В городской поликлинике №1 экспериментально испытывают новую информационную технологию. Медики тестируют так называемую голосовую клавиатуру. По замыслу разработчиков, устройство должно улавливать речь доктора во время осмотра больного и самостоятельно переводить сказанные слова в текст. В идеале должен значительно сократиться период составления документации, а время, которое доктор может потратить непосредственно на пациента, – увеличится.
Новая технология была представлена на выставке форума «Инфотех» в Тюмени специалистами центра речевых технологий одной из дочерних компаний ПАО «Сбербанк». Голосовую клавиатуру уже апробируют врачи в Санкт–Петербурге, Москве и в Нижнем Новгороде. Губернатор Тюменской области Александр Моор предложил протестировать новую технологию и в одной из тюменских поликлиник.
«У нас есть мечта освободить врача от бумажной работы, от того, чтобы заполнять вручную огромное количество форм, — рассказал один из разработчиков Алексей Софийский. – Врач просто произносит текст, а устройство записывает и переводит слова в печатную форму. Фактически это можно назвать голосовой клавиатурой или технологией автоматического распознавания речи по общему словарю. Устройство достаточно хорошо распознает речь. Возможна его интеграция с различными медицинскими системами».
Как рассказала корреспонденту PARK72.RU директор департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич, эксперимент проходит совместно со специалистами регионального здравоохранения.
«Проект – живой, и сегодня выбрана одна из городских поликлиник, где тестируется качество перевода аудио-потока, который наговаривает доктор в ходе приема, – отметила Мария Рудзевич. – Наша задача увидеть насколько хорошо предложенная система распознает речь, мы смотрим как «протокол», произнесенный доктором, укладывается в информационную систему».
В тестировании участвуют узкие специалисты, в частности, врачи УЗИ. В ходе эксперимента уже делают выводы о применимости или неприменимости этой технологии в работе медицинского учреждения.
«Алгоритм разговора врача и пациента должен быть четко структурирован. Если 50 процентов речи будет распознаваться некорректно, это приведет к тому, что доктор все равно будет все перепроверять и тратить время, – пояснила Рудзевич. – Информационная система представляет собой множество полей, и к примеру информация о температуре тела пациента должна встать именно в соответствующее поле. Занесение команд должно быть очень четким».
К окончанию первого квартала 2020 года будет принято решение либо о внедрении, либо о дальнейшем тестировании голосовой клавиатуры, сообщила директор департамента.
В наступившем году тюменцев ожидают и другие новшества в сфере цифровой медицины. Функционал личного кабинета пациента «Моё здоровье» на Едином портале госуслуг расширится. Будут доступны запись на приём к врачу для прохождения профилактических медицинских осмотров, вызов врача на дом, ознакомление с медицинскими документами в электронном виде, получение сведений о прикреплении к медицинской организации и ещё много других возможностей. Предполагается, что к концу 2020 года пациенты через личный кабинет смогут оформлять родовой и прививочный сертификаты, получать справку о состоянии здоровья для занятий в спортивном учреждении. Удобство данного сервиса отмечает всё большее число тюменцев.
А в районах юга области 22 больницы получат 200 планшетов в рамках тиражирования проекта, инициированного Городской поликлиникой №4. Благодаря информатизации и наличию гаджета врач или фельдшер во время вызова на дому не только видит всю необходимую информацию о пациенте, но и может в электронном режиме оформить больничный, рецепт на льготные лекарства, направления на анализы, записать больного на последующий приём к доктору.
Елена КУХАЛЬСКАЯ
эТ типа раньше писать разборчиво диагнозы не умели
а сЧас и говорить их разучатся!!!