Жители Заболотья заявляют, что арендаторы угрожают им автоматами

Жители тобольского Заболотья обещают устроить митинг и бойкотировать следующие выборы, если власти не прислушаются к мнению населения и сдадут их территорию в аренду под охотничьи угодья.

Пример хозяйствования приезжих арендаторов местные уже видят на примере участка в Ягунтуме, где охотпользователь «Северная казна», по словам людей, круглогодично для развлечения истребляет дичь с парапланов, а жителей поселения больше не пускает в лес, угрожая им автоматами.

«Нашим поверх голов стреляют, – рассказала одна из жительниц Лайтамака корреспонденту PARK72.RU. – Пример нам уже показали, мы видели, что происходит, когда землю забирают в аренду. После них уже ни одного живого существа не остаётся. Видим, как забирают угодья, и что потом вытворяют. Не хотим, чтобы так же было в Лайтамаке».

Женщина добавила, что до сдачи в аренду им обещали рабочие места, разрешения на охоту и т,д.

СПРАВКА. Лайтамакское сельское поселение, состоящее из пяти населённых пунктов (Лайтамак, Вармахли, Топкинбашево, Топкинская и Ягунтум), является самым большим по площади в России. «Островки цивилизации» Заболотья действительно окружены болотами, а единственная дорога — зимник три месяца в году с января по март. С середины мая до конца ноября дважды в неделю в Лайтамак прилетают самолёты, и раз в неделю — в деревни Топкинбашево и Ягунтум. В межсезонье население добирается до Тобольска пешком по болотам через деревню Овсянникова — либо по реке около 500 километров, но это очень долго и неподъёмно дорого для большинства людей.

О том, что Госохотуправление Тюменской области приняло решение выставить на аукцион охотничье угодье №72.16.2 «Носкинский» площадью более 1400 квадратных километров, местное население узнало буквально накануне старта торгов. Приём заявок завершился 24 октября, а 30 октября будет объявлен победитель, который получит право аренды огромной части территории Лайтамаксого сельского поселения сроком на 49 лет.

Такой самолёт два раза в неделю прилетает в Лайтамак, и по разу в неделю в деревни Топкинбашево и Янгутум

Как отметили в Госохотуправлении Тюменской области, ресурсов ведомства не хватает для должного содержания территории. Подразумевается, что инвестор будет осуществлять дорогостоящие мероприятия по охране, воспроизводству, зимнему маршрутному учёту и т. д. «Это нацелено на то, чтобы увеличить воспроизводство животных, – подчеркнули в Госохотуправлении. – Ограничить доступ жителей на территорию инвестор не вправе».

А вот так выглядит самолёт изнутри. Фото Сергея Кузнецова http://tumentoday.ru/2012/07/11/какие-сами-такие-и-сани/

В последний день приёма заявок на аукцион в Лайтамак с «большой земли» на вертолёте прибыла делегация: руководство и специалисты областного Госохотуправления, Тобольской районной администрации, правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Их встретили сто местных жителей — это немало, учитывая, что на всей огромной территории Заболотья проживает менее двух тысяч человек, а в Лайтамакском поселении — 900 человек.

«Что же вы раньше молчали? – спросили чиновники у лайтамакцев. Как сообщила начальник отдела государственного охотхозяйственного реестра и мониторинга объектов животного мира областного Госохотуправления Светлана Петровичёва, в по вопросу аренды Лайтамакской территории были проведены общественные обсуждения.

«В порядке, предусмотренном действующим законодательством — то есть, размещение на специальном сайте для общественного обсуждения и экспертизы, – уточнила она. – В 2014 году обсуждение прошло, замечаний не было. Поэтому проект утверждён в таком виде. Законных оснований против не имеется».

Интересно, кто принимал участие в данном обсуждении? В 2014 году в Лайтамакском поселении не было не только интернета, но постоянного электричества: энергия от дизельного генератора подавалась на несколько часов в день. Круглосуточное электроснабжение в самом Лайтамаке появилось лишь в этом году, в остальных деревнях всё осталось по-старому. В прошлом году интернет провели в школу Лайтамака, и недавно — в здание администрации поселения. Устойчивая сотовая связь есть только в центре, в трёх деревнях поселения она нестабильна, а в Янгутуме мобильный телефон вообще бесполезен: единственная работающая связь — спутниковая, её включают, когда на несколько часов подают электричество.

Работа есть буквально у нескольких человек: фельдшерско-акушерский пункт, школа (где, кстати, трудится учителем глава администрации поселения — не хватает кадров), дизельная электростанция, отделение «Почты России» (корреспонденцию доставляют раз в неделю), библиотека и сельский клуб. Несколько предпринимателей привозят продукты, есть местная рыболовецкая артель. На болотистой земле нет ни пашен, ни пастбищ, поэтому всё местное сельское хозяйство — личные огороды и небольшие подворья. Здесь, как и тысячи лет назад, люди живут охотой, рыбалкой и собирательством дикоросов.

«Собираем клюкву, сдаём — и закупаем продукты на год», – рассказывают корреспонденту PARK72.RU местные. И сегодня их упрекают в том, что они не отслеживают административные сайты.

«О слушаниях должны были в районной газете напечатать», – настаивают чиновники. «Ничего не знаем!», – категорически заявляют люди, и им нельзя не поверить: в такой изоляции от внешнего мира свежая почта — событие, и каждая газета внимательно перечитывается до последней строчки.

Представители Госохотуправления пытались убедить собравшихся, что с приходом инвестора в охотничьи угодья для них ничего не изменится: в сборе грибов и ягод население никто не ограничит, рыбалка — пожалуйста. Но найти взаимопонимание у властей с населением не получилось.

Начальник Госохотуправления по Тюменской области Василий Щепелин напомнил, что аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьих угодий № 72.16.2 «Носкинский» объявлен Госохотуправлением Тюменской области в целях исполнения «Стратегии развития охотничьего хозяйства РФ до 2030 года» и «Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тюменской области». Он подчеркнул, что одним из стратегических показателей развития охотничьего хозяйства регионов России является увеличение доли площади охотничьих угодий, на которые заключены охотхозяйственные соглашения.

«Согласно требованиям федерального закона, общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее 20 процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, – заявил Василий Щепелин. – В Тюменской области этот показатель 40 процентов, а по факту — 60 процентов». Он добавил, что этот процесс давно идёт как в Тюменской области, так и в России, и местные жители это «как-то пережили».

Ягунтумцы рассказали, как именно они «пережили» приход арендатора «Сибирская казна». Когда эту территорию отдавали инвестору, населению обещали развитие инфраструктуры и рабочие места. Сейчас, по словам людей, их не пускают в лес, «шмонают» (как выразился один из жителей) проходящие по реке лодки, а также заставляют сносить хлипкие рыбацкие избушки-укрытия на Большом Карасьем озере как незаконные постройки.

– В Ягунтуме обещали каждому ученику по учителю, каждому жителю по вертолёту, – заявил один из выступавших жителей поселения. – А на самом деле что получилось? На ГАЗ-71 приварили вышку, там сидят с автоматом. Возле деревни автоматные очереди слышны были. Было это?

– Было! – дружно поддержали его односельчане.

– По речке поедешь — шмонают. Всё раскидают под дождём, мы замёрзшие едем. Поставили себе дома из точёных брёвен, с автоматами на берегу сидят. Им можно?!

К обещаниям представителей Госохотуправления о работе арендатора над воспроизводством животного мира лайтамакцы относятся скептически. «Где вы видели, что человек, потративший деньги на участок, будет в него ещё вкладывать?, – рассуждают они. – Да он будет последнее выжимать, чтобы вернуть свои деньги».

Местные называют арендаторов мародёрами и заявляют, что на арендованной территории истребили всю дичь: за год вывозят по 30 — 40 лосей, отстреливают животных с парапланов и вертолётов, бросают на земле остатки туш.

Для охотников, веками живущих за счёт леса, такое отношение к зверю — дикость и варварство. Они знают: возьмёшь сегодня больше, чем нужно — завтра вернёшься с охоты с пустыми руками, есть будет нечего.

«Наши предприниматели возят продукты по реке — видят не охотников, а просто браконьеров, – рассказывают люди. – На «Буранах» гоняют, лосей просто уничтожают. Наши люди берут только необходимое, лишнего не берут — его здесь даже не продать».

Городским, охотящимся ради развлечения и социально приемлемой реализации «жажды крови», такого отношения к природе не понять.

Жителям сказали, что на незаконные действия охотпользователя необходимо было пожаловаться в межрайонную природоохранную прокуратуру и в Госохотуправление Тюменской области. По озвученным ими фактам было обещано провести внеплановые проверки деятельности ООО «Сибирская казна».

По участку «Носкинский» проходит река и зимник, и люди боятся, что арендатор будет контролировать проезд – «шмонать» на вполне законных основаниях, потому что нахождение в лесу с оружием, собакой охотничьей породы и ловчими птицами приравнивается к охоте. А между тем жители Заболотья заявляют, что без оружия в лес заходить опасно: медведи здесь не сказка, а реальность, кабаны и лоси тоже, случается, нападают на людей. За ягодами-грибами, на рыбалку и даже просто в дорогу в соседнюю деревню — только с ружьём.

СПРАВКА. Согласно «Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тюменской области» в Тобольском районе спроектировано шесть участков охотничьих угодий, которые будут передаваться в перспективное пользование на основании аукциона: «Андреевский» (61 тысяча гектаров), «Носкинский» (129 тысяч гектаров), «Ингаирский» (80 тысяч гектаров), Топкинбашский (137 тысяч гектаров), «Суклемский» (99 тысяч гектаров) и «Чебургинский» (182 тысячи гектаров). Итого, в долгосрочное пользование будет передано еще 711 тысяч гектаров охотничьих угодий. На данный момент в районе работают два охотпользователя: ООО «Сибирская казна» (площадью 142 тысячи гектаров) и НКО «Фонд сохранения живой природы» (31 тысяча гектаров).

Лайтамакцам советовали отстоять право на сохранение исторического образа жизни и быта через статус малочисленных коренных народов, потому что не сезонной, а промысловой охотой могут заниматься только представители этих этносов. Но татарам, второй по численности российской национальности, этот статус не получить. Да и живут они, как оказалось, не в том месте.

«Промысловая охота предусмотрена только для коренных малочисленных народов и только на территории Уватского муниципального района Тюменской области, – пояснила начальник отдела государственного надзора, контроля и правовой работы Госохотуправления Тюменской области Ольга Галкина. – Каких-либо исключений для жителей Заболотья, к сожалению, ни федеральное, ни областное законодательство не содержит. Вы можете выходить на уровень правительства Российской Федерации и добиваться определённого статуса. Но, пока этого статуса нет, мы все должны соблюдать закон — он един и действует на всей территории Российской Федерации».

«Если у вас такой закон, значит, наш народ надо полностью раздавить?, – спрашивают лайтамакцы. – Мы тут жили мирно-тихо, не браконьерствовали, брали малость для проживания. Кому мы помешали? Вы, чиновники, тут сидите, вам надо у нас землю забрать. Вы как добрались сюда? Прилетели — улетели, а нам здесь жить и выживать. А ваши законы каждый день меняются».

Отказывая населению Заболотья в праве на традиционный образ жизни, власти усомнились и труднодоступности их места проживания. Лайтамакцы им напомнили, что трупы, в том числе, и самоубийцы, лежат по нескольку дней, потому что ни участковый, ни специалисты Следственного комитета не могут прилететь на вызов частным бортом, как чиновники из области.

«В прошлом году приезжал к нам Владимиров (прокурор Тюменской области Владимир Владимиров, – прим.ред.), – вспоминает глава Лайтамакского сельского поселения Марат Биктимиров. – Мы всё ему изложили, и про трупы, и про школу, и про дороги — пришли только отписки».

Депутат Тобольской районной думы Ринат Урамаев напомнил, что президент России Владимир Путин и экс-губернатор Тюменской области Владимир Якушев признавали за местным населением приоритет перед приезжими инвесторами. Он рассказал о двух примерах в Тобольском районе: в селе Чебурга хотели делать утиный заказник, а в селе Нижние Аремзяны — фанерный завод. Жители этих сёл активно выступили против — и инвестпроекты были отменены.

В середине октября заместитель губернатора Тюменской области Лариса Теплоухова пригласила Урамаева на встречу, где предложила обдумать вариант переселения почти двух тысяч людей из глуши в более доступное место. Об этом депутат сообщил собравшимся односельчанам на встрече с властями. «Никуда мы не поедем!» – отсмеявшись, категорично отказались жители от предложения, выглядящего как утопия.

Понимая, что буква закона не на их стороне, жители Заболотья, лидирующие по явке на выборы – 99,4 процента – и таком же дружном голосовании за «Единую Россию», обещали пересмотреть свои политические взгляды. «Мы голосовали за вас — а вы, оказывается, против нас», – говорят лайтамакцы.

«Тема раздута, политизирована и вас тут «накрутили», – заявил Василий Щепелин. – Я вам приведу десяток примеров, где используются охотугодья — процветают, создают рабочие места, путёвки местным жителям даром дают».

Пока лайтамакцам хватает единственного примера беспредела по соседству. В аренду, кстати, отдаются земли, приближённые к населённым пунктам, а до «свободных» угодий ещё надо будет добираться. И о каких автоматах уверенно говорят все местные жители, если автоматическое оружие в гражданском пользовании запрещено? Вряд ли лосей с парапланов расстреливают офисные клерки и продавцы супермаркетов – поэтому, скорее всего, проверки ягунтумского арендатора ничего не дадут. А, если у местных возникнут проблемы ещё и с новым охотпользователям, власти им вряд ли помогут. Как можно гарантировать соблюдение закона и безопасность, если весной и осенью здесь невозможно даже авиасообщение — только пешком по глухим болотам либо 500 километров по реке? Очень много вопросов, на которые никто не ответит.

Встреча властей с жителями Лайтамакского поселения перешла в стихийное голосование, где абсолютно все местные, включая главу сельской администрации и депутата, голосовали «против». Но, по словам чиновников, это не имеет юридической силы, решение уже принято, и «правовых оснований для отказа от аукциона нет».

Сейчас депутат Ринат Урамаев написал письма президенту России, президентам республик Чечня и Татарстан, председателю Тюменской областной думы и губернатору Тюменской области. Обращения подписали 160 жителей Лайтамакского поселения, которые надеются, что их мнение всё-таки будет услышано властями.

Оксана ИСАЕВА

Развитие событий

27.10.2018 Этот материал
2 дня спустя Александр Моор прокомментировал ситуацию с аукционом в Заболотье
4 дня спустя Аукцион на аренду охотугодий в Заболотье отменили
4 недели спустя Жители Заболотья подозревают, что губернатор их обманул
1 месяц спустя Путина просят выяснить: Госохотуправление обманывает Моора, или сам губернатор — народ
2 месяца спустя Жители Лайтамака сами захотят отдать свои охотугодья инвестору