Тюменке Юлии Баталовой, которую обвиняют в избиении двух начальников-полицейских, продлили домашний арест еще на 3 месяца

В Тюмени после перерыва, который длился 1,5 месяца, продолжились судебные слушания по делу Юлии Баталовой, которую обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителей власти). Девушка с обвинением не согласна. Напомним, когда в мае 2018 года ее насильно задерживали для дактилоскопирования, она получила более серьезные травмы, чем полицейские, скрутившие ее. Тем не менее, ее заявление с обвинением полицейских в превышении должностных полномочий было расценено как безосновательное, а на нее – завели уголовное дело. Больше месяца летом 2018 года она провела в СИЗО, затем еще 3 месяца – под домашним арестом. На днях состоялось очередное судебное заседание по рассмотрению данного дела. Домашний арест Баталовой продлили еще на 3 месяца – до 14 февраля 2019 года, но в более мягкой форме: разрешены прогулки 2 раза в день по часу в пределах района проживания, а также разрешено обращаться за медицинской помощью без разрешения суда. По-прежнему, ей запрещено покидать место жительства (на нее надет специальный браслет, позволяющий отслеживать передвижение), за исключением судебных заседаний, запрещено пользоваться интернетом и мобильным телефоном (кроме экстренных случаев – пожар, скорая, связь с надзирающими сотрудниками УФСИН). «Потерпевшие» полицейские, которые ранее высказали требование взыскать по 100 тысяч рублей в пользу каждого из них с Баталовой в счет компенсации понесенных ими нравственных страданий и физической боли, на судебные заседания не являются. Есть претензии и к представителям следственных органов, которые, как выяснилось в ходе судебного заседания, не ознакомили обвиняемую с материалами уголовного дела.

Юлия Баталова. Фото из архива

«Потерпевшие – двое полицейских отдела полиции №5: начальник отдела полиции №5 Александр Симонов и начальник участковых уполномоченных отдела полиции №5 Юрий Маврычев – на судебные заседания не являются вообще. Также, как все свидетели обвинения – полицейские отдела полиции №5. Судья на последнем заседании пошутила, что пора уже им принудительный привод оформлять, заметив при этом, что будет странно выписывать привод для полицейских”, – рассказала корреспонденту PARK72.RU Татьяна Баталова, мама обвиняемой в совершении насилия над полицейскими.

Без сюрпризов не обходится. Юлия заявляет, что ее не знакомили с материалами уголовного дела до его передачи в суд. Это является грубым нарушением ст. 217 УПК РФ. При таких обстоятельствах дело не могут рассматривать в суде. Ранее адвокат Баталовой заявлял ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору, поскольку обвиняемую с ним не ознакомили, но суд до сих пор это ходатайство не удовлетворил, решив проверить в судебном заседании правомерность данного обвинения, высказанного Баталовой в адрес следователя, который обязан был ознакомить ее с материалами уголовного дела и даже предоставил в суд кое-какие документы, подписанные двумя понятыми.

«Для выяснения этого момента в суд были доставлены две понятые – девушки из ФКУ СИЗО-4 – Истомина М.А. и Груздова Е.В., которые свидетельствуют о том, что следователь Синицын не зачитывал материалы уголовного дела вслух при них. Свидетелем обвинения прокуратура также пригласила старшего следователя СУ СК по Ленинскому АО Синицына, который вёл это дело. Он утверждает, что читал уголовное дело Баталовой при данных понятых в течение часа с 11.00 до 12.00 (2 тома дела) 3 августа 2018 года. Свидетельницы-понятые до него в суде сказали о том, что зашли лишь на 5 минут в 11.55 подписать отказ от ознакомления. Им было сказано, что подозреваемая отказывается знакомиться с материалами дела и попросили поставить подпись в какой-то бумаге. Свои подписи в графике ознакомления с материалами уголовного дела они подтвердили. Протокол ознакомления с материалами уголовного дела при этом ими не подписан, как и подсудимой. Понятые подписали график ознакомления с материалами уголовного дела, но он является лишь приложением к протоколу. Время, когда они ставили подписи, они точно запомнили, поскольку СИЗО-4 является режимным объектом и в 12.00 наступает обеденное время у подсудимых. В кабинете с Синицыным они находились не более 5-10 минут, поставили свои подписи и ушли. Синицын при этом продолжает настаивать на своих словах – говорит, что при понятых зачитывал дело вслух в течение часа. Юля ходатайствовала о проведении следственного эксперимента в ходе судебного заседания – просила предоставить возможность Синицыну зачитать 2 тома материалов дела вслух в течение часа в суде. Судья не разрешила данное ходатайство. Очевидно, что это просто невозможно», – рассказывает Татьяна Николаевна. – Также обе понятые девушки утвердительно ответили, что их права следователем им разъяснены не были. Следователь, предупреждённый о даче заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ, вновь настаивал на обратном. В графике ознакомления с материалами дела стоит 1 подпись Баталовой – когда Юле предоставили возможность 1 августа ознакомиться с материалами дела (5 листов). Затем за неё в этом графике расписались девушки-понятые. Сейчас понятые девушки выступают уже свидетельницами по данному уголовному делу, свидетельствуют о том, что они зашли в кабинет для следственных действий в СИЗО-4, расписались и вышли, компьютера у Синицына с собой не было. Следователь Синицын вновь противоречил данным свидетельницам и утверждает, что у него с собой был ноутбук, а распечатывал график он на принтере в СИЗО, а затем вернулся вновь в кабинет, где находились подсудимая Баталова и понятые девушки. Адвокат Баталовой подловил его в очередной раз на том, что понятые девушки не могли находиться одни в кабинете без конвоя и ждать там его, к тому же, они свидетельствуют о том, что зашли, поставили подпись и вышли».

Юлия утверждает, что знакомилась с материалами уголовного дела, заведенного в отношении нее по делу о применении насилия в отношении полицейских, лишь в августе 2018 года – тогда ей предоставили возможность посмотреть 5 листов дела. После этого с материалами уголовного дела ее не знакомили и при ней их в СИЗО не зачитывали. Она считает, что это – стиль работы тюменских полицейских. Аналогичная ситуация, по ее словам, была и при расследовании в отношении нее уголовного дела о мошенничестве в сумме 3000 рублей (она также не согласна с обвинением): только в ходе судебного заседания Баталова узнала, что ей, оказывается, если верить документам представленных следствием, зачитывала дело заместитель начальника отдела дознания

Стоит отметить, что УПК не предусматривает такой вариант ознакомления с материалами уголовного дела, как его чтение вслух. Следователь был вправе обратиться в суд с целью ограничить время ознакомления подследственной с материалами уголовного дела, если человек явно затягивает время. Почему он этого не сделал, хотя это прямо предусмотрено УПК, адвокату Баталовой он так и не ответил.

Адвокат Баталовой заявляет ходатайство об изъятии видеозаписей из комнаты следственных действий ФКУ СИЗО-4, где следователь Синицын, как он утверждает, час зачитывал материалы уголовного дела, но этого понятые не подтверждают. Также данное видео будет затребовано у Тюменской областной прокуратуры, поскольку Баталова писала заявление о противоправных действиях Синицына, ещё находясь в СИЗО с просьбой изъять видео. Существует ли видео, не известно.

«Ранее все видеозаписи по противоправным эпизодам в отношении Юли «случайно» терялись, включая дважды в отделе полиции №5, когда их выемка не производилась даже следователями по особо важным делам», – комментирует мама подсудимой.

Юлия Баталова. Фото из соцсетей

Вопрос о возвращении уголовного дела прокурору вновь не был разрешён. Следующие заседания запланированы на декабрь. Ближайшее состоится 14 декабря 2018 года и будет проходить, как ожидается, с 9.00 и до 16.15 – целый день! Будут приглашены все свидетели обвинения и исследованы доказательства стороны обвинения. Заседания также назначены на 18 и 26 декабря 2018 года длительностью по несколько часов.

«То, что Баталова не ознакомлена с материалами дела, грубейшим образом нарушает её право на защиту. Как формулировать вопросы свидетелям обвинения, если не знаком с материалами? Это – нарушение ст. ст. 6 и 9 Европейской Конвенции по правам человека, но данный факт в Тюмени, похоже, никого не смущает», – говорит адвокат Юлии Баталовой.

PARK72.RU

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: