Более 50 тюменцев пожаловались на коллекторов

Тюменские коллекторы, «выбивая» деньги у должников пока никого не убили и не покалечили. Ограничиваются настойчивыми телефонными звонками родственникам и знакомым «проштрафившегося клиента», вывешивают в подъездах, где проживают должники, подробности их финансовых неприятностей. Не гнушаются и нанесением оскорбительных надписей на двери квартир «штрафников». По словам заместителя начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Марии Митиной, в прошлом году в ведомство тюменцы направили около 500 жалоб на качество предоставляемых финансовых услуг, порядка 50 из них касались действий коллекторских агентств.

i

Строго говоря, Роспотребнадзор не является структурой, которая должна контролировать такую сферу деятельности как взыскивание задолженностей. Тем не менее, всем обратившимся специалисты стараются помочь в решении проблем, подсказывают, куда конкретно нужно обратиться. Обычно обращения перенаправляют в Роскомнадзор и полицию.

«В основном жалобы поступают на телефонные звонки, которые поступают заемщикам и гражданам, которые ими не являются. Их телефоны указал родственник или подруга при заполнении договора. Деятельность коллекторских агентств не подпадает в сферу регулирования нормами законодательства в сфере защиты прав потребителей, функции контроля и надзора за соблюдением которых возложены на управление. Мы просто даем консультацию. Вопиющих случаев в Тюмени не было. Но коллекторы не стесняются в методах, — рассказала в радиоэфире Мария Митина. — Некоторые приходят домой к гражданам, расклеивают информацию о задолженностях в подъезде, на двери. В таких случаях нарушается банковская тайна, персональные данные человека оглашаются. Нужно писать обращения в адрес уполномоченных органов. В Роскомнадзор – если речь идет о разглашении личных данных, в Банк России – если речь о банковской тайне, либо в полицию – если имеют место противоправные действия. Мы не можем принять меры административного воздействия на коллекторские агентства. Переадресовываем обращения».

По мнению специалиста, сложности, которые возникают во взаимоотношениях с коллекторами, объясняются в первую очередь тем, что пока в России нет закона, который регулировал бы эту сферу деятельности. И вполне объяснимо требование, которое высказывают некоторые депутаты, по поводу введения моратория и временного запрета на коллекторскую деятельность в России. До тех пор пока не будет приняты соответствующие нормативы на федеральном уровне. Должны быть прописаны права и обязанности коллекторов, требования к их квалификации (сейчас нередко эту работу выполняют люди, которые не могут найти приличную работу, без образования и нередко с криминальным прошлым) и разрешенные методы работы.

«Конечно, проблемы возникают в первую очередь у должников, поэтому могу посоветовать гражданам взвешивать свои финансовые возможности при обращении в финансовые организации, — говорит Митина. – Если возникает задолженность, лучше не накапливать ее как снежный ком, а попытаться либо рассчитаться, взяв взаймы у родственников, либо постараться реструктуризировать долг. Потому что в этой ситуации и должник, не выплачивающий долги, и коллекторы, использующие неправомерные методы в работе, нарушают закон».

Она советует перед заключением договоров с финансовыми организациями внимательно читать документы, которые дают подписывать. Если возникают какие-либо сомнения или не устраивают условия предоставления кредита, нужно сразу их обсудить, чтобы не оказаться потом в неприятной ситуации, когда помимо долга, назначаются штрафы и задолженность растет в геометрической прогрессии.

Нина ПЕТРОВА

0