Расселение ветхого и аварийного жилья – процесс непростой. Отчасти – из-за ненасытности переселяемых, отчасти – из-за нежелания чиновников идти людям навстречу и снабжать жильем всех, кто на него претендует. Договориться мирно не всегда удается. Случается, судебные споры затягиваются на десятилетия. Типичный тому пример – дом по адресу Велижанская, 52. Его уже нет. Снесли на прошлой неделе. Вещи самых несговорчивых жильцов выносили на улицу судебные приставы прямо перед сносом… В отчете о переселении этого ветхого терема мэрия может поставить галочку. Но осадок, как говорится, остался. Администрация города предоставила в распоряжение PARK72.RU документы, подтверждающие, что жителям каждой из выселенных с участием приставов квартир предоставлено новое жилье. Одним – вместо «двушки» площадью в 41 квадратный метр, выделили две квартиры, общая площадь которых в 2,5 раза больше их жилья в доме-развалюхе, другим – предложили квартиру, площадь которой в 1,5 раза больше прежней. Но жильцы считают, что вправе рассчитывать на еще более выгодные условия «обмена» старого жилья на новое, заявляют, что при текущем раскладе – их права ущемлены, а снос их ветхого дома произвели незаконно. И это заявление, как выяснилось, небезосновательно. Они показали документ, в соответствии с которым их принудительное выселение, действительно, можно назвать незаконным. Так что в этом споре, похоже, еще рано ставить точку.
Позиция администрации
Легко быть хорошим, когда ты под Новый год раздаешь детям конфеты. Сложнее – когда ребенок вместо полагающихся ему 1-2 конфет, требует 3… Еще сложнее держать марку в глазах общественности, когда прокуратура от тебя требует расселить аварийный дом, а граждане, проживающие в нем, не соглашаются переезжать добровольно в то жилье, которое ты им предлагаешь… Не хотят и все тут. Хотя судебное решение о выселении – имеется. Что делать? Приходится звать приставов и выдворять тех, кого суд постановил выселить, в принудительном порядке… Естественно, что выселяемым это не очень нравится.
Сотрудников тюменской городской администрации, к слову, прокуратура привлекла к ответственности. Но не за нарушение прав граждан, отнюдь. Изучив документы, правозащитники не усмотрели в них фактов пренебрежения интересами переселяемых. Все в рамках действующего законодательства. Чиновников пожурили за затягивание процесса расселения четырехквартирного ветхого дома по адресу ул. Велижанская, 52. Его должны были снести еще в 2004-м году, а он продолжал красоваться и в 2015-м… Это была единственная претензия в адрес администрации.
Напомним, переселение граждан из этого жилого дома осуществлялось в рамках плана переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Тюмени на 2004 год в рамках реализации «Губернаторской программы развития жилищного строительства на 2002 – 2005 годы». То есть уже 0 лет граждане могли бы жить в новом жилье… Кстати, жильцы двух квартир этого дома (№2 и 3) так и сделали – выселились легко и без скандалов много лет назад в предложенные им квартиры. А вот с жильцами двух оставшихся «двушек» (№1 и 4), площадь каждой 41 кв.м., администрации договориться так и не удалось.
«В период реализации плана переселения в квартире №1 была зарегистрирована семья Рябиковых в составе 4 человек. В рамках реализации плана переселения, для отселения семьи Рябиковых из жилого дома по указанному адресу, еще в 2008 году была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 60,6 кв.м, – поясняют в пресс-службе горадминистрации. – Однако семья Рябиковых отказалась от переселения, претендуя на получение нескольких жилых помещений. Администрация города была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном выселении указанных граждан в предоставленное жилое помещение. Решением Центрального районного суда от 27.04.2009 исковые требования Администрации города Тюмени к семье Рябиковых были удовлетворены. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24.06.2009г. решение суда оставлено без изменения. С момента принятия вышеуказанного решения Рябиковым Р.А. и членами его семьи неоднократно были поданы заявления в судебные инстанции, в том числе, на неправомерные действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления о пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Данные заявления были оставлены судом без удовлетворения».
Но если Рябиковы ключи от предложенной им квартиры не взяли, полагая, что должны продолжать спор (по соцнормам тех лет двум взрослым сестрам и брату, трем самостоятельным семьям, имеющим свой доход, ведущим раздельное хозяйство, были положены три, пусть скромные, но отдельные квартиры), то их соседи – Альбахтовы – отказывались освобождать дом даже после того, как уже получили две новые квартиры взамен. Более того, они скрывали от представителей администрации тот факт, что наниматель этой квартиры – ветеран Рево Терентьевич – умер в апреле этого года. По второй семье, которую выселяли 16 июля с шумом и скандалом, нам в администрации дали следующую справку:
«На момент реализации плана переселения в жилом помещении №4 (двухкомнатная квартира общей площадью 41 кв.м) проживала семья Альбахтовых в составе 7 человек: Альбахтов Рево Терентьевич (наниматель), Альбахтов Валерий Ревович (сын) и члены семьи нанимателя – Альбахтова Юлия Васильевна, Альбахтова Марина Валерьевна, Альбахтова Валерия Валерьевна, Примайчук Наталья Валерьевна и Примайчук Павел Андреевич. Для отселения семьи было предоставлено 2 жилых помещения – четырехкомнатная квартира общей площадью 71,3 кв.м. (на 5 человек) и однокомнатная квартира общей площадью 32,7 кв.м (на 2 человека). Но Альбахтов Рево Терентьевич и Альбахтов Валерий Ревович не снялись с регистрационного учета по адресу: г.Тюмень, ул.Велижанская, д.52, кв.4, поэтому администрация города обратилась в Центральный районный суд г.Тюмени с исковыми требованиями о признании данных граждан утратившими право пользования указанным жилым помещением и снятии их с регистрационного учета. Решением Центрального районного суда г.Тюмени от 03.12.2014 исковые требования администрации города Тюмени удовлетворены в полном объеме. Принимая во внимание, что Альбахтов Р.Т., Альбахтов В.Р., Альбахтова Ю.В. не освободили жилое помещение по указанному выше адресу, администрацией города 19.12.2014 было подано исковое заявление в Центральный районный суд г.Тюмени о их выселении в связи с предоставлением другого жилого помещения. Решением Центрального районного суда города Тюмени от 10.03.2015 исковые требования Администрации города Тюмени были удовлетворены в полном объеме, однако семья Альбахтовых в добровольном порядке не исполнила решение суда».
Как видите, визит приставов-исполнителей объясним и закономерен. Суд разрешил выселить граждан принудительно. В администрации поясняют, что подобные споры – не единичны. В городе Тюмени есть еще несколько старых домов, которые не могут снести из-за несговорчивости и непомерных жилищных аппетитов некоторых граждан.
Дом все-таки снесли незаконно?
Адвокат семьи Рябиковых предоставила в распоряжение PARK72.RU копию определения суда о приостановлении исполнительных действий, которое, по сути, временно запрещает сносить дом – до тех пор пока жилищный вопрос между администрацией и семьей-заявительницей не будет урегулирован. Ключи от предложенной новой квартиры Рябиковы так и не забрали, и в нее не переехали, то есть спор продолжается. Упомянутое судебное определение было принято в январе 2015 года и до сих пор не отменено. Тем не менее, дом снесен.
«Определение суда о принятии обеспечительных мер: приостановлении исполнительных действий, может быть отменено только самим судом. В данном случае – Центральным районным судом города Тюмени, – поясняет адвокат Фатыма Губайдуллина. – Однако до настоящего времени указанное определение не отменено. Следовательно, действия приставов 16.07.2015 года, когда семью выселили, а дом – снесли, являются незаконными».
По ее словам, с тех пор как тюменские чиновники активизировались в деле исполнения программы сноса и расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, количество судебных споров, связанных с ущемлением прав переселяемых семей, увеличилось. Причина споров, преимущественно, в том, что по закону люди могут претендовать на получение нескольких квартир (для расселения каждой отдельной семьи, проживающей в муниципальном жилье), а администрация старается оптимизировать затраты и за одну старую квартиру выдать одну новую большей площади. Такой вариант расселения, как вы понимаете, вряд ли можно назвать идеальным вариантом улучшением жилищных условий – ведь несколько семей, ведущих отдельное хозяйство, переехав, по-прежнему будут вынуждены проживать в одной квартире. Это противоречит самому принципу социальной ориентированности госполитики. В конце концов, ветхое жилье должны расселять не для того, чтобы снести конкретный дом, а для того, чтобы расселить граждан, по-настоящему улучшив их жилищные условия.
«При расселении домов в этом районе многим давали жилье по соцнормам тех лет. Причем из расчета на каждую семью – отдельная квартира, но с семьей Рябиковых поступили иначе. Там под одной крышей проживают три семьи и в идеале каждую, по закону, следует переселить в отдельную квартиру, – говорит Губайдуллина. – Но администрация почему-то решила иначе. В расчет они взяли только членов семьи нанимателя. Но времени прошло много и у «членов семьи нанимателя» уже появились свои семьи и переселять их, не учитывая этот фактор, нельзя. В принципе, мои клиенты готовы были переехать в предложенную им квартиру, но лишь в том случае, если жилье будет оформлено надлежащим образом и договоры соцнайма будут составлены на каждого из переселяемых в долях от представленной квартиры. В этом случае площадь, выделяемая на каждого отдельного человека, будет ниже соцнормы и граждане смогут участвовать в дальнейшем в сопрограммах как нуждающиеся в улучшении жилищных условий».
Действия администрации и приставов в отношении семьи Рябиковых будут обжаловать в судебном порядке.
Мы продолжаем следить за развитием событий.
Никита СМИРНОВ