Тюмень – лучший город Земли? История территориального брендинга областной столицы

Уже в эти выходные областная столица отметит очередной юбилей – 430 лет первому русскому городу в Сибири. В то время как жители и гости города вовсю оценивают и фотографируются на фоне праздничного оформления с использованием логотипа, выбранного по итогам публичного конкурса, предлагаем ознакомиться с историей бренда города Тюмени. Наш автор, архитектор Екатерина Журавлева специально для PARK72.RU в честь дня города подготовила материал, в котором вы узнаете, может ли Тюмень называться лучшим городом земли, зачем нужен территориальный брендинг, чем могут гордиться тюменцы и как Тюмень оказалась под копытами коня.

Известный бренд города Нью-Йорк

Бренд – легко узнаваемая среди потребителей торговая марка со сложившимся имиджем и отличительным набором признаков. По аналогии с торговыми марками брендом города является знак или символ – его своеобразный культурный код, идентифицирующий целый город, а вместе с ним и его жителей.

Интернет-мем “Тюмень – лучший город Земли”

Конкуренция между городами и территориями в борьбе за инвестиции способствовала развитию брендинга территорий, и сегодня, современные образы вытесняют собой морально устаревшую геральдику городов и поселений – гербы, как символы прошлых исторических эпох, уже не вызывают у современных горожан нужных ассоциаций.

Бренд “Покупаем Тюменское”. Разовая акция, проведенная в 2009г, переросла в крупномасштабный проект

Напомним, что первое упоминание герба Тюмени относится к 1635-му году. Позднее, в изданном собрании гербов Российской империи приводилось такое описание герба города: в верхней части символы Тобольского наместничества: в синем (1587 год), лазоревом (1729 год) поле «золотая пирамида с воинскою арматурою, с красными знамёнами, барабанами и алебардами». В нижней части — «в синем поле серебряная река с плывущим по ней с золотою мачтою дощаником: в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири».

Своеобразный логотип Тюменского областного фестиваля русской культуры

Важно отметить, что территориальный брендинг направлен на улучшение имиджа региона, будь то город или целая страна. Самым известным примером является бренд города Нью-Йорк, который был бесплатно предложен городу дизайнером агентства Милтон Глейзер. Логотип за короткое время превратился в стратегию развития города и завоевал известность по всему миру. Городом-брендом со времен основания считается Лас-Вегас – у всех на слуху его известный слоган: «Что происходит здесь, остается здесь». Всем известны города-бренды с «говорящими» названиями, к примеру, Шампань или Коньяк.

Для сравнения страница Яндекса по запросу бренд города Москвы

Российские города не могут представить столь удачные и популярные примеры, но тем не менее, интерес к брендингу прослеживается.

Расстраивает то, что большей частью имиджевые кампании российских городов носят временный характер и, в основном, приурочены к значимым для города или региона событиям – универсиаде, международным спортивным состязаниям, дню города, выборам и прочее. Так и получается, что бюджет освоен, мероприятие прошло, и все попытки предаются забвению. Одной из основных проблем эксперты также называют отсутствие кооперации между муниципалитетами и частными инвесторами, а ведь обоюдная выгода очевидна. Также важной задачей на сегодняшний день является развитие внутреннего туризма, ведь вложения в удачные брендинговые кампании обернутся прибылью, которая в итоге останется внутри страны.

Тюменский арт-объект

Базой для формирования бренда являются всеми признанные особенности города или региона. Так в чем же своеобразие города Тюмени? Почему же Лучший город земли до сих пор не может определиться со своей идентичностью?

Может дело в том, что несмотря на почетный возраст в 430 лет, лишь в 1944-ом году Тюмень определили столицей целой и многосоставной области. До этого же она кочевала по областям и губерниям – от Тобольской до Омской.

Вариант решения визуального стиля Тюмени 2011г. Автор Антон Силин

Если обратиться к любому из поисковиков в сети Интернет, то по запросу «бренд города Тюмени» ничего кроме интернет-мема «Тюмень – лучший город земли!», зеленого логотипа «Покупаем Тюменское» и логотипа Тюменского областного фестиваля русской культуры «День славянской письменности», прошедшего лишь единожды в 2015 году, с причудливо изогнутым флагом Тюменской области и «Тюменью», по неизвестным причинам, оказавшейся под копытами коня, мы ничего и не найдем.

Известно многим тюменцам, что слоган «Тюмень – лучший город Земли» появился в бытность Сергея Собянина на посту губернатора области.

Однако мнения специалистов и просто жителей города по этому поводу расходятся. Многие считают, что особенность Тюмени в ее богатой истории и культурной идентичности, другие – в наличии природных ресурсов в виде нефти, третьи – в сомнительных примерах современного благоустройства города, четвертые – в качестве дорог, пятые – в самих жителях, которые жили и живут в городе.

Вариант решения визуального стиля Тюмени 2011г. Автор Наталья Тимофеева

И ведь со всеми и не поспоришь! Именно Тюмень является неофициальной нефтегазовой столицей России. Уже несколько лет по разным показателям Тюмень занимает первые места в рейтингах привлекательности городов России. Здесь родились знаменитый певец Юрий Гуляев, известный писатель Владислав Крапивин, работают ученые с мировым именем Юрий Суховей и Владимир Мельников, проживает основатель филумизма – художник Игорь Рязанцев и другие особенные и замечательные люди. Популярностью далеко за пределами области пользуются ее термальные источники. Здесь находится самый большой в России скелет мамонта, построен самый большой драматический театр, функционирует самая большая птицефабрика. Именно сюда во время Великой Отечественной войны было эвакуировано тело Владимира Ленина. Тюмень известна ковроткачеством и другими народными промыслами. Безусловной гордостью и особенностью Тюмени является уникальная деревянная резьба, аналогов которой нет во всем мире.

Вариант 1. Визуальный стиль Тюмени 2011г. Образ. Руководитель Павел Олин

При всем этом, дальше герба, дело так и не идет, а обе попытки территориального брендинга приурочены к юбилеям города в 2011 и 2016 годах.

Предложения по проектированию визуального стиля Тюмени, рассмотренные на Градостроительном совете в 2011 году массовой огласки, а, тем более народного обсуждения, не получили. Все прошло практически за закрытыми дверями. Поэтому предлагаем исправить ситуацию и рассмотреть проекты подробнее.

Вариант 1. Визуальный стиль Тюмени 2011г. Руководитель Павел Олин

Оба варианта были предложены студентами Тюменского государственного института культуры под руководством педагогов Павла Олина и Николая Пискулина, и, как единственные попытки осмысления нашего города глубже и дальше нефтегазовой отрасли, достойны особого внимания.

Первое предложение основано на образе тепла родного дома, тоске по Родине, поэтому авторами было предложен стилизованный клубок – нить как связь с Родиной, волшебный клубок, приводящий снова и снова к родному дому, где бы ты не находился.

Вариант 1. Визуальный стиль Тюмени 2011г. Варианты уличного оформления. Руководитель Павел Олин

Второй проект базируется на сакральности повторения буквы «Т» в русской истории Сибири: три первых русских города – Тюмень, Тобольск, Тара; три реки – Тюменка, Тура, Тобол; транссибирская магистраль; термальные источники. Проект призван объединить прошлое, настоящее, будущее города в один бренд, бренд эмоционального города будущего, города «Т». Авторами предлагается новое прочтение Тюмени: «Тюмень – это Terra, Труд, Творчество, Туризм, Толерантность».

Вариант 2. Визуальный стиль Тюмени 2011г. Тюмень вчера, сегодня, завтра. Руководитель Николай Пискулин

Будем надеяться, что для обретения нового «лица» города не потребуется ждать даты в 450, а то и в 500 лет, а большой культурный опыт 430-летней столицы самой большой и многосоставной области нашей страны, ее настоящий потенциал и перспективы найдут свое отражение в будущем бренде города. А каким он будет зависит уже от современного поколения тюменцев.

Екатерина ЖУРАВЛЕВА

Вариант 2. Визуальный стиль Тюмени 2011г. Т – Тюмень. Руководитель Николай Пискулин