В Тюменской области разрабатывают региональный Социальный кодекс. Он должен стать своеобразной «Библией» по защите законных прав и интересов граждан. Но тот законопроект, который был предложен тюменскими чиновниками для обсуждения, далек от идеала. Общественники указывают на целый ряд недоработок. К примеру, ветераны и пенсионеры могут рассчитывать лишь на 50%-ную компенсацию расходов на услуги ЖКХ, а социальные работники и представители других бюджетных сфер – на 100%-ную. Где справедливость? Неужели бюджетники, которым ежегодно повышают зарплату, имеют больше оснований для получения такой льготы, чем ветераны, пенсионеры или многодетные семьи? Меры поддержки многодетных семей в значительной степени носят декларативный характер. Региональный материнский капитал в регионе один из самых низких в стране, земельные участки выдают не всем многодетным, а только малообеспеченным и нуждающимся в улучшении жилищных условий, хотя гарант конституции неоднократно говорил о том, что земельные участки должны предоставляться всем многодетным без исключения… Кроме того, тюменские чиновники вновь как бы невзначай закрепили за собой право самостоятельно определять семьи, нуждающиеся в дополнительной поддержке. Как вы помните, президент Владимир Путин уже озвучивал пожелание: по его мнению, в поддержке нуждаются семьи, имеющие доход менее 1,5-2 прожиточных минимумов на каждого члена семьи. Но в Тюменской области чиновниками установлен «критерий нуждаемости», который не привязан к прожиточному минимуму. Этот принцип отражен и в предложенном проекте Социального кодекса. Сумма там не прописана, но, как вы помните, малоимущей, а соответственно, имеющей право на получение мер дополнительной поддержки, в Тюменской области в настоящее время семья признается лишь в том случаев, если доход на каждого члена семьи не превышает 5 000 рублей (это примерно в два раза меньше прожиточного минимума). Данная планка не менялась с 2012 года… Такой подход существенно сокращает количество граждан, имеющих право на получение льгот.
Проект кодекса был опубликован на сайте областного правительства для общественного обсуждения. Предложения принимались 19 ноября. Всего от тюменцев (в их числе и физлица, и общественные организации), как сообщили в департаменте социального развития Тюменской области, поступило 11 пакетов предложений по внесению корректив в данный законопроект.
«22 ноября (в течение пяти рабочих дней после окончания общественного обсуждения) на Официальном портале для обсуждения проектов и действующих нормативных актов будет размещен свод поступивших предложений с указанием позиции разработчиков по каждому из них», – сообщают в департаменте соцразвития.
Участие в обсуждении законопроекта принимали заместитель председателя Тюменской областной думы Виктор Рейн, депутаты Тюменской областной думы Тамара Казанцева, Елена Кашкарова, Глеб Трубин, представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области, Общественной палаты Тюменской области и общественных советов при региональных исполнительных органах государственной власти. Направили свои предложения и представители общественных организаций.
В числе пожеланий – увеличение размера регионального материнского капитала, который выплачивается семьям из бюджета при рождении третьего и последующих детей, освобождение всех семей от уплаты «мусорного сбора» за детей, введение бесплатного питания в школах и детских садах для всех ребятишек, внедрение программы «Семейный автомобиль», когда многодетным семьям приобретается автомобиль за счет бюджета, включение в число льготных категорий «детей войны» – тех, чьи детские и подростковые годы пришлись на Великую Отечественную…
От Центра правового контроля «Оберег» было направлено около двух десятков предельно конкретных замечаний и предложений. Директор этой общественной организации Юрий Рябцев считает, что проект регионального Социального кодекса «сырой», нуждается в корректировке, поскольку содержит формулировки, которые, по его мнению, можно расценить как коррупциогенный фактор и дискриминацию.
«Предложений много. Назову несколько. Нужно установить четкий и ясный критерий нуждаемости семей, то есть прописать, что среднедушевой доход в таких семьях, не превышает прожиточного минимума. Это будет оправдано, объективно и исключит коррупциогенный фактор. Также необходимо предусмотреть льготы для «детей войны», то есть для граждан, которым к моменту окончания Второй мировой войны не исполнилось 18 лет. Эта категория граждан во многих регионах уже получает социальную поддержку – в Приморском крае, Курской области. Даже в республике Адыгея, бюджет которой в 7 раз меньше Тюменской области. В Тюмени пока на это власти не решились, – отметил Юрий Рябцев. – Также мы выступили за обеспечение бесплатного питания для школьников. Предложили компенсировать расходы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на оплату проезда один раз в каникулярное время (к месту жительства и обратно к месту учебы), а не один раз в год, как это прописано в проекте закона. Мы выступили в защиту граждан пожилого возраста, предложив снизить с 70 до 60 лет возраст, дающий определенным категориям граждан право получать меры социальной поддержки».
Юрий Рябцев возмущен тем, что чиновники не постеснялись прописать в проекте Социального кодекса для «своих» – то есть для бюджетников – льготы на оплату услуг ЖКХ более существенные, чем предусмотрены для пенсионеров и ветеранов…
«Год назад, когда губернатор Тюменской области Александр Моор анонсировал разработку, обсуждение и принятие Социального кодекса региона, он предостерегал о недопустимости ведомственной заинтересованности и предлагал широкое участие гражданского общества в подготовке основополагающего акта. Он был прав, поскольку без перекосов не обошлось. Достаточно изучить льготы и привилегии, предложенные областным департаментом социального развития для своих сотрудников, представителей смежных сфер деятельности (обобщенно: образовательных, медицинских, физкультурно-оздоровительных и спортивных, культурных, ветеринарных организаций) и ведомственных пенсионеров. По определенным статьям расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг они имеют право на 100%-ную компенсацию, в то время, как по аналогичным статьям расходов ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, проработавших в тылу в период войны, компенсируется не более 50%. Это вопиющая социальная несправедливость! Ведь если бы не подвиг наших ветеранов войны и тружеников тыла, то не родилась бы на свет эта каста паразитов, оценивших свою жизнь в два раза дороже жизни прародителей. Естественно, мы выступили за баланс интересов и снижение льгот и привилегий приближенных к областному департаменту социального развития категориям граждан до уровня мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Дискриминация проекта Социального кодекса проявлялась не только в видовых различиях, но и в функциональных. Так проект закона предполагает предоставление материальной помощи гражданам в рамках реализации обращений депутатов Тюменской областной думы. А как же иные представители депутатского корпуса области, а именно депутаты представительных органов местного самоуправления?! Исключение возможности местных депутатов ходатайствовать за своих избирателей полностью лишает целесообразности проведения выборов в представительные органы муниципальных образований региона. Мы считаем, что это упущение должно быть устранено».
Разочаровал проект Социального кодекса Тюменской области и председателя Тюменской областной общественной организации многодетных семей «Радость» Елену Майсюк.
По ее словам, более десяти лет ежегодно от общественной организации направлялись предложения и пожелания, но ни одно из них не нашло отражения в данном законопроекте. Также в него не были включены и предложения, которые обсуждались на тематических «круглых столах» в этом году.
«Все эти годы мы боремся за расширение мер поддержки многодетных семей, но, к сожалению, приходится констатировать, что положение многодетных только ухудшается. Критерий нуждаемости у нас установлен на уровне среднедушевого дохода в 5000 рублей. Не понятно, откуда взят этот показатель, он не привязан к прожиточному минимуму и не индексируется с 2012 года. Раньше земельные участки выдавали всем многодетным, теперь – только нуждающимся. Не решен вопрос с исключением ипотеки из числа учитываемых доходов. При оформлении ипотеки семья автоматически – как минимум до конца текущего года – лишается льгот. Ежемесячные ипотечные платежи не учитываются при расчете среднедушевого дохода, в итоге у нас есть семьи с ипотекой, которые едва сводят концы с концами, но не подпадают по уровню доходов в число нуждающихся, хотя зарабатываемых денег люди практически не видят, – отметила в беседе с корреспондентом PARK72.RU Елена Майсюк. – Один из самых низких в стране региональных материнских капиталов тоже не красит Тюменскую область. Не могу сказать, что власти нас вообще не слышат. Случается, наши предложения находят поддержку, но, как правило, не в полном объеме. Так было, например, с сертификатами на дополнительное образование детей. Идея была в том, чтобы такие сертификаты позволили обеспечить равные возможности детям при получении дополнительного образования… Сейчас – такие сертификаты начали выдавать. Но использовать их можно только для получения услуг в госучреждениях, а там выбор секций невелик. Сумма, которая заложена в таких сертификатах, на сегодняшний день неадекватна рыночной ситуации, и не позволит оплатить даже год занятий в той или иной платной секции. Мы, конечно, тоже направили свои предложения по внесению изменений в проект Социального кодекса Тюменской области и надеемся, что хотя бы часть из них найдет отражение в итоговом документе».
Стоит отметить, что на официальной странице департамента соцразвития ВКонтакте развернулась бурная дискуссия по поводу проекта Социального кодекса и, в целом, государственной поддержки отдельных категорий граждан. Особенно много вопросов у многодетных семей, помощь которым лишь задекларирована, но оказывается исключительно тем, кто «нищенствует» по документам.
Более-менее широкий спектр поддержки – вплоть до скидок на уплату услуг ЖКХ – предложен только малообеспеченным. Но получить этот статус очень сложно. Плюс ко всему – несмотря на активную цифровизацию всех сфер экономики – тюменцам по-прежнему приходится собирать огромное количество справок для получения и подтверждения права на льготы. Причем у каждой справки есть «срок действия» и, не получив одну из них вовремя, можно оказаться в ситуации, когда весь пакет документов придется собирать заново…
Вот несколько комментариев, оставленных тюменцами:
«В семье 7-ро детей. Выплаты “…до 3 лет” – не получаем, причина: квартира в ипотеке + комната в общежитии;
“Адресная помощь” – не получаем, причина: квартира в ипотеке + комната в общежитии;
“Социальная стипендия” – не получаем, причина: квартира в ипотеке + комната в общежитии;
“Ежемесячные детские пособия” (400р/ребенок)- не получаем, причина: доход более 5000;
“Проездные билеты”- не получаем, причина: доход более 5000;
“Бесплатное питание” в школе – не получаем, причина: тоже из-за дохода….»«Из пособий в своей жизни на детей получала по 57 рублей. Спасибо, землю до поправок получить смогли и материнский капитал. Больше льгот не видали. Хотя все соседи и родные думают, что мы ночами золото на балконе взвешиваем, ну судя по количеству льгот, о которых кричат с экрана. У нас в стране поощряют или самых “продуманных”, кто справки делает себе, или самых ленивых, которые палец о палец не ударят, а сидят на льготах, что естественно, потому что по документам у этих категорий все нормально: они нуждаются. А если ты работаешь, стараешься, то и поддержка, и льготы тебе не нужны: ты же и так нормально, справляешься».
«Почему питание в детском саду частично оплачивает государство, а в школе нет такой практики? Логики я не вижу в этом. Опять же, нужно прийти к социальному педагогу, показать свою острую нуждаемость. Чтобы поставили семью на учет как неблагополучную… Почему нужно обязательно унижать человеческое достоинство, вместо того, чтобы просто, делать что-то хорошее для своих граждан?»
«Относительно поддержки семей с детьми вообще ничего не изменилось, особенно для многодетных семей. В интернете можно найти социальные кодексы других регионов, где подробно прописано все меры государственной поддержки семей, имеющих детей. При сравнении социальный кодекс Тюменской области выглядит очень убого. Мне кажется он совершенно не проработан, все прописано в общих словах. Специально не написали, что в Тюменской области критерием нуждаемости для семей является среднедушевой доход 5000 рублей в месяц на каждого члена семьи с 2012 года. Хотя Президент и Правительство РФ говорят, что семья является малообеспеченной при среднедушевом доходе ниже двух прожиточных минимумов на каждого члена семьи».
«У меня вопрос к департаменту. Почему на протяжении более 10 лет «минимум» в 5000 рублей не меняется? Изменилось всё – НДС 20%, бензин подорожал минимум в два раза, соответственно себестоимость всех товаров выросла, инфляция, ЖКХ даже не сосчитать – каждые полгода поднимают! А эти 5000 – фиксированные…»
«Я мать семерых детей. Льготы не получаю, так как доход больше 5000 рублей на человека. Как можно считать пенсию ребёнка инвалида-доходом семьи, скажите мне пожалуйста? Этих денег не хватает на лечение сына, а я ещё должна выделить на всех остальных детей. А то, что я взяла ипотеку (имеется официальный договор с банком!) на 30 лет и ежемесячно отдаю банку деньги, вы их тоже считаете в доходах? Да, спасибо за детсад, льгота там есть. А проездных в школах нет, питание тоже платное. За мусор в льготе тоже отказали. В земле нам тоже было отказано, но благодаря сыну-инвалиду, получили (в болоте, на отшибе, без дорог, света и газа.) Спасибо хоть за это. Так что льгот нет, только на бумаге. Да, ещё в Тобольске в соцзащите всю информацию надо вытаскивать клещами и многие вещи они не знают».
«У нас 5 детей, малоимущность оформить очень сложно, надо съездить собрать справки в 10 мест. Например, у мужа на заводе рабочих не выпускают из цеха в рабочее время, только в обед с 12 до 13, когда канцелярия на обеде, в итоге заявление теряется. Едем в Тюмень в свой выходной пишем второй раз, не успеваем сдать до 1 числа. Все остальные справки сгорают, а это ЖКХ, коммунальщик, школа и т.д. Сыну-студенту тоже надо 2 справки взять в разных местах. Это просто кошмар какой-то и в итоге среднедушевой доход превышает 5000 тысяч на какие-то копейки, и мы выходим “богатые”. Как можно ориентироваться на такую цифру, как 5000 тысяч?!! И как можно установить такую мизерную сумму детских пособий 400 рублей?!! Да, нам дали бесплатно участок в д. Падерина, но как и на что мы там можем построиться, если денег на еду еле хватает? Чтобы добраться, надо на 2 автобусах часа 2 ехать, с лопатой? На поле посидеть и назад ехать? Продать его нельзя, долю детям дать нечем, жилья нет, но есть участок! На что многодетные строиться должны, какой смысл в участке… Зато налог на землю пришёл на всех 7-ых членов семьи! Дети растут в тесноте, лучше бы сразу давали готовое жилье!»
«Наша семья также является многодетной! И мы ни на что не имеем права! Дети в школе питаются, как и все: субсидии нам не положены… И много всего можно перечислять… Земля нам не положена, потому как мы не являемся малоимущими! Доходы превышают установленный минимум 5000 р! Скоро выходить из декрета… В 1,6 года, скорее всего, не попадём в детский сад… В других регионах есть компенсации, которую выплачивают пока ребенок не зачислен в сад, но только не у нас…. Крик души… Пришли подавать документы в МФЦ на землю… Нам отказали: вы же, говорят, ипотеку взяли. Вот вам и “лучший город…”
«Всегда “смешивают” “многодетные” и “малообеспеченные”! Хотя при этом если отдать детей на секцию, то доходы в разы падают! Проезд на автобусе, оплата за секцию (по большому счёту, секции все платные или с частичной оплатой)! Даже удостоверения “многодетная семья”- как подтверждение статуса – нет! Если я купил комнату в общаге для детей, на будущее, – то я уже лишаюсь “привилегии” получения каких-либо выплат/помощи. Вопрос: а что у меня ипотечные взносы стали меньше? Купил гараж (даже если машины нет, просто велосипеды, самокаты, коляски ставить) – все! “зажиточный”! Мы не увидели в этом проекте ничего для многодетных семей. А то, что есть, написано “прозрачно”, “размыто”, что подразумевает кучу доп.комментариев, где и будет расписано подробно и скорее всего с “оговорками”!»
«У нас тоже интересная история. Земельный участок нам теперь не полагается, т. к. имеем дом в собственности. Лекарства на детей я не могу получить уже 9 лет, когда, наконец-то, дошла до Тюменского здравоохранения, меня сразу пытались положить в больницу. Мол, хотите бесплатного лекарства – ложитесь в больницу. Я настояла, чтобы выдали антибиотик… И все – от кашля якобы нет ничего в списке бесплатных лекарств. Что это такое, если положено, и справки есть, почему ещё его надо у врачей выбивать? Как подачку какую-то, стыдно… В пособии на ребенка до 3 лет отказали, не потому что доход большой, а потому что муж был 3 раза в отпуске за свой счёт, а то, что он в это время один дом достраивал, потому как жили в срубе под баню, никого не интересует. Органы опеки знают нашу ситуацию, что на человека выходит по 2300 рублей, и все, что они могут сделать, это поставить на учёт как ,,неблагополучная семья,, и грозиться отобрать детей. За все остальные копейки надо бороться. Про льготы говорят, как будто у них из кармана берём, каммуналку не получаем, помощь мизерная, в школе тоже никакой помощи. Адресная помощь уже сколько лет и все по 2000 на человека, детское пособие смешное. Почему в этой стране нам нужно доказывать что мы есть, и что мы тоже люди, ведь благодаря обычному работнику и строится наш мир, и в случае войны наши сыновья голодные и холодные пойдут защищать ту страну, которая решила, что благодаря помощи в 450 р. наши дети станут сильными и здоровыми. Печально и прискорбно смотреть на чиновничьи зарплаты и на детское пособие…»
Естественно, тюменцы, оглядываясь на другие регионы, негодуют. Ведь где-то региональный материнский капитал превышает 100 тысяч рублей, где-то – для семей, имеющих 5 и более детей, – за счет государства приобретают автомобили, где-то – в школах детей кормят бесплатно… Почему не в Тюменской области? Мы ведь не самый бедный регион…
Впрочем, пока региональный Социальный кодекс в процессе доработки. Многие надеются, что окончательный вариант законопроекта будет содержать больше мер господдержки.
«В проект Социального кодекса, который был предложен для обсуждения, не были внесены предложения и новеллы, которые неоднократно озвучивались на думских круглых столах. По большому счету, мы увидели просто свод тех льгот, которые имеются у социальных категорий на сегодняшний день. Все меры поддержки собрали в один документ, чтобы в нем была в полной мере отражена социальная политика. Вопросов, конечно, много: это и один из самых низких региональных капиталов в стране, и критерий нуждаемости в 5 тысяч рублей, – прокомментировал представителю нашего издания депутат Тюменской областной думы Глеб Трубин. – Мы предложили перенять опыт Свердловской области, где семьи имеют возможность выбирать, в каком виде они могут получить льготу: в виде земельного участка или денежной компенсации. Предложили разработать и региональную программу по обеспечению многодетных семей, имеющих 5 и более детей, автомобилями за счет бюджета. Такая практика есть в российских регионах. Также мы считаем, что нужно обеспечить многодетные семьи возможностью бесплатного посещения театров, музеев. Пока рано делать выводы – мы должны увидеть, какие из предложенных льгот разработчики все-таки включат в итоговый вариант законопроекта. Полагаю, что на рассмотрение Тюменской областной думы он будет представлен в декабре».
PARK72.RU
Кодекс – это собрание разрозненных правил существующих в разных нормативных актах. Для того, чтобы внести новеллы, должны измениться и соответствующие законы. Странно слышать от депутатов о том, что не вошли какие-то предложения…