Ни шагу без лжи

Современный мир утонул во лжи. До правды уже не добраться: покуда будешь за нею нырять, захлебнёшься и утонешь. Молчаливо одобряя хитрость и обман, лгут все: от кассирши в магазине до президента какого-нибудь государства. Ложь льётся нескончаемым потоком с экранов ТВ, её транслирует радио, она отображается на компьютерных мониторах. Она проникла всюду, она заполнила все поры и самые маленькие трещинки, она — словно цементный раствор, скрепляющий здание жизни. Без неё мы не способны сделать ни шагу. Без неё мы, наверное, умрём — жить не сможем.

201406304089 Поле

Обман на бытовом уровне давно не бросается в глаза — так, как, несомненно, бросался бы в советскую эпоху.

В кассе супермаркета вам пробили две цены за какой-то там флакончик и полторы цены за какую-то упаковочку? Не огорчайтесь сильно, вам скажут дежурные слова утешения: мол, ценник забыли поменять или рекламная акция закончилась. Перед вами даже извинятся — короче говоря, сделают всё, чтобы не вернуть деньги или не продать товар по той цене, что на ценнике. Последнего можно добиться только через скандал.

Дали таксисту-маршрутнику сторублёвку, а проезд стоит восемнадцать рублей? Не сомневайтесь: он сдаст вам монетками рублей по пять и мельче, и вы потом недосчитаетесь рублей пятнадцати. Дело это совершенно обычное, и в обществе ныне принято смеяться над обманутым, а не выражать негодование обманщику.

Очень любят обманывать ОПСОСы. Эта смешная аббревиатура расшифровывается как «операторы сотовой связи». Внезапное повышение тарифов, их бесконечное запутывание и усложнение, приделывание к ним платных «услуг», подключаемых без ведома абонента, — это их обыкновенная стратегия.

Мой товарищ пошёл к нотариусу: нужна была бумага по материнскому капиталу. Нотариус допустил ошибку. Товарищ снова пошёл к нему. «Ваша ошибка, — сказал он, — чиновник велел переделать». — «Полторы тысячи рублей», — ответил на это нотариус с улыбкой. — «Но как же так?» — попробовал возмутиться мой товарищ. — «Не спорьте, мне лучше знать».

Я живу в деревне. На днях ко мне пришла соседка — спросила, не хочу ли я купить ведро черники. К ней приехали знакомые из соседней деревни и продают. По 300 рублей за литр, заявляет соседка. Я купить чернику хочу, но говорю, что не хочу. Мы врём оба. Она врёт насчёт цены. Я знаю, что за люди к ней приехали, и знаю, что они продают («отдают», как они говорят) чернику по 150 рублей за литр, а не по 300. И я знаю, что соседка вся в долгах из-за набранных банковских кредитов, и пытается на мне «навариться». Десять литров в ведре, моментальный «навар» — 1500 руб. Не желая ссориться с ней, я ей вру: мол, не нужна мне черника, сам соберу. И мы оба знаем, что врём.

А вот случай московский. Тоже из моей жизни. Как-то раз я участвовал в одном (не самом крупном, но тем не менее столичном) литературном конкурсе. И, представьте себе, победил. И не просто победил, а ещё и занял первое место. Конкурс организовывали две литературные организации — одна обещала дать некий приз, другая — деньги. Всё было очень серьёзно, освещалось в центральной прессе, в Интернете. Но только денег мне… не дали. Первая контора приз дала, а вторая даже не извинилась.

Ну, и всякие подобные случаи можно перечислять десятками. Они стали настолько типичными, что могут и скуку нагнать. Каждый может припомнить что-то из своей жизни. Люди, которые ничего не припомнят, скорее всего, пребывают в счастливой амнезии.

Но, может, это в России всё так мерзко, а в других странах народы честнее? Например, те, народы, которые называют себя «европейскими»? Там ведь у них всё должно быть «прозрачно».

Листаем популярные украинские СМИ. Что пишут? Что «террористы» Юго-востока сбили пассажирский лайнер и убили триста человек, а российский постпред Чуркин выступил в Совбезе ООН и сказал, что они же просто перепутали самолёт с военным. Если эти слова правда, то правда и то, что Землёй управляют высокие белые блондины с Бетельгейзе, чередуясь каждые восемь лет с чёрными карликами с Канопуса.

Но, может, никогда не лгут американцы? Ведь Соединённые Штаты — это ж всепланетный миротворец, светоч демократии, это ж нечто исключительное (так говорят в Белом доме, по крайней мере).

А что, не соврал Обама про травлю товарищем Асадом собственного народа химическим оружием? Ещё как соврал.

А предыдущая администрация Белого дома разве не соврала про смертельное оружие Саддама Хусейна? Помните «пробирку Пауэлла», про которую потом пропагандисты сказали, что это-де был «ораторский усиливающий приём»?

А Нобелевские премии мира Бараку Обаме, а в прошлом веке Горбачёву — это не слишком? При Горбачёве закипели националистические котлы в СССР, а Обама, отхвативший премию «авансом», кошмарно ударил по счастливой Ливии. Горбачёва люто ненавидит сейчас множество россиян (даже Ельцин не так ненавистен), а у Обамы рекордно низкий рейтинг в Америке, и ему даже прилепили кличку «Агент Москвы». Такая кличка кажется абсурдом, но это потому, что все запутались во лжи.

Сегодня Вашингтон говорит, что Кремль поддерживает деньгами и вооружает повстанцев на мятежном украинском Юго-востоке, а Кремль утверждает, что не поддерживает и не вооружает.

Кто из двоих врёт?

Что-то мне подсказывает, что врут оба.

Первый ничего не знает, но активно занимается пропагандой со ссылками на бесчисленные «фейсбуки» и «твиттеры», второй — явно поддерживает. Нет, с уверенностью ничего нельзя сказать, но кто нынче говорит что-то с уверенностью?

А теперь посмотрите на фотографию выше. Хотите колосящихся полей? Хотите голубого неба над головой? Хотите дружбы, а не вражды? Не лгите.

Олег ЧУВАКИН,

фото автора

21 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: