Юные тюменские геологи не оправдали надежд: спонсоры забирают подарки?!

Старейший тюменский Клуб юных геологов, который существует с 1978 года, столкнулся с неприятной ситуацией. По словам руководителей объединения, один из спонсоров движения попросил вернуть подарки – снаряжение и технику, которую предоставили клубу в преддверии X Всероссийской открытой полевой олимпиады юных геологов, проходившей в августе 2015 года в Тюмени.

«В олимпиаде участвовали 43 команды со всех уголков страны. Лучший результат, который показали тюменцы, – 8 место в общем зачете. Еще две наши команды заняли 11 и 23 места. Один из спонсоров заявил, что это плохой результат, что мы не оправдали надежд, не заняли призовые места, поэтому должны вернуть все, что было предоставлено клубу для подготовки к соревнованиям, – рассказал корреспонденту PARK72.ru один из руководителей клуба Павел Смирнов. – Спонсорами выступали несколько предприятий, но только СибНАЦ, с которым мы давно и плотно сотрудничаем, попросил вернуть все предоставленное клубу оборудование. Причем по какой-то необъяснимой причине они требуют отдать им и то, что нам подарили другие спонсоры. Мы, конечно, шокированы этим заявлением, поскольку не понимаем, как можно забирать у детей то, что было преподнесено как подарок клубу… Кроме того, рассчитывали, что будем применять ту материально-техническую базу, которую получили благодаря спонсорской поддержке, для дальнейшей работы и подготовки школьников».

Команда Тюменской области на олимпиаде

Корреспондент PARK72.RU постарался разобраться в происходящем. Выяснилось, что ситуация не так однозначна, как кажется. Спонсор, которого обвинили представители клуба, заявляет, что подарки у детей забирать не собирались… Хотя вопросы к деятельности клуба по подготовке школьников к соревнованиям у них имеются.

Оснований не верить представителям клуба у нас нет. Слова 23-летнего Павла Смирнова – по поводу того, что снаряжение и оборудование (фотоаппараты, коллекции минералов, рюкзаки, компасы, походные котелки, форму и пр.) требовали вернуть, – подтвердила и его коллега, один из старейших руководителей клуба юных геологов, которая посвятила движению около 30 лет, Алевтина Малых. Они утверждают, что один из заместителей директоров СибНАЦа неоднократно в устной форме обращался к руководителям клуба по этому поводу.

Тюменские юные геологи во время подготовки к олимпиаде со своими наставницами Алевтиной Малых и Тамарой Бабайцевой

Не верить представителю СибНАЦа, который отрицает, что такие требования выдвигались, у нас тоже нет оснований. Судя по всему, ситуация из разряда: одни – «не то хотели сказать», другие – «не так поняли»…

Между тем, как выяснилось, проблема куда глубже, чем неоднозначные взаимоотношения со спонсорами. По итогам олимпиады представители тюменской стороны из числа организаторов раскритиковали уровень подготовки тюменских участников. Дескать, позвали к себе геологов со всей страны, блеснуть хотели как представители нефтяного края, средства на подготовку школьников выделили, а результаты – не ахти. Кто виноват? Конечно, педагоги, которые занимались с детьми. Не научили, не вдохновили, не заставили быть лучшими. Ясное дело: виноват всегда тот, кто работает.

Из контекста обрушившейся на руководителей клуба критики понятно, что у педагогов, не оправдавших доверие, хотели забрать не подарки и оборудование, а клуб целиком – вместе с какой-никакой скопившейся благодаря спонсорам материально-технической базой и воспитанниками… Просто, видимо, эту мысль изложили как-то не вполне доступно.

Павел Смирнов с Ольгой Кузнечевских на церемонии вручения именных стипендий губернатора Тюменской области, 2014 г

Такой бы подход – да к тем, кто готовит сборную России по футболу…

Теперь о критике. Думаю, она не вполне справедлива. Потому что тех, кого нужно хвалить за сохранение движения юных геологов в регионе (люди несколько десятилетий работают с детьми на общественных началах, не получая зарплат и не требуя с родителей школьников денег, им «за работу» подкидывают лишь в преддверии соревнований под соусом финансирования экспедиций), обвинили в том, что их воспитанники не продемонстрировали лучшие в стране результаты…

Но как состязаться с представителями тех регионов, где это движение  финансируют и поддерживают не время от времени, а круглогодично; где с детьми работают не те, для кого это хобби, а педагоги, для которых это – основная работа; где для вывоза ребят на полевые испытания и экскурсии руководителям клуба не нужно ходить с протянутой рукой, где программы обучения юных геологов обеспечены финансами заранее?

В таких условиях результат, который показали тюменские школьники на олимпиаде по геологии, не так уж плох. Все три команды попали в ТОП-25 лучших, одна – в десятку лучших в стране, одна – оказалась в шаге от ТОП-10. Это ли не успех? Да, не вошли в тройку лучших… Но если учесть, что ответственность за их подготовку легла на плечи двух пенсионерок и двух студентов, такие результаты и вовсе кажутся чем-то фантастическим.

Юные тюменские геологи проводили радиометрические исследования в Успенке

В Тюмени Клуб юных геологов сейчас ютится в кабинете площадью около 9 кв.м. в одном из корпусов Тюменского государственного нефтегазового университета. Но вуз просто пустил ребят на свою территорию, а не взял на содержание. По крайней мере, пока. По словам Павла Смирнова, руководители клуба собираются в ближайшее время обратиться к руководству вуза с просьбой взять клуб под свое крыло в полном смысле этого слова… До этого около 5 лет клуб располагался в здании «Пионера», пока их оттуда не попросили… Прежде – обитали в школах.

Тамара Бабайцева и Алевтина Малых с воспитанниками клуба

Много десятилетий это движение существует исключительно благодаря энтузиазму. У истоков стоят два старейших педагога (обе уже на пенсии, но продолжают заниматься с детьми) Тамара Анатольевна Бабайцева и Алевтина Григорьевна Малых: они посвятили клубу более чем по 30 лет жизни. Многим их бывшим воспитанникам занятия в кружке помогли определиться с будущей профессией. Двое «выпускников» движения сейчас работают в клубе в качестве равноправных руководителей. Это аспирант нефтегазового университета Павел Смирнов (он, кстати, сейчас учится в одном из вузов Нижней Саксонии на факультете экономической геологии, куда поступил на общих основаниях, поэтому время от времени он уезжает в Германию) и студент ТюмГНГУ Андрей Новоселов. Эти люди – хранители движения юных геологов… Спонсоры подключаются к приобщению школьников к геологии лишь время от времени, как правило, в преддверии крупных соревнований, и за это руководители клуба им очень благодарны, потому как без поддержки клуб просто не смог бы существовать.

Юные геологи Тюмени во время одной из экспедиций

В этом месяце в рамках занятий клуба Павел Смирнов планирует вывезти тюменских школьников из числа юных геологов (ребята в возрасте 12-17 лет) в две экспедиции – на Малышевское месторождение изумрудов и к заброшенному Липовскому карьеру.

«Как поедем? Нет, для детей это будет бесплатно. За помощью с обеспечением транспорта обратимся к предприятиям, которые поддерживают клуб. Надеюсь, что кто-нибудь из директоров окажет содействие. Обычно нам помогают и мы очень благодарны за это», – говорит Смирнов.

Юные геологи Тюмени. Экскурсия на Черемшанские никелевые карьеры

Вообще, с финансированием деятельности ситуация неоднозначная. Для руководителей клуба это исключительно хобби. Зарплату они не получают. Более того, время от времени вынуждены вкладывать в организацию занятий собственные средства и обзванивать директоров компаний, так или иначе связанных с геологией, в надежде на содействие в организации даже каких-то рядовых выездов.

Официального статуса у клуба нет, как и правоустанавливающих документов. Периодически движение регистрируют, когда это необходимо для проведения соревнований или участия в них. Почему? Потому что некогда и некому заниматься бумажками и волокитой. По факту – старейший Клуб юных геологов с почти 40-летней историей в Тюмени существует неформально.

Бабайцева Тамара Анатольевна с воспитанниками

Кто в этом виноват? Хранители клуба? Или местные власти, местные вузы и профильные предприятия, не сумевшие вовремя подключиться, помочь, вывести движение на новый уровень…

«В советские времена клубы юных геологов существовали в каждой школе, – вспоминает Алевтина Малых, – вели кружки, как правило, учителя географии. Я работала в школе №40 учителем географии и завучем, там же вела кружок юных геологов. Ежегодно проводились соревнования между школами, на уровне города и региона. Потом – в 90-е годы – многие школы перестали этим заниматься. В итоге в Тюмени остался кружок юных геологов только в 40-й школе, поэтому именно наша школа представляла город и регион на профильных соревнованиях. Потом я вышла на пенсию, но занятия клуба мы по-прежнему проводили. К тому времени на занятия приходили ученики из разных школ… Думаю, нам нужно возрождать систему движения юных геологов в школах… Не может один клуб готовить сразу несколько команд юных геологов к участию в соревнованиях, на которых воспитанники будут конкурировать друг с другом».

Алевтина Малых, 73 года

Видно, что для этих людей клуб юных геологов – это дело всей жизни, то, чему они себя посвятили. И очень грустно, когда кто-то не видит их заслуг.

Мы договорились, что если в следующий раз заявления с просьбой «вернуть оборудование» поступят, они попросят у спонсора официальное письмо с перечнем того, что спонсор желает получить обратно… Чтобы была ясность. Пока официального письма нет, соответственно, нет и требований. Устные заявления, как говорится, юридической силы не имеют.

За  комментарием по поводу конфликта мы обратились к заместителю директора компании СибНАЦ,  директору департамента организационно-издательской деятельности Вере Почерк. «Никто ничего у клуба забирать не собирается. Представители клуба могли бы напрямую обратиться к нашему директору, чтобы прояснить ситуацию, а не жаловаться прессе. Хорошо, что вы нам позвонили, а то написали бы не понятно что в своей газете, все бы только смеялись», – сказала Вера Александровна нашему корреспонденту.

Здание СибНАЦ

Что уж тут смешного? Серьезную компанию обвиняют в крохоборстве и перетягивании одеяла… Можно было эту жалобу проигнорировать, но мы не могли так поступить, поскольку всегда реагируем на каждое письмо, поступившее в редакцию. Потому и поднимаем столь деликатную тему.

Не удивительно, что представителям компании слышать такие обвинения неприятно, потому что СибНАЦ всегда оказывал содействие юным геологам, как и другие компании. Они продолжают радеть за развитие этого движения в регионе. В ревностном отношении к “сфере влияния”, по-видимому, и кроются корни недопонимания.

Вера Александровна Почерк рассказала, что компания СибНАЦ разработала Концепцию развития движения юных геологов в Тюменской области и в самое ближайшее время ее рассмотрят в региональном департаменте образования и на научном совете в ТюмГНГУ.

Вера Александровна Почерк

«Мы хотим вывести движение юных геологов в Тюменской области на новый уровень. Разработали программу, под нее будет выделено финансирование, – пояснила Вера Александровна. – С ребятами будут заниматься профессиональные педагоги, которые будут получать зарплату за свою работу, у ребят появится больше возможностей».

«Хранителей» Клуба юных геологов обещали не обижать, а пригласить к сотрудничеству.

После общения с представительницей СибНАЦа, мы переговорили с руководителями клуба юных геологов. Для них новость о том, что в регионе разрабатывают концепцию развития движения юных геологов стало открытием. Приятным.

А у нас – остались вопросы. Почему программу разрабатывали за их спиной? Почему не предложили им поучаствовать? Ведь их опыт и пожелания было бы неплохо учесть – ведь никто лучше них не знает, как это движение было устроены в лучшие годы – в советские времена, и с какими сложностями приходится сталкиваться постоянно…

Что в итоге? И СибНАЦ, и Клуб заботятся о том, чтобы сохранить и укрепить движение юных геологов в Тюменской области. Откуда тогда непонимание?

Все просто. Непосредственно с Верой Почерк представители действующего клуба по поводу «возврата оборудования» не общались. С ними по этому вопросу неоднократно контактировал другой замдиректора СибНАЦа. И тот, судя по реакции «хранителей», не особо деликатничал. В его системе координат, видимо, процесс «улучшения положения дел в сфере приобщения детей к геологии» выглядит так: нужно создать новый клуб, а существующий – предать забвению, забрав у них все оборудование вместе с воспитанниками, из которых – с хорошим финансированием – они точно сделают победителей…

Дипломатии – ноль.

Зачем обижать «хранителей», так сказать, «ветеранов» подготовки юных геологов?

Ведь клуб – это в первую очередь люди. И логично было бы сохранять преемственность, действовать сообща. Чтобы люди, отдавшие движению юных геологов долгие годы своей жизни, чувствовали, что их труд был важным и ценным…

Алексей Райдер вручает грамоту Алевтине Малых

Остается надеяться, что участники этого странного конфликта, каждый из которых борется, по сути, за одно и то же, придут к консенсусу.

Мы продолжаем следить за развитием событий.

Наталья ИВАНОВА,

Никита СМИРНОВ

1 комментарий

  • типовая схема выращивание планктона…
    поставить ЧОПик над движухой и осваивать вложения в так называемый социальный капитал.
    инициативы самостоятельные, что сорняк -выпалываются под чистую в этой бюджетопильной оранжереи! где главное не выхлоп, а процесс…

Добавить комментарий

Войти с помощью: