Что такое свобода совести? Во многих странах каждому человеку Конституцией гарантируется свобода совести. Международное сообщество приняло и провозгласило Всеобщую декларацию прав человека (Генеральной Ассамблеей от 10 декабря 1948 года). Статья 18 гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести».
Рассмотрим определение слова “совесть”. Увидев, как реагирует наша совесть, следует учитывать и то, почему нужно учитывать совесть других. Совесть – это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль. От нее зависит развитие человека, его изменения, совершенствования в качествах.
Что такое совесть? Определение одного словаря говорит, что “это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков”. Очень лаконичное и немного запутанное определение, не правда ли?
В определении совести есть два очень важных момента, которые почему-то остаются за кадром нашего восприятия. Первый, совесть – это категория, философское понятие, что означает придуманное человеком, а в окружающем мире никакой совести нет ни в виде материального объекта, ни в виде волны или поля. А второй – это способность личности САМОСТОЯТЕЛЬНО формулировать для себя нравственные понятия.
Совесть сужает или расширяет рамки, в которых каждый человек находится добровольно. Но на деле получается, что мы живем не самостоятельно сформулированными понятиями, а навязанными нам родителями, учителями, соседями, друзьями и прочими людьми. И где тут наша самостоятельность? Ребенку подарили конфеты, он никого не угостил, все сам съел. «Бессовестный, как тебе не стыдно, разве так можно?», – вопрошает мать. И ребенок с детства уже понимает – хорошо, это когда для других, а не для себя. И растет, не умея никому отказать, занимаясь чужими делами в ущерб своим, зато с чистой совестью.
Есть, конечно, и обратная сторона медали, это тотальная жадность. С такими людьми мало кто хочет иметь дело. Так где же та самая грань «хорошо или плохо», «жадность или щедрость».
«Ни стыда, ни совести» – часто мы слышали фразу обвинения в адрес людей, ведущих себя неожидаемо или несоразмерно определённым «нормам». Так позволяют себе судить других люди, у которых мораль с элементами пережитков, предрассудков и шаблонов восприятия.
Насколько нам необходим стыд и как он согласуется с совестью? Так ли безоблачны проявления стыда? Насколько ложная стыдливость согласуется с истинными желаниями личности в принятии, одобрении и формировании симпатии?
Стыд – базовая эмоция негативной направленности, формирующая вместе с виной, гневом, обидой и страхом целый симптомокомплекс неполной ценности или самоценности.
Однако, если у остальных вышеназванных эмоций есть ощутимый негативный подтекст, то стыд часто рассматривается как добродетель. И причин этому множество.
У расхожего выражения: «И не стыдно тебе», есть провоцирующее обвинение, которое якобы взывает к совести человека, однако, всего лишь касается морали индивида и его базовых, негативно-эмоциональных переплетений: страха – вины – гнева – обиды. Так, к примеру, стыд передаёт эстафету вине, затрагивающей в той или иной мере страх или гнев, когда возникает неловкость разоблачения или публичности, осмеяния.
«Стыд – это своего рода гнев, только обращённый вовнутрь» – К. Маркс.
Совесть есть ответственность и честь,
И нипочем ей ханжество и лесть
Её высшая мораль ясна и проста,
Обрамляя светлым образом уста.
Вряд ли стыду присущ светлый образ. Однако некоторые философы, буквально, роднят совесть со стыдом.
«Совесть — врожденное чувство, которое сродни чувству стыда». – Менгер
Я полагаю, что бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.
В моём понимании стыд, формирующий комплекс неполноценности не может быть не только предтечей совести и её аналогом, но и является анахронизмом прошлого. Он формирует эмоциональные импринты, дестабилизирующие ценностно-мировоззренческую систему человека. Стыд, словно червь, подтачивает не только совесть человека, но и уничижает его как свободного индивидуума, не реагирующего на стрелы общества, далёкого от совершенства.
Поэтому считать стыд «важной и необходимой эмоцией приспособления к социуму», значит, не рассматривать человека как душу – уникальную и неповторимую, стремящуюся в высших своих аспектах к единству и общности в многообразии.
Не приспособление, как адаптация, но свободное выражение своих взглядов и позиций, даже если они идут вразрез с общепринятыми «нормами» – новая эволюционная модель современного духовно-социального индивидуума. И в этой модели саморазвития нет места не только стыду, но и другим негативным и разрушительным эмоциям.
А что же происходит со стыдом в этом новом процессе личного переустройства?
Стыд преодолевается формированием культуры естественности с изменением морально-нравственных норм на культурно-этические, в основе которых совесть, как регулятор этики взаимоотношений с собой и миром.
Этот духовно-этический и культурный фундамент, заложенный в детстве без стыда и используемый зрелой личностью с совестью в его взрослении, – прекрасное начало для построения архитектурно красивого и гармоничного здания своей жизни.
Не культивируйте чувство стыда в своих детях, а развивайте чувство ответственности и самоценности!
Именно чувство ответственности необходимо сегодня чиновнику.
Вот если бы граждане, осознавая себя носителями той самой верховной власти в России (по Конституции)……У каждого есть определенные обязанности, я не буду затрагивать те обязанности, которые каждый сам берет в семье,на работе,с друзьями и т.д.Я о тех обязанностях которые закреплены в Конституции РФ.
Здесь обозначим следующие обязанности:
- Каждый обязан платить налоги и сборы, установленные законом. Обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика.
- Каждый обязан охранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
- Защита России является долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России несет военную службу согласно федеральному закону. Если убеждение или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, а также в других установленных федеральным законом случаях, то он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Я бы еще добавила – не нарушать права другого человека. Cтатья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно Конституции РФ, именно граждане являются носителями власти, у государственного служащего намного больше ответственности, ведь ему необходимо помочь гражданину реализовать свое властное полномочие. Но если ни те, ни другие не знают своих прав и обязанностей? Происходит взаимные упреки: граждане винят чиновников, давя на их совесть, а чиновники винят граждан.
Наверное, есть доля истины в крылатой фразе: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю свою жизнь».
Не могу я обвинять чиновников или народ, потому что и те, и другие в равной степени виноваты, пусть каждому совесть подскажет, в момент близости с ней, – в какой мере.
Вечное русское: кто виноват, и что делать? Ответ очевиден: виноваты все, и прежде всего, в том, что не знают своих прав и своих обязанностей.
Ирина ЗАБЕЛИНА
В рамках рассматриваемой темы интересен диалог «Чиновник и Совесть» от поэта Евгения Стужука.
Совесть: Привет, я как всегда, мой друг,
С тобою буду откровенна.
Зачем ты снова пилишь сук,
Ведь сам с него падёшь же верно!
Зачем воруешь у людей
Здоровье, счастье и свободу?
Ты же слуга страны своей
И должен проявлять заботу!
Чиновник: Ну вот, подруга, ты опять?
Куда же от тебя мне деться?
Как от тебя мне убежать?!
Везде ты гложешь моё сердце!
Тебя пытаюсь заглушить
И скрыться от твоих упреков.
Мне сколько с грузом этим жить?
Поведай, милая, ну сколько?
С: Прожить без СоВести нельзя,
Без СоВести ты – одиночка.
К тому и существую я,
Чтобы тебе напомнить точно,
Что ты на свете не один!
Твой ближний жаждет уваженья
Веди себя как господин,
Но вот без лжи и униженья!
Ч: Не я такой – то мир таков
Нельзя здесь жить без капитала.
Страна же не для дураков,
Но дураков у нас не мало.
А коли так, то, что терять,
Когда им что рабам, что рыбам.
Мне, Совесть, можно доверять
Я всем своим проценты выдам!
С: Попрячешься ты пару дней
Между деревьями за лесом.
Но ты от Совести своей
Не убежишь на «мерседесах».
Пойми, что нет чужих людей,
Как нет плохой погоды.
Здесь каждый – на Земле своей,
Так всё задумано Природой!
Ч: Природой да, но не людьми
Ведь люди-то поди важнее?
Когда бы не было здесь их
Тогда была б Природа чьею?
Здесь всё ничьё и всё твоё,
Чего ты пожелать посмеешь.
Смотри – кругом одно ворьё!
А я чем хуже? – Я ж умнее!
С: Достану я из-под земли
И на соседних континентах
Я та, что всем всегда велит,
Жить в Свете, по законам Света
Пылает правды свет во тьме,
Свободы разжигая пламя!
Всех согревая, кто в тюрьме,
Своими теплыми руками.
Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем! Если на вашем пути придется справляться с совестью, то может это не ваш путь. Все тайное становится явным, рано или поздно
Очень интересная тема ревизора и чиновника, чего больше бояться чиновники совести или ревизора?
Вот если бы граждане, осознавая себя носителями той самой верховной власти в России (по Конституции) вели бы себя как ревизоры ….
“необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения;”
Всеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
“чего больше бояться чиновники совести или ревизора?”
Подробнее на park72.ru/frontpage/83557/
Люди все разные, а чиновники тоже не инопланетяне, но всё человечество делится на две основные категории – материалисты и идеалисты. Материалисты больше боятся потерь имущественно-финансового порядка, а идеалисты духовности и статусности. Но в жизни это всё переплетается постоянно и зависит от характера, воспитания и условий жизни каждого индивидуума.
Отсюда вывод – неважно чего конкретно боится тот или иной государственный служащий, важно чтоб каждый знал – наказание будет справедливым и неотвратимым, именно СПРАВЕДЛИВЫМ И НЕОТВРАТИМЫМ.
Чиновник тоже гражданин и человек. По вашему мнению человек устраиваясь на работу госслужащим теряет свою индивидуальность? Или у него отнимают совесть? Все зависит от самого человека, и не важно чиновник, полицейский, медработник и тп. Везде есть и хорошие и плохие. Бороться надо считаю со вторыми, а не со всеми…
Совесть в отношении себя – оправдание трусости. Давить на совесть окружающих – применять психологические приемы, когда нет законных оснований.
Забелина пишет: “У чиновников и притупляется чувство совести,потому что с назначением появляются реальные возможности для реализации своих потребностей (власть, деньги ,тщеславие, статусные покупки и т.д.). А чувство стыда на бессознательном как червь начинает разъедать человека изнутри, отсюда – естественная потеря связи со своей индивидуальностью и когнитивный диссонанс – несоответствие между двумя установками (удовлетворение потребностей и стыд). Диссонанс порождает психологический дискомфорт”.
Это ещё Ильф и Петров подметили))