Скандал: латвийский летчик-нацист стал героем мюзикла

Отправимся в Латвию, где разгорелся скандал вокруг нового музыкального спектакля о латвийском летчике и одновременно подручном гитлеровцев Герберте Цукурсе по кличке «рижский палач». Авторы мюзикла назвали его как бы иронично: «Цукурс. Герберт Цукурс» – по аналогии с известной фразой из фильмов о Джеймсе Бонде.

Но ирония здесь не просто неуместна, но даже кощунственна. В годы войны свои главные подвиги палач Цукурс совершал в рижском гетто, и  делать из него героя – это моральное преступление. Или в Латвии уже некого воспевать, кроме ее палачей?

Убийца, нацистский преступник, рижский палач – так о Герберте Цукурсе говорят во всем мире.

Цукурс – сотрудник кровавой команды Виктора Арайса, которая уничтожила десятки тысяч мирных людей во время Второй мировой войны.

nKY2uTZsPnA

Сейчас Цукурса в Латвии прославляют. О его нелегкой судьбе создали мюзикл. В Риге премьера мюзикла прошла в концертном зале – он находится всего лишь в сотне метров от печально известного рижского гетто, которое и контролировала команда Арайса.

Ряды колючей проволоки, той самой, что отделяла жизнь от смерти почти 70 лет назад. Рижское гетто и сейчас сочится болью. Имена, имена, имена – тысячи имен погибших и замученных, в основном женщины и дети.

Красивые, юные лица жертв нацистских палачей смотрят со старых фотографий. Рига, Вена, Дрезден, Прага, Варшава – сюда свозили евреев со всей Европы.

Почти все они – 25 тысяч человек – зверски убиты фашистами в Румбульском лесу под Ригой.

Одна из операций по истреблению проходила 30 ноября 1941 года. Тогда каратели Арайса расстреляли в рижском гетто 800 человек. Командовал операцией Герберт Цукурс.

«По свидетельству очевидцев, выживших в гетто, он неоднократно участвовал в убийстве детей, и одним из его любимых развлечений было подкидывать грудного ребенка и стрелять в него из пистолета» (Евгений Осипов, активист движения «Русская заря»).

Те самые символические младенцы, облитые красной краской, лежали на ступеньках концертных залов в Риге и в Лиепае. Здесь состоялся показ мюзикла под названием «Цукурс. Герберт Цукурс».

I0JcqN1aD2A

«Мы разложили окровавленные куклы на входе перед этим театром, где проходил мюзикл. Мы решили, что чтобы попасть на этот мюзикл, они должны перешагнуть через эти символические трупы детей» Евгений Осипов, активист движения «Русская заря»).

Они и перешагивали и даже отталкивали участников антифашистской акции, которые оделись в арестантские робы с целью дать понять всем, что Цукурс предпочитал видеть людей именно в такой одежде.

_bFhlEjeuVk

«Скажите, в какой рубашке мне тогда быть? Вы отражаете только одну сторону. А он был герой, авиатор», – говорит один из купивших билет на мюзикл.

Героизировать Герберта Цукурса пытаются тут не впервые. И каждый раз страна делится: кто за, кто против.

«Фашист. Во время войны… В ноябре… Участвовал в армии Арайса».

«Да, я знаю Цукурса. Герой. Про него недавно спектакль поставили».

«Он причастен к Холокосту – истреблению евреев».

«Авиатор латвийский. Прогрессивный. Один из самых известных в то время авиаторов».

Действительно, в 30-х годах Цукурс сам построил самолет и полетел в Западную Африку,  а позже совершил индивидуальный перелет в Японию. И в Латвии им гордились все.

Однако с приходом в Ригу нацистских войск Цукурс добровольно записался в карательный отряд Арайса.

Он сделал это сразу после того, как каратели Арайса сожгли людей в рижской хоральной синагоге, 500 человек, заживо. Почувствовал, видимо, и свое призвание.

Он не был осужден, но его дело еще не закрыто.

«Две женщины, которые непосредственно были в Румбуле, видели там Цукурса, стоящего с пистолетом в руке. Это, видите ли, не считается свидетельскими показаниями. Это их личные воспоминания и  эмоциональные переживания. Пистолет он там держал в руке, очевидно потому, что ему надо было чем-то руки занять. Те, которые его видели на коне, въезжающим в рижское гетто и кричащим: «я хочу напиться жидовской крови», они пишут это в воспоминаниях, это не зафиксировано в прокуратуре» (Иосиф Корен, председатель движения «Латвия без нацизма»).

Но спектакль не о военных преступлениях нациста Цукурса, а о его довоенном легендарном полете, приключениях, сомнениях и трагической судьбе – словом, рассказ о смелом романтике, который случайно попал в плохую компанию – примерно так позиционируют мюзикл сами авторы.

«Та организация, в которой он работал, безусловно, это организация, которая не гуманная, это не товарищеское общество или кружок хобби; это, конечно же, кровавая организация, но надо учесть то, что если ты являлся ее сотрудником, это еще автоматически не значит, что ты несешь коллективную ответственность» (Юрис Миллерс, продюсер мюзикла «Цукурс. Герберт Цекурс»).

Впрочем, сам Цукурс свою ответственность прекрасно осознавал. Поэтому и сбежал из страны в Латинскую Америку, дабы избежать последствий. И совсем не случайно в 1965 году его выследили и ликвидировали израильские спецслужбы, как одного из самых жестоких и кровавых нацистских убийц.

«Латыши, в основном, одурманенные, считают, что он новый латышский герой. Так он им и подается, такова была цель мюзикла, судя по всему. Что касается юридической стороны, то эта постановка имеет все признаки разжигания межнациональной, межэтнической ненависти – это серьезное преступление в Латвии» (Эдуард Гончаров, сопредседатель латвийского антифашистского комитета).

Вот только нацистов и их последователей в Латвии не преследуют. Официальные власти отмахиваются: это не нацизм, это демократия и свобода слова.

«Каждый имеет право говорить и делать то, что он думает. Я со своей стороны скажу: участие Цукурса в команде Арайса перечеркивает все его прошлое. У меня нет оснований его восхвалять, и такого рода постановки – дурной вкус» (Эдгар Ринкевич, министр иностранных дел Латвии).

«Для русского человека, для человека, живущего в России и для израильтянина – это, конечно, шок, это нонсенс, а для нас это в порядке вещей. Это просто спектакль. Этот мюзикл – просто один из последовательных шагов латвийского государства по фашизации страны» (Эдуард Гончаров, сопредседатель латвийского антифашистского комитета).

Как о таком человеке можно говорить, как о герое, непонятно. Особенно здесь, в Риге, где сами стены домов и камни мостовых помнят кровь и страдания замученных им людей.

А вот такого упоминания Цукурс вполне достоин: быть героем карточной игры, к примеру, «в дурака». Буквально несколько дней назад  антифашисты Риги выпустили колоду игральных карт «Лица Латвии» – офицеры, министры, депутаты – все политики страны правого толка, начиная со Второй мировой войны, и по сей день.

И как теперь ляжет карта Цукурса – десятка червей – будет зависеть только от того, кто и как ее сдаст.

Андрей БАТАЛОВ