Великий пост – не диета: в чем важность первой недели

Православные вступили в первую седмицу Великого поста. Он является важнейшим и самым древним из многодневных постов и напоминает о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Постящимся предстоит в течение 7 недель воздерживаться в пище, духовно работать на собой, посещать длительные богослужения и чаще приобщаться к церковным таинствам.

По традиции в Великий пост православные христиане не употребляют продукты животного происхождения, даже рыбу принято исключать из рациона. Но, постная «диета» далеко не самая важная составляющая, главная цель – внутреннее преображение души, желание увидеть себя без прикрас, осознать свои ошибки и грехи по отношению к Богу и ближним. Помочь в этом призваны особые великопостные покаянные богослужения, помогающие взглянуть глубоко внутрь своей души.

«Многие воспринимают пост «гастрономически», говорят – «я сижу на Великом посте». Мало просто ограничивать себя в пище, обязательно должна быть духовная составляющая. Службы Великого поста настраивают на покаянный лад, они длительные, идут по 4,5-5 часов. Когда человек долго присутствует в храме на богослужении, то песнопения и чтение, пронизанные духом покаяния, проникают в его душу и у него возникает особое духовное состояние – хочется прощать и любить, у кого-то покаянные слезы появляются», – отметил священник Максим Иванов, настоятель Вознесенско-Георгиевского храма Тюмени.

С понедельника по четверг, в вечернее время в тюменских храмах, как и по всей России звучит покаянный канон Андрея Критского. Он состоит из 4 частей, каждая из которых поочередно прочитывается в храме. В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый – завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя…».

Икона святого Андрея Критского

Автор канона – преподобный Андрей Критский. Он родился в Дамаске, а в VIII веке стал архиепископом острова Крит. По преданию, до семи лет он был немым, но Господь исцелил его после Таинства Причащения. Когда мальчику исполнилось четырнадцать, он стал монахом в монастыре Братства Гроба Господня в Иерусалиме.

Будущий святой достиг больших успехов в изучении догматов веры; его ценили за мудрость, ум и добродетельность. Позже, уже в Константинополе, он 20 лет служил в сане диакона и возглавлял Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Тогда же Андрей Критский начал писать церковные песнопения. Последний этап его служения – епископская кафедра Крита, где святой построил немало храмов и приютов для сирот и стариков.

Считается, что оригинальный вариант канона был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Великим канон назвали не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году. Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства конкретного человека: повествование идет от первого лица

«Великий канон Андрея Критского – умилительный, вызывает чувство покаяния. К сожалению, в жизни очень сложно пробить душевную скорлупу, чтобы человек увидел свои грехи. Это был его покаянный канон, он его для себя написал, а люди послушали и прониклись. В ходе поста будет еще один день (30 марта, в четверг 5-ой недели), когда канон Андрея Критского прочитывается полностью. Одновременно с ним читается житие святой Марии Египетской. Это удивительная служба, которую называют Мариино стояние, это уникальный случай, когда житие святого «вмонтировано» в богослужение. Обычно служба выпадает в те дни, когда люди работают, наша светская жизнь, к сожалению, не приспособлена к посещению таких важных богослужений. Не все могут прийти. Но если есть такая возможность, возьмите отгул и прийдите», – отметил священник Максим Иванов.

Священник Максим Иванов, настоятель Вознесенско-Георгиевского храма Тюмени. Фото из официальной группы храма “ВКонтакте”

Первая неделя Великого поста, насыщенная покаянными молитвами, завершится днем Торжества Православия. Он связан с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества.

Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями.

Елена КУХАЛЬСКАЯ

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: