Запах, который распространяет птицефабрика «Боровская», не дает дышать полной грудью жителям поселка Боровского, расположенного в пригороде Тюмени. «Ароматы» время от времени доносятся и до областного центра. На прошлой неделе действующий главный инженер Боровской птицефабрики Владимир Ожгибесов на совещании, инициированном управлением Росприроднадзора по Тюменской области, представил план мероприятий по обеспечению экологической безопасности. В перспективе птицефабрика планирует построить завод по переработке птичьего помета, высадить хвойные деревья в санитарно-защитной зоне и уже приступила к переносу птичников, граничащих с жилой зоной. Сейчас от «крайних» птичников до жилой зоны около 150 метров, после переноса расстояние “разрыва” достигнет одного километра. Тем не менее, тюменские экологи считают, что этих мер недостаточно. В числе критиков – Иван Михайлович Наливайко, 79-летний пенсионер, работавший в советские годы главным инженером птицефабрики «Боровской». Он – один из тех, кто в послевоенные годы сделал все возможное для того, чтобы превратить это предприятие в одно из крупнейших в своей отрасли – изобретатель, инженер, обладатель ордена Трудового Красного Знамени. По его мнению, сегодня объем вредных выбросов птицефабрики сопоставим с выбросами, образующимися при извержении вулкана. Он уверен, что при существующих объемах производства предприятие не может располагаться ближе, чем в 7,5 км от жилой зоны. Свои соображения он подкрепляет расчетами.
В начале встречи, которая состоялась в минувший четверг, 22 ноября, глава регионального управления Росприроднадзора Мария Мартынчук пояснила, что представитель птицефабрики «Боровской» был приглашен для публичной презентации программы экологической безопасности, реализуемой предприятием, потому что уже на протяжении нескольких лет в управление поступают жалобы от жителей поселка Боровский на неприятные запахи, распространяемые производственными помещениями данного предприятия. Кроме того, в прошлом году стало ясно, что именно «Боровская птицефабрика» является источником неприятного запаха, на который жалуются жители микрорайона Антипино города Тюмени. “Ароматы” приносит ветром. Проблему необходимо решать.
Главный инженер «Боровской птицефабрики» Владимир Ожгибесов рассказал об истории предприятия, о реализованных и задуманных мероприятиях, связанных с модернизацией производства. Он также напомнил, что в группа компаний «Боровская птицефабрика» – это крупный агропромышленный холдинг, в структуру которого входят – помимо непосредственно птицефабрики – еще 6 дочерних предприятий, которые специализируются на животноводстве (разведение крупного рогатого скота), растениеводстве, а также хранении и переработке зерна – ООО «Возрождение», ООО «Шестаковское», ООО СП «Голышмановское», ООО СП «Ситниковское», АО «Бикор» и ООО «Заводоуковский элеватор». Предприятие существует с 1963 года и значительная часть проблем связана с его “историческим месторасположением”. Сам поселок, по большому счету, вырос у дверей предприятия и заселялся в первую очередь работниками… Штатная численность группы компаний – 2820 человек, непосредственно на птицефабрике трудятся 1639 человек, в отрасли зернопроизводства – 915 человек… Кроме того, предприятие является градообразующим для муниципального образования поселок Боровский, поэтому берет на себя значительную часть нагрузки, связанной с обеспечением поселка водой, теплом и отводом сточных вод.
«Птицефабрика Боровская ведет свою историю с 1963 года. На предприятии проходит постоянная модернизация. В 2012 году – после выхода на проектную мощность голышмановской производственной площадки, расположенной в поселке Голышманово, – агрохолдинг ПАО «Птицефабрика Боровская» вышел на уровень более миллиарда штук куриного яйца в год. На сегодняшний день мы в рейтинге Росптицесоюза занимаем 4 место по объемам производства в Российской Федерации, – констатировал докладчик. – Птицеводством мы занимаемся в поселках Боровском и в Голышманово».
По словам Ожгибесова, основные источники воздействия на окружающую среду от производственной деятельности птицефабрики – это образование отходов, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс загрязняющих веществ со сточными водами в озеро Кирчим, а также добыча питьевой воды из подземных горизонтов. По каждому из этих факторов разработан и реализуется план мероприятий, цель – снизить негативное воздействие на экологию.
«По промышленным отходам. Та часть из них, которая не подлежит вторичной переработке, размещается на полигоне вместе с коммунальным отходами. В рамках реализации инвестиционной программы 2016-2018 года был приобретен автомобиль для перевозки твердых коммунальных отходов, а все структурные подразделения были обеспечены контейнерами для сбора мусора, – сообщил Ожгибесов. – Часть промышленных отходов, которая подвергается вторичному использованию, передается специализированным организациям. Это отработанные шины, масла, лом черных металлов. С 2008 года бумажные и картонные отходы производства мы используем для производства прокладки для яиц. Макулатура также закупается со стороны. В год перерабатываем 1 300 тонн макулатуры. Наиболее крупным отходом, образующимся на предприятии, является куриный помет. Из помещений птичников он удаляется раз в двое суток. Корпуса птичников сейчас на 90% оснащены ленточным оборудованием для удаления помета, что позволяет снизить его влажность до 65-70%. Помет вывозится на пометохранилише, где не менее 7 месяцев выдерживается. В летнее время на приполевых площадках он подвергается компостированию, в основном с использованием торфа. После того как помет прошел обезвреживание, мы его вносим как органическое удобрение на наши сельхозплощадки, выделенные для выращивания зеленой массы, из которой мы производим витаминно-травяную муку для кормления поголовья. Основной источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – вытяжные системы вентиляции корпусов для содержания промышленной птицы. С 1997 года на птицефабрике осуществляется поэтапная модернизация оборудования. Окончательно планируем перейти на ленточную сборку помета к марту 2019 года. Замена клеточного оборудования позволяет добиться снижения концентрации аммиака и сероводорода в помещениях. В 2015 году в рамках инвестиционного проекта была модернизирована секция утилизации испарений от вакуумных парных котлов. В этом году – принято решение не запускать цех сушки помета, который достаточно негативно влияет, от которого исходит запах, на который многие жалуются. Мы сейчас рассматриваем варианты строительства завода по переработке куриного помета в органические удобрения».
Как пояснил Владимир Ожгибесов, проектных решений, которые рассматриваются как возможные для реализации, несколько. Один из них, например, предполагает использование результатов куриной жизнедеятельности в качестве источника энергии. Такие проекты еще нигде в мире не реализованы – существует лишь опытная технология, которую можно внедрить.
«Еще один вариант, который мы рассматриваем, – это строительство специальной бетонированной и асфальтированной площадки для компостирования помета. Но эту площадку мы не сможем использовать круглогодично, чтобы переработка была окончательной… Поэтому сейчас есть еще ряд наработок, которые анализируются. К примеру, предлагается заменить применяемую сейчас высоко температурную обработку помета на технологию его подсушивания. Это более щадящая технология, меньше вредных веществ попадает в атмосферу… Мы брали образцы – там, где эта технология применяется, фиксируются неплохие результаты. В группу компаний птицефабрики входят дочерние общества – в обработке у нас более 70 гектаров земли. Так что у нас есть, где использовать органические удобрения, которые мы будем производить», – поделился докладчик.
«Сейчас есть участки, где птичники и жилая застройка приближаются на расстояние до 150 метров. В северном направлении от поселка Боровского сейчас мы выводим из эксплуатации птичники. На данный момент уже выведено из эксплуатации 10 птичников вблизи жилой зоны, производство перенесено. Перенесем еще 3 птичника поэтапно. Будем отдалять производство от поселка в границах нашего предприятия. В результате – достигнем предусмотренной законодательство нормы – производственные корпуса будут находиться в километре от жилой застройки. Сейчас в реализации инвестиционного проекта, который реализует наш агрохолдинг, стадия, которая не предусматривает увеличение объемов производства. Проект у нас был разработан с учетом расширения объемов производства, но пока у нас не будет нормального реализованного проекта по переработке птичьего помета, мы дальнейшего развития и увеличения поголовья не предусматриваем», – сообщил он.
Не обошлось без вопросов, заданных докладчику. И обратной связи.
«В комиссию по охране окружающей среды на протяжении уже полутора лет обращаются граждане, проживающие и в поселке Боровском, и на дачах, и в коттеджных поселках неподалеку. С беспокойством. Самый уязвимый момент – помет, его размещение, запахи. Волнуют их также стоки, потому что все эти негативные факторы имеют влияние на окружающую среду. Безопасно ли рыбачить, собирать ягоды в окрестностях? Рекреационные ресурсы страдают… Что будет, когда город Тюмень, активно расширяющий свои границы, подступит еще ближе к поселку? Инвестиционный парк в Боровском создан и населенный пункт будет в дальнейшем активно развиваться. Все эту нужно учитывать, создавать комфортные условия для проживания людей. В связи с этим мы направляли много запросов в различные организации, в том числе в надзорные органы, получили много ответов, из которых ясно, что проводились многочисленные проверки, выявлялись многочисленные нарушения, – высказался Альберт Фахрутдинов, председатель комиссии по охране окружающей среды и экологическому воспитанию Общественной палаты Тюменской области, член регионального штаба общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». – Но, фактически, ситуация принципиально не меняется. В связи с этим мы запросили проектную документацию, вы ее нам любезно предоставили, и сейчас мы планируем провести заседание по охране окружающей среды Общественной палаты Тюменской области, где хотим ваши проекты рассмотреть с привлечением экспертов и проанализировать. Недавно была программа по телевидению с участием представителей вашей организации, из которой ясно, что пока вы с надзорными органами не сходитесь во мнении в вопросах применения помета и в оценке его воздействия на окружающую среду. На сегодняшний день вы нашли консенсус с контрольно-надзорными органами по вопросам применения помета, который является отходом и который запрещено складировать на земле? Вы проект модернизации предприятия реализуете с участием бюджета Тюменской области, каковы эти преференции?»
Владимир Ожгибесов пояснил, что на предприятии всегда стараются исполнять предписания надзорных органов, а также заявил, что проект модернизации финансируется преимущественно за счет привлечения кредитных средств. Правительство Тюменской области субсидирует лишь приобретение клеточного оборудования для всех птицефабрик, а также оборудования для сортировки яйца. Он также отметил, что некомпетентен отвечать на вопросы, касающиеся экономики и взаимодействия с органами власти, поэтому посоветовал экологам запросить эти сведения в рабочем порядке. Главный инженер подчеркнул, что модернизацию производства проводить необходимо, потому что если этого не делать – постепенно будет выходить из эксплуатации отработавшее свой срок оборудование и будет идти речь уже о сокращении объемов производства, сокращении рабочих мест. Только постоянное обновление производственной базы обеспечивает удержание достигнутых объемов производства.
«Что касается консенсуса с Россельхознадзором в вопросах использования и применения помета в качестве органического удобрения после переработки и обезвреживания, то это вопрос сложный и спорный. На сегодняшний день существуют ГОСТы для производства органических удобрений из помета куриного, которые соблюдают все экологические регламенты. Мы пытаемся это делать на приполевых площадках, где впоследствии и планируем применять компост. После соответствующей обработки помет вносится на поле уже не как помет, а как компост. Россельхознадзор считает важным показателем содержание нитратов. Нас постоянно проверяют, если есть нарушения, – выписывают штрафы, мы разрабатываем проекты рекультивации земли, осуществляем рекультивацию… Фактически, помет куриный является отходом, хотя после обезвреживания он, если подходить к вопросу с точки зрения науки и здравого смысла, является удобрением. Все птицефабрики России с этим вопросом сталкиваются и не знают, что с этим делать. Мы решили идти по пути переработки – с нашими сельхозугодьями и объемами – это наш единственный путь».
Достаточно жестко высказался по поводу услышанного Иван Наливайко – пенсионер, изобретать, автор программы «Индустриальное подворье», житель поселка Боровский, в прошлом – главный инженер птицефабрики «Боровской».
Именно он в 60-70-е годы ведал вопросами обновления производственной базы предприятия и внедрял всевозможные инновации, превращая птицефабрику в мощный птицеводческий комплекс. То, что он видит сейчас, вызывает у него сожаление. В числе главных замечаний – строительство производственных корпусов без учета «розы ветров» (в результате запахи несет в жилой сектор), “сумасшедшее” увеличение поголовья и ориентированность на «усредненные» нормы, прописанные в законодательстве, без корректировки на масштаб производства.
«Что вас подвигло выходить на площадку, которая по розе ветров стоит прямо перед поселком? Как раз туда сейчас вы птичники и переносите – ветром запахи будет нести прямиком в поселок. Если вы поставите, как по проекту 16 птичников – это 2 миллиона 880 голов, переводя это в кубы воздуха, это 30 миллионов кубов загрязненного воздуха ежеминутно будут дуть в поселок, который будет отстоять всего на 1 километр от промышленных корпусов! Такую операцию вам Роспотребнадзор помог провернуть с такой санитарно-защитной зоной? Но вы-то сами должны думать, что произойдет…» – сетовал обладатель Ордена Трудового Красного Знамени, полученного в 1973 году за производственные успехи Боровской птицефабрики…
«Никто нам не помогал! Этот проект проходил государственную экспертизу – строительную, в том числе и экологическую. Все по СанПиНу. Нормами технологического проектирования птицеводческих предприятий прописано, что расстояние до жилой зоны должно быть не менее 1 километра. Мы переносим корпуса, которые сейчас находятся в 150 – 300 метрах от жилой зоны… А «розу ветров» мы стараемся учитывать. У нас дует преимущественно юго-западный ветер. Раньше роза ветров была на Юрты Андреевские – рассчитывали, чтобы дуло на них. Сейчас там и Новоозерный поселок, и Юрты Андреевские, и другие поселки. Почему мы должны дуть на них – такой же километр до них?», – парировал действующий главный инженер ПАО «Боровская птицефабрика».
Но эти доводы не убедили старшего коллегу, который считает, что птицефабрику нужно выносить за пределы населенного пункта не менее, чем на 7,5 километра.
«Дело в том, что вы неправильно воспользовались нормами СанПиНа. Там сказано хитро, что 1 000 метров санитарно-защитной дается для предприятий, где насчитывает 400 тысяч кур-несушек и более. Что такое слово «более» в данном контексте – это 450 – 500 тысяч голов? Или как у вас – 2 миллиона? Чувствуете порядок цифр? Нужно соблюдать пропорции. Если провести интерполяцию, то вам надо относить этот объект на 7,5 км от жилой зоны! И не с наветренной стороны, на чем жестко настаивают нормы свода правил, а в наоборот, чтобы ветер не дул в жилую зону, – заявил Иван Наливайко. – И второй момент – по помету. Его у вас будет примерно 800-900 тонн ежедневно образовываться. Столько земли у вас нет, чтобы его разместить. В Голышманово же вы его не возите. Нужно присмотреться к передовому опыту других птицефабрик. Подумать о биологической переработке – как делают крупные фабрики – Ленинградская, Челябинская, Сосновская. Кстати, «Сосновская» – единственная сегодня в России птицефабрика, которая получила сертификат на биокомпост, который дает ей право поставлять его за рубеж. Они поставляют его в Китай и Вьетнам. И зарабатывают. При такой постановке дел, что вы планируете, какое будущее? Куда вы планируете складывать помет? У вас не хватит земли. И ту, что есть, – по частям у вас забирают за нарушения. Вам не раз говорили, что нужно выбирать другой вектор развития – двигаться в сторону Богандинки, Марая. Но вы не хотите возить рабочих. А может будете не только рабочих возить, а подумаете о том, чтобы перенести всю фабрику? И помет весь будете увозить? Вы представляете, что 30 миллионов кубов загрязненного вредными веществами и запахами воздуха ежедневно с этого участка в 9 гектаров будет дуть в жилую зону? Это тот же самый Везувий, тот же вулкан по объему выбросов, только в другом виде. Об этом вам серьезно не говорят надзорные органы, но когда народ выйдет на дороги, будет поздно».
Накал дискуссии прекратила Мария Мартынчук, напомнив, что на коллегии предстоит рассмотреть и другие вопросы, а деятельность птицефабрики она предложила обсудить в другой раз, на мероприятии, где на эти цели будет отведено больше времени.
Альберт Фахрутдинов сообщил корреспонденту PARK72.RU, что ПАО «Боровская птицефабрика» предоставила представителям Общественной палаты проект модернизации производства. Документ в электронном виде передан экспертам.
«Вопросов много, и их нужно обсуждать и рассматривать детально. С привлечением экспертов, специалистов. К нам в комиссию обратился Иван Михайлович Наливайко – он, как никто другой, разбирается в этих вопросах и очень переживает по поводу происходящего, поскольку сам значительную часть своей жизни посвятил этой птицефабрике и практически всю жизнь живет в Боровском. Именно он обратил наше внимание на эту проблему…. Мы планируем в декабре 2018 года на заседании комиссии по охране окружающей среды и экологическому воспитанию Общественной палаты Тюменской области обсудить вопросы, касающиеся деятельности и перспектив развития Боровской птицефабрики, – пояснил он. – Мы не ставим перед собой задачи создать какие бы то ни было проблемы этому предприятию, напротив, хотим обсудить возможные решения, которые устраивали бы и производственников, и местных жителей. Представители Общественной палаты также подготовят общественную экспертизу проекта модернизации птицефабрики – этот документ будет иметь юридическую силу. Мы сможем настаивать на позитивных изменениях. Стоит отметить, что сегодня достаточно часто проекты, подразумевающие усиление негативного воздействия на окружающую среду, ухудшение условий жизни простых граждан, получают согласование госэкспертизы и одобрение надзорных органов. Таких примеров только по Тюмени – масса. И это – серьезная проблема».
PARK72.RU
фото Юлии ФРОЛОВОЙ, phototyumen.ru