту Ташкента передал пограничникам Узбекистана узбекский сертификат паспорта на имя Умировой Зари. Этот сертификат Айле показывали только на расстоянии, – рассказывает пенсионер Сергей Сыкчин, который намерен продолжать борьбу. – Айла говорит, что сертификат выписан месяца три назад, еще до вступления в силу решения Центрального районного суда об отказе в исковом заявлении Сафроновой Натали к УФМС. Была переснята фотография с украинского сертификата. Сертификат выдан Узбекским консульством в Екатеринбурге Тюменскому УФМС еще до вступления решения Тюменского УФМС в законную силу. Вот и получается: судебного решения еще нет, постановления – нет, а сертификат уже выписан. На каком основании Узбекское консульство в Екатеринбурге выписывает и выдает сертификат на имя Умировой Зари тюменскому УФМС? Решение негласно принято до суда. Просматривается целая цепочка грубейших нарушений со стороны УФМС. Составив сомнительное заключение о признании Сафроновой Натали – гражданкой Хайитовой, после 10 месячного расследования, которое по закону должно проводиться в течение трех месяцев, УФМС закрывает глаза на то, что у дочери по подложной ксерокопии свидетельства о рождении другая фамилия. В отношении нее должно было быть проведено отдельное расследование по установлению личности, которого не было. Теперь в Узбекистане Айлу обвиняют в том, что у нее два сертификата – украинский и узбекский. Но к узбекскому сертификату она не имеет никакого отношения, нигде не расписывалась и на руки не получала. Теперь ее пытаются обвинить в шпионаже. Со мной связывался работник прокуратуры Узбекистана. Я ему выслал ксерокопии документов, подтверждающих украинское гражданство Айлы. Мы уже ни на что не надеемся, семье сломали жизнь. С ужасом думаю как там Айла? Вчера по WhatsApp она сообщила, что ее закрыли в спецприемник до окончания следственных действий».

Тюменский пенсионер Сергей Сыкчин обратился с просьбой оказать содействие в посольство России в Узбекистане, но там в помощи отказали, поскольку депортированная из Тюмени, хоть и прожила почти всю свою жизнь в нашей стране, гражданкой России не является. Он также направил обращения в Следственный комитет России и в прокуратуру с жалобами на действия миграционной службы.

Пенсионер надеется, что прокуратуре Узбекистана, куда он направил копии всех имеющихся у семьи документов, удастся внести ясность и доказать, что Айла Сафронова не является Зарей Умировой.

Мы продолжаем следить за развитием событий.

Наталья ГЛУМОВА

1 комментарий

  • Фото аватара Nikita SMIRNOV:

    зато всяким депардье и прочим актеришкам забугорным так легко и гражданство и вид на жительство выдают. тут люди десятилетиями живут – и взашей. неправильно это.

Добавить комментарий

Войти с помощью: