Денег нет, но вы держитесь! Тюменские спортсмены-колясочники ездят на общероссийские соревнования за свой счет

На днях из Тюмени в Ижевск представлять регион на отборочном этапе России по игре в боччу уехали инвалиды-колясочники. Уехали за свой счет, как обычно. Регион не оплачивает их поездки на турниры, не компенсирует расходы на поездки и не обеспечивает спортсменов сопровождающими и формой. Так что слава Тюменской области как региона, где спортсмены с особенностями здоровья добиваются серьезных успехов, – по большому счету, заслуга самих спортсменов и их родителей. На организацию поездок они направляют свои пенсии по инвалидности и старости, зарплаты… Тюменские чиновники «от спорта» ни разу не пришли в зал, где тренируются спортсмены, чтобы поздравить колясочников с успешными выступлениями на общероссийских турнирах. Кроме того, здание тюменского железнодорожного вокзала и прилегающая территория, по-прежнему, плохо приспособлены для использования лицами с ограниченными физическими возможностями. Каждый раз отправка и встреча спортсменов-колясочников превращается в испытание. Закупленные подъемники не используются, поскольку не подходят для существующей инфраструктуры, санузлы не пригодны для использования колясочниками, кнопки вызова помощи расположены нелогично…



Корреспондент PARK72.RU пообщался с мамой одного из спортсменов. Ее сын с 2007 года прикован к инвалидному креслу. Уже более 10 лет он занимается боччей и делает успехи. Спортсмены Тюменской области неоднократно занимали первые места в индивидуальном и командном зачете. Но… на фоне команд из соседних областей во время выступлений они выглядят бледно: у них даже нет спортивной формы с символикой региона.

Фото с сайта Паралимпийского комитета России. Соревнования по бочче. На снимке – одна из команд-участниц соревнований. У спортсменов Тюменской области нет единой формы для участия в соревнованиях, поэтому ребята выступают, кто в чем

Бочча — паралимпийский вид спорта. Это спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу. Впервые бочча включена в программу Паралимпийских игр в 1984 году.

«Многие спортсмены из других регионов получают поддержку. А некоторые – говорят, что и не ездили бы на турниры, если бы им поездки не оплачивали… Нашим ребятам тюменские чиновники открытым текстом говорят: ищите спонсоров… А где их искать? Не понятно, почему в других регионах, с гораздо более скромными бюджетами, находят средства на то, чтобы финансировать поездки спортсменов, выделяют средства на дорогу и питание, оплачивают проживание сопровождающих, а в Тюменской области на это денег нет. Нашим ребятам не только поездки не оплачивают, но и формой (тренировочной, для выступлений, наградной), – их не обеспечивают, поэтому они выступают, кто в чем… И, конечно, на фоне других команд они смотрятся скромнее, хотя наши ребята делают успехи и показывают достойные результаты. Но когда выходят на турнир – наши оппоненты так за глаза и говорят: нище тюменцы приехали… Конечно, неприятно… Мы стараемся, но средств родителей – а многие из них – пенсионеры – с трудом хватает на то, чтобы хотя бы поездку организовать, – рассказала Надежа Атяшева. – Команда Тюменской области по бочче неоднократно занимала первые места в общероссийских турнирах. Ребята хотят заниматься, хотят сохранить за собой первенство, поэтому мы продолжаем отправлять их за свой счет. Поездки – затратные, и помогать с финансированием нам чиновники не хотят, на покупку билетов и обеспечение проживания в городах, где проводятся соревнования, уходят наши пенсии: моя – по старости, и сына – по инвалидности. В прошлом году нам исполнительный директор региональной общественной организации “Федерация спорта лиц с поражением ОДА Тюменской области” Татьяна Скорцова обещала оплатить расходы, связанные с поездкой на турнир. Все спортсмены сохранили билеты, документы по питанию и размещению, предоставили их, но в итоге – расходы нам так и не компенсировали. Неприятно. В этом году в Ижевск мы снова едем за свой счет. Случалось, на наши просьбы, они откликались, даже какие-то несущественные финансы разово выделялись, но в целом нас систематически не поддерживают».

Сын Надежды – спортсмен-колясночник 33-летний Сергей Атяшев. В этом году его на соревнования в Ижевск на своем автомобиле повез отец. В дорогу взяли с собой попутчика, который поможет частично компенсировать транспортные расходы… Копить на поездку начали заблаговременно…

Остальные ребята уехали на поезде.

Отправка поездом инвалидов-колясочников – тоже целая эпопея… Вокзал для самостоятельных путешествий колясочников плохо приспособлен. Обычные купейные и плацкартные вагоны – и вовсе не предназначены для таких пассажиров. Уехать самостоятельно они могут только в вагоне СВ, который есть не в каждом поезде и который нужно заблаговременно заказывать через Екатеринбург…

Но даже добраться до уже заказанного СВ-вагона они не всегда могут без проблем, поскольку существующая инфраструктура привокзальной площади не позволяет им добраться самостоятельно до отдаленных путей, с которых их поезда отправляются…

Приходится задействовать грузчиков, которые перетаскивают инвалидов-колясочников через пути, рискуя своими и их жизнями.

«Инфраструктура тюменского железнодорожного вокзала не приспособлена для путешествий маломобильных категорий граждан. И с этим нужно что-то делать, поскольку это говорит о нецивилизованном отношении общества к лицам с ограниченными физическими возможностями. Но в случае с поездкой тюменских инвалидов-колясочников на общероссийские соревнования возмущает отношение властей к спортсменам-инвалидам, – прокомментировал корреспонденту PARK72.RU ситуацию тюменский правозащитник Андрей Романов. – Другие регионы приезжают на соревнования в спортивных костюмах с символикой регионов, которые представляют и имеют дополнительные костюмы, в том числе для награждений и тренировок, региональные федерации оплачивают им проезд и проживание, а наши тюменские ребята – кто в чем одеты, единственное что их отличает от других спортсменов – это наличие бейсболки с символикой и названием области. Тюменская профильная спортивная федерация и департамент по спорту не выделяют деньги не то что на форму и инвентарь, но даже проезд и проживание ребятам приходится оплачивать все за свой счет, и это со своих нищенских пенсий по инвалидности. Спортсмены из Тюмени говорят, что их спортсмены из других регионов называют нищебродами… Но на то, чтобы экипироваться, как их конкуренты, у них собственных средств, которые уходят на оплату транспортных и текущих расходов, просто не хватает… Никакой финансовой помощи от чиновников у тюменских спортсменов нет, помогают им иногда неравнодушные граждане, к которым ходят родители спортсменов с протянутой рукой. Тюменские боччисты отстаивают престиж и выступают от имени Тюменской области и отстаивают его неплохо, нет соревнований, с которых бы ребята приезжали бы без наград и призовых мест. А чиновники потом хвалятся их достижениями в спорте и даже иллюстрируют ими свои управленческие успехи… Когда видишь по местному телевидению сюжеты об успехах колясочников-боччистов, в которых ни слова не говорится о том, что их успехи зиждятся только на их энтузиазме и поездки на соревнования становятся возможными только благодаря тому, что родители спортсменов готовы отказывать себе во многом, чтобы откладывать деньги с пенсии и копить на организацию поездки детей на чемпионаты, становится обидно. Становится очень стыдно. Не за спортсменов, а за «ответственных чиновников», которые не могут обеспечить инвалидов всем необходимым».

Поскольку обращения к местным чиновникам не приносят результата, родители спортсменов-колясочников подумывают о том, чтобы направить письма с просьбой о поддержке и информацией о плохой поддержке спорта инвалидов в Тюменской области в Москву – президенту и в Паралимпийский комитет.

Андрей Романов проанализировал состояние тюменского вокзала, привокзальной площади и сопутствующей инфрастурктуры с точки зрения соблюдения принципов обеспечения “Доступной среды” и пришел к неутешительным выводам.

“Парковка для инвалидов есть – на 10 мест, но нет кнопки вызова помощи на парковке, нет тактильного обозначения путей движения по территории, нет возможности безопасного подъема и спуска к нужному пути по пешеходному мосту – колясочников перетаскивают грузчики через пути… Указатели и вывески не дублируются на языке Брайля, – перечисляет выявленные недостатки правозащитник, – пандус, который ведет в здание вокзала есть, но кнопка вызова помощи находится наверху пандуса, хотя должна располагаться в его начале. Нет противоскользящего покрытия на верхней и нижней площадке на всех входах со стороны улицы. Есть обозначение дверей для слабовидящих, но при этом нет тактильного покрытия и обозначения нижней и верхней ступени для слабовидящих. У инвалидов нет возможности выхода из здания вокзала на нужную платформу и путь, нет низкорасположенных терминалов оплаты и информационных стендов. Санузел для инвалидов на вокзале закрыт, ключ находится у администратора, которого нет на месте. На проводили в санузел в VIP-зале, но там тоже ничего не приспособлено для инвалидов – даже коляска в двери кабинки не пройдет. В санузле нет ни низкорасположенных зеркал, ни кнопок вызова помощи, ни поручней… На перронах нет подъемников, кнопок вызова помощи и возможности выйти на нужный путь, попасть в вагон или выбраться из него… При этом на все вопросы должен ответить администратор, который ответственен и за открытие дверей, и за посадку пассажиров с ограниченными возможностями в вагон…Необходимо принципиально менять подход”.

Правозащитник направил информацию о выявленных недочетах в администрацию тюменского вокзала и надеется, что критические замечания будут учтены и железнодорожный вокзал переоборудуют с учетом стандартов “Доступной среды”. Если ситуация не изменится, он планирует обратиться в прокуратуру.

PARK72.RU

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: