В минувшую среду, 26 сентября, в Тюмени состоялась презентация книги воспоминаний легендарного летчика, фронтовика Михаила Сергеевича Базовкина. Составила книгу, в которой представлены архивные фотографии и каждый факт подтвержден документально, дочь ветерана Лариса Гиацинтова. “Он мечтал дожить до 100 лет, а ушел в 96… Получилось, что мечта осуществилась, ведь пока читают эту книгу «Воспоминания Михаила Сергеевича Базовкина», будут вспоминать и о моем отце”, – сказала Лариса Михайловна. Презентация была приурочена к 100-летию Михаила Базовкина. На составление мемуаров ушло два года. В издании книги помогли Тюменское центральное агентство воздушных сообщений, региональный благотворительный фонд «Ветеран Нефтегазстроя», Тюменский городской совет ветеранов, независимый профсоюз работников Общества группы «ЮТэйр», Совет ветеранов Тюменского отделения ПАО «Авиакомпании ЮТэйр».
Книгу представили в кругу ветеранов, коллег и знакомых Михаила Базовкина в администрации города Тюмени. В зале собрались ветераны, авиаторы, которые начинали свою трудовую деятельность под руководством Михаила Сергеевича. Среди них командир Ил-76 Юрий Иванович Мальцев, командир Ил-76, который в свое время летал в Афганистан и Чернобыль, Александр Алексеевич Сазанов, заместитель командира эскадрильи Ту-154 Виктор Александрович Пасынкеев и другие.
“Книга основана на документах, которые подтверждают каждое его слово. Если он говорит, что совершил 400 боевых вылетов, то это подтверждает его летная книжка. Если он говорит, что был в партизанском отряде, то это подтверждает документ. В книге собраны фотографии из личных альбомов, различные документы из архивов Тулы и Тульской области. Папа родом из тех мест. Особенно много занимался изучением архивных документов племянник Андрей Базовкин. Он кандидат математических наук и с математической точностью исследовал архив за архивом, нашел очень много родственников. Мы составили семейное древо до седьмого колена, начиная с 1817 года, – рассказала Лариса Михайловна.
Как сообщили в пресс-службе городской администрации, во время встречи каждый, кто знал Михаила Сергеевича, мог высказаться и поделиться воспоминаниями. Он вырос в большой крестьянской семье, в глубинке. Его дед и отец ремонтировали телеги, дома, а зимой выезжали на заработки в город. Он с детства был приучен к тяжелому сельскому труду. Михаил Сергеевич мечтал стать врачом, но, когда приехал поступать в Ленинград, для него главным было получить общежитие. Его он его получил, поступив на фабрично-заводское обучение и начав работать на заводе «Красный треугольник». В середине 30-х годов все увлекались небом. Вот и Михаил Базовкин сначала поступил в аэроклуб, а затем стал курсантом летного отделения Балашовского авиаучилища гражданского воздушного флота. С 1939 он начал летать в Северо-Казахстанском управлении гражданской авиации. В 1940 году – стал пилотом-инструктором учебной эскадрильи Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота города Барабинска. В 1941-м его приняли в члены КПСС, он познакомился со своей женой Ниной Николаевной Борисовой. Потом началась война, Михаил Сергеевич решил сыграть свадьбу после Победы, словно был уверен в ней заранее, и подал рапорт с просьбой направить его на фронт. Ему отказали, так как пилот-инструктор 75-й учебной авиаэскадрильи гражданского воздушного флота должен был готовить к полетам молодых летчиков. На оборону Ленинграда, на Волховский фронт, в 7-й ночной бомбардировочный авиаотряд Михаила Сергеевича направили в 1942 году. Во время одного из боевых вылетов Михаил Базовкин был ранен в голову, его спасли в партизанском отряде, где он продолжил воевать. В тяжелейших зимних условиях, голодные и оборванные, бойцы отряда вышли из окружения. Базовкин снова бил врага. Он скрыл, что был ранен в голову и продолжил летать! На войне был такой случай, когда ему пришлось посадить поврежденный самолет на опушку леса и около трех часов с больной ногой ползти по снегу в лесу.
На презентации побывали и правнуки легендарного летчика – Анна, Анастасия и Иван Гиацинтовы.
Семья Базовкиных переехала в Тюмень в 1951 году, когда Михаила Сергеевича после окончания партийной школы Политуправления ГВФ назначили заместителем командира отряда Тюменской авиагруппы по политчасти. Затем он работал пилотом, командиром авиаэскадрильи самолетов Як-12 . В летной книжке капитана гражданской авиации Михаила Базовкина есть запись о том, что на самолетах По-2, Як-12 он налетал 7 541 час 2 минуты, в том числе 608 часов 7 минут – ночью. Общая протяженность его полетов составила 975 677 км. Выйдя на пенсию, Михаил Сергеевич развивал в Тюмени Центральное агентство воздушных сообщений.
Пока книга о героическом летчике вышла ограниченным тиражом 150 экземпляров, но Лариса Михайловна надеется на получение гранта для издания дополнительного тиража, чтобы воспоминания её отца могли прочитать не только бывшие коллеги, но посетители городских библиотек.
PARK72.RU
фото из группы ВК “Тюмень – наш дом”