Больше половины обращений в трудовую инспекцию — жалобы на невыплату зарплаты

Об этом заявил руководитель Государственной инспекции труда в Тюменской области Сергей ЗАРУБИН на публичных слушаниях, посвященных правоприменительной практике государственного надзора в сфере труда в Тюменской области.

В мероприятии приняли участие руководители Государственной инспекции труда в Тюменской области, начальники отделов областного департамента труда и занятости, депутаты областного парламента, главы отраслевых объединений работодателей и профсоюзов, а также специалисты по охране труда тюменских предприятий.

Сергей Зарубин рассказал о наиболее частых нарушениях трудового законодательства тюменскими компаниями

Сергей Зарубин рассказал, что ведомство во втором квартале текущего года провело 325 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства. Он уточнил, что количество внеплановых проверок возросло до 310 мероприятий. Руководитель областной трудовой инспекции добавил, что, в связи с изменениями в ФЗ №294 продолжается тенденция снижения доли плановых проверок. С 2018 года плановые проверки предприятий категории высокого риска будут проводиться один раз в два года, организации категории значительного риска будут проверяться раз в три года, для категории среднего риска установлена периодичность один раз в пять лет, а для категории умеренного риска не чаще одного раза в шесть лет.

По словам Сергея Зарубина, со следующего года трудовая инспекция в плановом порядке будет дополнительно осуществлять контроль в сфере социального обслуживания за порядком установления степени утраты трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных.

В Государственную инспекцию труда в Тюменской области во втором квартале текущего года поступило 1 102 обращения граждан по вопросам нарушения работодателями трудового законодательства. Причиной более половины жалоб тюменцев стала невыплата или неполная выплата заработной платы (589 обращений), а также незаконное увольнение работников и расследование несчастных случаев на производстве.

По статистике за 2017 год, в ходе проведенных надзорных мероприятий, в том числе, по расследованию несчастных случаев на производстве, было выявлено 1 572 нарушения трудового законодательства. Наиболее частыми нарушениями стали нарушения оплаты нормированного труда (825 фактов нарушений объемов и сроков выплаты), обучение и инструктирование работников (218 фактов) и проведение медосмотров (115 фактов).

«Наиболее частым нарушением трудового законодательства является ненадлежащее оформление отношений с работниками, связанное с уклонением от налогов, — подчеркнул Сергей Зарубин. — По данным Министерства финансов, ежегодно сумма «серой» зарплаты оценивается в 10 триллионов рублей».

По оперативным данным, во втором квартале текущего года произошло 27 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, из них 10 случаев со смертельным исходом. Наиболее опасными с точки зрения травмирования являются такие отрасли как строительство, обрабатывающее производство, транспорт, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Несчастные случаи с тяжелыми последствиями чаще всего возникают при травмировании движущимися или вращающимися предметами и деталями машин, при падении с высоты и в дорожно-транспортных происшествиях. Основными причинами производственного травматизма, по статистике, являются неудовлетворительная организация работ и нарушение правил дорожного движения.

Участникам публичных слушаний показали видеоролик о реформировании системы контроля над безопасностью труда на предприятиях. «Только по контролируемым государством видам рисков гибнет не менее 80 тысяч человек, — заявлено в ролике. — При этом проводится порядка 1,7 миллиона проверок, из которых лишь 15 процентов выявляют реальную угрозу. В России действует более 40 только федеральных контрольных ведомств. На всех уровнях существует более 200 видов контроля, и более 2 миллионов обязательных требований к предпринимателям. Издержки бизнеса, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями, оцениваются в размере до 5 процентов ВВП».

Согласно представленному проекту, российская контрольно-надзорная система будет реформироваться поэтапно. Например, к к 2019 году в каждом контрольном ведомстве будет внедрена модель управления рисками. Около 90 процентов издержек бизнеса образуются при исполнении устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований — и к 2024 году все требования должны быть актуальными и находиться в открытом доступе. Превентивный контроль заменит репрессии за нарушения — для этого будет создана единая государственная информационная среда контроля и безопасности. К 2021 году при всех видах контроля должны использоваться современные IT-технологии.

Российская контрольно-надзорная система будет реформироваться поэтапно

К 2024 году все российские регионы должны внедрить новые подходы к контрольной деятельности. В результате количество смертельных случаев, а также заболеваний, отравлений, пострадавших и травмированных планируется сократить в 2018 году на 15 процентов, и в два раза в 2024 году — это более 170 тысяч спасенных жизней. Уровень материального ущерба будет снижен на 10 процентов в 2018 году и на 30 процентов к 2024 году, что составит более 2,5 триллиона рублей. В 2018 году административная нагрузка на бизнес будет снижена на 20 процентов, а к 2024 году в два раза. В результате эффективность контрольной деятельности будет повышена на 10 процентов в 2018 году и на 50 процентов к 2024 году. Руководителями каждого из направлений реформ стали заместители министров РФ.

PARK72.RU

0