Закладная табличка для корабля – это как паспорт для человека. Найдешь ее – и узнаешь историю судна, приоткроешь завесу тайны над судьбами людей, которые на нем служили. В минувшие выходные тюменская делегация побывала в Краснодарском крае. Там во время исследовательских работ, проводимых на берегах и в глубинах Черного и Азовского морей, археологи обнаружили закладную табличку торпедного катера, сделанного в Тюмени в 1942 году и затонувшего во время операции по освобождению Крыма в 1943-м году. “Паспорт” катера, экипаж которого погиб, подорвавшись на мине во времена Великой Отечественной войны, передали в Тюмень. Сейчас решается вопрос о передаче в Тюмень еще примерно десятка сохранившихся деталей затонувшего судна.
Речь идет о торпедном катере №214, который был изготовлен на Тюменском судостроительном заводе в 1942 году. Закладную табличку этого катера с указанием завода-изготовителя — № 639 – передал в воскресенье, 23 июля, в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына первый заместитель министра культуры Краснодарского края Максим Усатюк секретарю Тюменского регионального отделения «Единой России» Андрею Артюхову.
Сильно поврежденный корпус торпедного катера с ракетной установкой экспедиция краснодарского музея Фелицына и тольяттинского клуба «Нептун» обнаружили в сентябре прошлого года. Он находился на глубине 14 метров в 4 километрах от берега.
По данным историков, катер исчез в начале Эльтигенской операции по освобождению Крыма. Он вышел на ночной дозор с 16 на 17 ноября 1943 года и подорвался на немецкой мине. Судно пролежало на дне более 70 лет.
«Катер отошёл для перезарядки примерно в два часа ночи, но после к бою не вернулся. Другие катера, подбитые, подраненные, приплыли на базу, а этот — нет. На его борту было десять человек под руководством командира Матвиенко», — рассказал руководивший экспедицией старший научный сотрудник отдела археологии Краснодарского музея-заповедника Александр Кондрашов.
«Для корабля закладная табличка — это как паспорт для человека. По ней удалось установить, что найден артиллерийский катер типа Г-5 серии Х1-бис, он изготовлен в 1942 году на Тюменском заводе № 639», — дополнил Кондрашов. Подводные экспедиции в акватории Керченского пролива сотрудники музея Фелицына проводят около 8 лет.
После публикаций об этой находке началась работа по передаче таблички в Тюмень. Как уточнили в пресс-службе регионального отделения партии “Единая Россия”, это проходило в рамках проекта единороссов «Оружие Победы», который призван увековечить трудовой подвиг тюменцев в годы Великой Отечественной войны. Тюменцы связались и с краснодарским музеем, и с министерством культуры Краснодарского края, которые поддержали партпроект. Также была оказана помощь со стороны председателя Заксобрания Краснодарского края Владимира Бекетова. Помимо таблички в Тюмень отправятся ещё 10 деталей найденного торпедного катера, включая рулевую рубку и приборную доску.
По мнению руководителя партийного проекта Алексея Салмина, это может дать новый толчок к тому, чтобы пробудить у тюменцев интерес к истории, поскольку позволит на конкретных примерах рассказывать подрастающему поколению о вкладе тюменцев в Победу.
«Ветераны давно говорили о том, что нужно установить в городе памятник торпедному катеру. Мы уже провели предварительно отбор заводов, кто смог бы изготовить макет судна, а также обратились в архив ВМФ с просьбой предоставить чертежи, чтобы макет был максимально точным», — отметил Салмин.
По словам сокоординатора проекта Юрия Баранчука, тюменские ветераны очень ждут закладную табличку. Ее установка станет важной связующей нитью между Тюменью времен Великой Отечественной войны и настоящим.
PARK72.RU
а прикольно экскурсии по Тюмени водить, где располагались производства, доставшиеся городу от эвакуации…
ну и с вопросом -кудЫ делись!!!
Завод строительных механизмов им. 10-летия Октября
Завод «Красный экскаватор»
СУДОСТРОЕНИЕ
Завод № 532 (цех по строительству торпедных катеров)
Завод № 341 (цех по строительству торпедных катеров)
Завод им. Коминтерна (цех №7)
Завод № 445 (частично оборудование, незавершенное производство, кадры)
Завод № 363 (частично оборудование, незавершенное производство, кадры)
Завод №194 (цех катеростроения)
Камыш-Бурунский завод (частично оборудование, кадры)
Мотоциклетный завод № 65
Завод мотоциклетных моторов
(оборудование)
Завод № 241 НК авиационной промышленности
Химико-фармацевтический завод им. Л. Я. Карпова
Аккумуляторный завод
Гальвано-технический завод НК местпрома
Завод «Цепи Галля»
Кожевенный завод им. Серегина
Протезный завод
Завод текстильного машиностроения НК легкой промышленности РСФСР
Завод АТЭ-2 (частично оборудование, кадры)
Электротехнический завод (частично оборудование, кадры)
Завод мотоэлектрооборудования (частично оборудование, кадры)
Карбюраторный завод им. Куйбышева (частично оборудование, кадры)
Завод № 94 НК химической промышленности
Экскаваторный завод
Завод № 14 НК здравоохранения
иванову в контакте…
вот и организуйте экскурсии, если помните?
а то, даже памятник Ветеранам Тыла загнали на бывшее болото, но не на те места -где они Победу ковали!