Ветеран тыла – о войне: «Работали без выходных и отпусков. Денег не платили – выдавали продуктовые карточки»

Тюменка Капитолина Нестеровна Секерина – ветеран тыла, мать-героиня, воспитавшая десятерых детей, награжденная орденом “Материнская слава” I степени. В этом году ей исполнится 94 года. Несколько последних лет она не может выходить из дома, поэтому в Параде Победы не участвует, но всегда смотрит телетрансляцию. Ей нравится, что появляются новые традиции, связанные с празднованием Дня Победы, что молодежь активно участвует в праздничных шествиях. Это, по ее мнению, свидетельствует о том, что подвиг ее ровесников не забыт. И она надеется, что дети и внуки будут всегда с трепетом относиться к «празднику с сединою на висках». Корреспондент PARK72.RU навестил Капитолину Нестеровну, чтобы поговорить о жизни, о прошлом и будущем.

– Капитолина Нестеровна, расскажите о Вашей жизни до войны: о семье, о быте того времени.

– Я родилась 6 ноября 1924 году в деревне Забегаево Вохомского (Октябрьского) района Костромской области. Жизнь в деревнях в годы моего детства была трудной. Работали все – и дети, и взрослые. Помню, как мы, будучи детьми, строили дорогу в самой деревне и через топи в лесу из небольших чурок. Одни по двое распиливали бревна на полуметровые чурки, другие втаптывали их в болотистую жижу. Взрослые нам не помогали, у них и без этого было много забот. Работали мы и в поле, и в лес ходили, заготавливали на зиму грибы, ягоды. Хорошо было летом – весело, тепло, сыто! А зимой и холодно, и голодно было… В нашей семье было пятеро детей: я, близнецы Сашки (брат и сестра), и еще брат с сестрой. Самая младшая сестренка вскоре умерла. Зимой и одежонка, и валенки одни были на всех пятерых, так что гулять ходили по очереди, а летом босиком бегали. Так и жили…

Капитолина Нестеровна с младшим сыном Михаилом. Фото сделано несколько лет назад

– Когда пришла война, Вам было всего 16 лет. Как и где Вы встретили страшное известие о начале войны?

– В 1941 году я училась в педучилище в г. Калинине. Теперь это Тверь. Мечтала стать учителем начальных классов. Помешала война. Нас, совсем еще девчонок, отправили работать на военный завод в Нижнем Тагиле. Так и не сбылась моя мечта…

– Мы знаем много деталей о фронтовых, солдатских буднях, о голоде в блокадном Ленинграде… Об этом принято говорить в первую очередь, когда речь идет о войне. А как жилось в глубоком тылу?

– С одной стороны, мы жили в безопасности, а с другой – много трудились: без выходных, праздников и отпусков. Денег нам не платили, только давали продуктовые карточки. Тех, кто не выдерживал и сбегал – ловили и сажали в тюрьму, как дезертиров. Многие люди в те годы погибали от голода и болезней. Помню нескольких девчонок из своей смены, которые обменивали какое-то время свои карточки на сладкое и нарядные вещи, но потом, из-за голода и изнурительного труда, они заболели и умерли. Я тоже была молоденькой, хотелось и вкусного, да и просто еще хотя бы один кусочек хлеба, и одежды теплой и красивой, но каждый раз приходилось бороться с соблазном. И, я уверена, что Бог помог мне пережить все те трудности. Война была одна на всех, на всю страну, все жили тяжело, в тылу и на полях сражений, но и победа была тоже одна на всех!

– Кем Вы работали на заводе, какие изделия производились там?

– Это военная тайна, – с юмором говорит собеседница. – На заводе выпускались танки, но узнали мы это не сразу. В цеху, где я работала шлифовщицей, изготавливались отдельные детали к ним. Я маленького роста, всего 145 см, не доставала до станка, чтобы нормально работать, поэтому мастер цеха изготовил для меня деревянную подставку. Вообще в цеху взяли надо мною шефство, позаботились о теплой одежде и обуви. Наверное, я совсем не выглядела на свои 16 лет, была маленькой и худенькой. В то время я еще не знала, что мой будущий муж – танкист и, быть может, он воевал на одном из наших танков (улыбается).

– Расскажите немного о своем супруге.

– Мой муж, Михаил Яковлевич Секерин, родился 5 июля 1924 году в Тюмени. В их семье было трое братьев и одна сестра. Оба старших брата пошли добровольцами на фронт в самом начале войны и в первые же дни оба погибли. Михаил Яковлевич, тогда еще просто Миша, в июне 1941 года окончил первый год учебы в училище в Архангельске, мечтал о море. Мальчишек отправили по домам, а уже оттуда – призвали в армию. В 1942 году Михаил отправился на фронт в составе танковой бригады. Воевал не только на территории СССР, но и в Польше, дважды оказывался в горящем подбитом немцами танке. В марте 1945 году в тяжелом танковом бою получил серьезные ожоги лица и кистей рук, 5 месяцев находился на лечении в госпитале.

– Были ли у него награды за участие в боях?

– Да, он был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За Отвагу», а также медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

– Как и когда Вы познакомились с будущим мужем, с какими трудностями приходилось сталкиваться в то время?

– Нас познакомили наши общие друзья в 1948 году. Мы с Михаилом были очень скромными молодыми людьми, домоседами. Я все еще жила в Нижнем Тагиле, а он – в Тюмени. Когда меня спросили, пойду ли замуж за парня из Тюмени, я сразу согласилась. Выбор был невелик, отзывы о женихе очень хорошие, и семью уже пора было создавать. Так и поженились. Дочки потом спрашивали, а как же любовь, романтика? Потом все и было: и любовь, и романтика, и взаимное уважение. Я никогда не жалела о своем выборе. Жили сначала у матери Михаила, в деревянном доме на пересечении улиц Республики и Холодильной, рядом с кладбищем. Там у нас родились трое детей. Когда впервые приехала в Тюмень к мужу, думала, что Тура – это озеро или море, настолько она разлилась в тот год! Послевоенные годы были тоже трудными, экономика страны очень пострадала, многое нужно было восстанавливать. В то время Тюмень была совсем небольшим городком, мы жили на его окраине. В доме была только одна комната, посреди которой стояла большая печь. Зимой было так холодно, что к утру вода в ведре возле двери покрывалась коркой льда. Через несколько лет мы уехали на юг Казахстана, в Джамбул, где вскоре построили дом и родили еще семерых детей.

– У Вас была нелегкая жизнь, но можете ли Вы назвать самый счастливый день?

– У меня было много таких дней (улыбается). Да, трудностей было много, но и радостей – тоже много.

– А какой день считаете самым трудным?

– Таких дней у меня было два: когда умер мой Михаил Яковлевич и когда погиб мой сынок Сашенька, ему тогда было всего 13 лет. Это случилось 31 декабря, поэтому Новый год для меня всегда грустный праздник. А 9 мая всегда вспоминаю с любовью своего дорогого мужа. Благодаря таким, как он, простым солдатам, пожертвовавшим для Победы свои жизни, здоровье, наши дети и внуки живут в покое и мире.

– Как Вы относитесь к новым традициям, к тому, что сегодня по случаю Дня Победы дарят и носят Георгиевские ленты, выходят на демонстрацию с портретами родственников-фронтовиков, формируя Бессмертный полк?

– Я считаю это хорошими традициями – людям необходимо напоминать, хотя бы один раз в год, как важно жить в мире друг с другом, как хрупок этот мир и как дорого он стоит. Нет ничего дороже человеческой жизни.

– Что бы Вы хотели пожелать современной молодежи?

– Дорожите друг другом, цените то, что имеете. Не гонитесь за суетой, концентрируйтесь на том, что вечно. Жизнь слишком коротка, чтобы разменивать ее на пустяки.

– Спасибо за Ваши слова. Низкий поклон Вам, Капитолина Нестеровна! С праздником!

Анна ТРУХМАНОВА, 17 лет, школа № 48 г. Тюмени

фото из архива героини публикации