Велик – это эстетично! Плюс дёшево, надежно и практично

original

Даже если вам уже давно как 20 лет и 120 месяцев или целых 240, а вы так и не освоили велосипед, то не ставьте на себе крест. Научиться можно в любом возрасте, было бы желание.

Причины могут быть разные:

– в детстве почему-то не научились;
– несколько раз пробовали освоить, но безуспешно;
– много раз слышали в свой адрес “с твоей координацией тебе не надо и пытаться сесть на велосипед”;
– с детства боятся упасть;

Последние два пункта — серьёзные психологические барьеры. Однако их легко обойти, если действовать правильно.

1. Для начала, отрегулируйте велосипед под себя, что значит настроить сиденье так, чтобы сидя в седле, нога на нижней педали разгибалась почти полностью, но и одновременно ноги спокойно стояли на земле. Это ученический вариант. Но сразу его не седлайте, в первый день-два к велосипеду надо привыкнуть. Надо научиться вести велосипед, держа его одной рукой за седло, что позволит понять, как наклон влияет на траекторию движения. Чаще всего велосипед поворачивается наклоном, и это первое упражнение как раз необходимо, чтобы хорошо прочувствовать важность наклона байка. Если велосипед идет в вправо, возвращаем его на прямую, наклонив влево.

2. На второй, а может и на четвёртый день, кто как, уже пора ощутить удовольствие от езды, но делать это надо крайне аккуратно. Упражнение второго дня я назывется “самокат”. Смысл следующий:

– надо всё делать аккуратно, чтобы никаких травм и падений, а только обучение и радость;
– ехать надо медленно, чтобы поставить базовые навыки;

Упражнение “самокат” выполняется так: обучаемый встаёт от велосипеда слева, а тренер/помощник — справа (если будет удобно действовать наоборот, то надо поменяться). После этого обучаемый встаёт согнутой правой ногой (то есть той, что ближе к байку) на левую педаль, кладёт обе руки на руль, слегка толкается вперёд левой ногой от земли (в этот момент велосипед придёт в движение). Далее остаётся распрямить правую ногу и прижаться правым же бедром к раме. Выполняется упражнение медленно, поэтому второй человек просто идёт рядом. Задача обучаемого — ехать прямо, контролируя своё движение. Если начинается падение влево, то можно легко поставить ногу на землю (скорость-то маленькая), чтобы остановиться. Если же получается завал вправо, то второй человек поймает велосипед (собственно, он только затем и идёт рядом), а обучаемый спрыгнет на землю влево.

Что мы получаем? Применение навыков первого занятия (они ещё лучше закрепляются, потому что обучаемый вынужден рулить именно наклоном корпуса), безопасную езду (никаких падений), освоение аккуратного руления. Очень важно, что обучаемый начинает хорошо чувствовать движение велосипеда, понимает, куда и когда тот будет двигаться. Во второй день всё тоже зависит от сил и настроения, обычно хватает одного часа, чтобы овладеть самокатом, после чего можно идти домой — до следующего урока.

3. На первое время катания на велосипеде хорошо иметь опору земли ногами, находясь в седле. Когда уже научитесь ездить, то Вы настроите высоту сиденья, чтобы нога разгибалась полностью, а до земли доставали только носками. Теперь стоить обратить внимание на тормоза и как они работают. Пользуйтесь задним тормозом при посадке на велосипед – зажмите ручку заднего тормоза и сядьте, опираясь ногами на землю.

4. Итак, на третий день мы быстренько “проезжаем на самокате” небольшую дистанцию, чтобы вспомнить полученные навыки. Едется уже легко, обучаемый самостоятельно входит в повороты по хорошей траектории, а угнаться за ним пешком всё сложнее. Настало время сесть в седло. Самое сложно здесь — старт с места. Поэтому лучше начать от поребрика или ступеньки.
Начальное положение — сидя в седле, стоим одной ногой на возвышении, а второй — на педали. Теперь можно легко толкнуться от своей опоры, чтобы велосипед пришёл в движение. После этого толчковая нога находит вторую педаль, а ученик оказывается в условиях упражнения “самокат”. Только теперь он может позволить себе падение в любую сторону (сможет поймать себя ногой). Ну а чтобы поддерживать свою скорость, он теперь будет медленно крутить педали.

4.1.Если же страх не позволяет поставить обе ноги на педали, то начните езду по другой методе – с маленькой горки, а точнее найдите дорожку, у которой есть небольшой уклон. Сев в седло, оттолкнитесь ногами от земли, покатайтесь так, будто нет педалей. Есть правило: пока велосипед едет – он не падает. И чем быстрее он едет – тем он устойчивее. Не забывайте про тормоз, регулируйте скорость, делайте все плавно. В этот момент важно для безопасности, уметь плавно нажимать задний тормоз (обычно справа на руле), а не передний (чтобы не кувыркнуться через руль из-за нехватки опыта). Направьте велосипед, куда хочется, осторожно порулите. Следите за дорогой, не отвлекайтесь на ноги и педали.

4.2.Если нужно поддержать равновесие – коснитесь ногами земли. Почувствовали что падаете, хотите остановиться и сойти? Сначала начинайте торможение, а затем вставайте ногами на землю. В противном случае, если вы встанете на землю раньше, чем остановится велосипед – он попросту наедет на вас и толкнет сзади или ударит педалями в ноги. Повторите все эти упражнения несколько раз для закрепления результатов.

5. Определите, какой ногой вам удобнее всего будет давить педаль при начале движения. Назовем ее «активная» нога. Подведите эту педаль так, чтобы она была впереди и параллельно нижней трубе рамы. Теперь, не отпуская тормоза, свободную ногу поставьте на землю, а «активную» – поставьте на педаль. Отпустите тормоз и, помогая собственным весом, надавите на нее, пока педаль не опустится в нижнее положение, и прокатитесь накатом, сколько получится, удерживая равновесие. Повторите несколько раз, доведите до автоматизма.

6. Через некоторое время, обучаемый начнёт увеличивать скорость и уменьшать радиус поворота. Поворот рулем используется при малых скоростях, а наклон – при высоких. Отработайте сначала узкие и короткие, а потом длинные и широкие повороты в обе стороны на малых скоростях. Важно почувствовать, что нельзя отпускать педали (чтобы сохранить устойчивость), а надо грамотно балансировать. Упражнение не сложное, но оно позволит избежать многих падений на спусках.

140609021002

После этого предстоит многое узнать и многому научиться:

– обязательно надо освоить торможение обоими колёсами (это значительно эффективнее, чем только задним);
– научиться ездить почти не виляя (важно при движении по автодороге);
– необходимо твёрдо знать, что нельзя ездить по встречной полосе (и остальные правила есть там же по ссылке);
– если и ездить по тротуару, то очень аккуратно объезжать пешеходов (формально езда по тротуару запрещена, но зачастую автодорога не предполагает движение велосипедистов), у людей не должно быть ощущения “чуть не сбили!”;
– езда по кругу, змейкой;

Как обычно опыт, а с ним и уверенность придут с новыми километрами, а потому дерзайте!

Можно выделить несколько причин травм велосипедистов:

– Невнимательность водителей автомобилей. При движении велосипедистов по дорогам общего пользования, автомобилисты очень часто их просто не замечают.

1. Отсутствие велодорожек. Велосипедисты чаще ездят в пешеходной зоне, чем по проезжей части дороги. Многим спокойнее ехать, маневрируя между пешеходами, чем делать это рядом с автомобилями. Иногда маневры оказываются неудачными, и велосипедист наносит травмы себе и пешеходам.

2. Пешеходы на велодорожках. В некоторых городах (по крайней мере, в центральных районах) появилась специальная разметка, призванная облегчить жизнь всем участникам движения. Но увы, в реальности она никак не изменила ситуацию, а скорее, даже наоборот, – ухудшила её. Велосипедисты уверенно едут по велодорожке, а пешеходы не менее уверенно идут по ней – в условиях оживленного движения столкновение становится практически неизбежным.

3. Отсутствие фонарей и светоотражателей. Иногда причинами аварий становятся сами велосипедисты, а именно, их халатное отношение к собственной безопасности. Велосипед должен быть оборудован фарой или световозвращателем белого цвета спереди и красным фонарем или светоотражателем сзади. Это нужно для того, чтобы водитель автомобиля в ночное время заметил на дороге велосипед и успел среагировать.

4.Непредсказуемые маневры велосипедистов на дороге, которые являются следствием незнания Правил дорожного движения или нежелания их выполнять. Соблюдаем ПДД!

Аглая ЕПАНЧИНА