Прогулки по Тюмени. Улочка-шкатулочка

Издревле главным строительным материалом было дерево. Речь не только о Тюменском или каком-либо ещё крае, но и обо всём мире. Однако только на Руси, а затем в царской России дерево приобрело особое значение, стало не просто строительным материалом. Деревянное зодчество обратилось в сложное и многогранное искусство. Увы, от деревянных строений Тюмени XVI-XVIII веков сегодня не осталось и следа. Даже домов XIX века уже почти не остаётся. Но именно в это время в Сибири произошел расцвет домовой резьбы, без которой деревянные дома сложно себе представить. Мастера-подеревщики вырезали целые гирлянды с цветами и фруктами, листья, тяжёлые виноградные грозди, визуально увеличивающие объем строений. Пропильная резьба, в свою очередь, придавала постройкам оживление и легкость. Пройдя по улицам Волгоградской, Дзержинского, Кирова, Осипенко, Челюскинцев и некоторым другим, ещё можно увидеть кое-что из описанных вещей. Маленькие островки старой Тюмени, с каждым годом отступающей под натиском бетонного города. На сегодняшний день одной из наиболее богатых деревянной архитектурой улиц города является улица Осипенко.

Старые дома на ул. Осипенко. Апрель, 2017

До 1938 года Томская, а с 1938 по 1955 год Ежова, улица Осипенко сегодня тянется с запада на восток и юго-восток 1 километр 400 метров, проходя через верхнюю область района Потаскуй и являясь нижней границей ещё одного исторического района под названием Тычковка. Советская власть, занимавшаяся беспощадным переименованием многих тюменских улиц, назвала её в честь советской женщины-летчика, установившей ряд профессиональных рекордов, обладательницы звания героя СССР и многих других государственных наград того времени Полины Денисовны Осипенко. Одна из ключевых артерий старой Тюмени, Улица Осипенко и поныне остаётся важной частью транспортной сети города. А на её протяжении то тут то там можно увидеть весьма примечательные архитектурные памятники. Несколько купеческих особняков последней четверти XIX века и начала ХХ столетия, ряд жилых частных и многоквартирных домов возрастом от нескольких десятилетий до сотни лет, а также уникальный архитектурный ансамбль с пожарной каланчой, возведённой с подачи А.И. Текутьева в годы его службы городским головой. Настоящая улочка-шкатулочка, полная ценностей, определённо заслуживающих нашего внимания. И главное, о них действительно есть что рассказать.

Дом П.А. Трофимова. Апрель, 2017

Одна из жемчужин улицы Осипенко – жилой дом из состава усадьбы мещанина П.А. Трофимова. Двухэтажный рубленный шестистенок поставлен в последние годы XIX века. Занимая площадь почти в 300 квадратных метров, дом имеет крупный объем с правильными пропорциями фасадов и сдержанный, но весьма приметный декор. Переданный с приходом советской власти в жилой фонд города, особняк прослужил многоквартирником вплоть до 2017 года. Осенью 2014-го в одной из квартир первого этажа замкнуло проводку, возник пожар. К счастью, огонь быстро потушили, не позволив ему распространиться на весь дом. Совпадение или нет – это неизвестно, однако после данного инцидента жильцы начали отсюда уходить. Сначала опустел нижний этаж. Затем, уже в начале 2017 года, особняк покинули последние жильцы. Опустел верхний этаж. Наступило время истины. Дом быстро погибает, утопая в собственном безмолвии и приходя в полную негодность под воздействием различных сил – естественных и не только. Но в отличие от дома А. В. Колмакова, с которым трофимовский особняк роднит наличие у обоих однотипных крутых лестниц с отдельными порталами на второй этаж, архитектурный памятник с улицы Осипенко ещё не столь плох. Однако, учитывая период постройки объекта, степень износа его конструктивных элементов составляет от 60 до 80 процентов. Спасти дом способна лишь немедленная реставрация. Только вот будет ли она произведена? Не окажется ли здание преступно брошено на растерзание времени и вандалам подобно колмаковской двухэтажке? Вопросы, отчаянно требующие ответы, которых нет ни у кого…

Дом П.А. Трофимова. Апрель, 2017

Стоит лишь немного отвести взгляд в сторону от дома Трофимова и можно увидеть ещё, ещё и ещё… В тесном соседстве с ним находится усадьба Д. Г. Барышникова – единственная в Тюмени купеческая усадьба конца XIX века из дерева, которая сохранила до наших дней связку: жилой дом + флигель. Стоит отметить, что оба объекта продолжали эксплуатироваться вплоть до недавнего времени. Особняк занимало Управление по энергосберегающей политике и мониторингу Администрации города, а его флигель находился в составе городского жилого фонда и был разделён на две небольшие квартирки. Жильцов расселили в конце 2015 года. Тогда же начались реставрационные работы на главном доме. К моменту написания настоящего материала они почти завершены. Дом вновь сверкает как новый, продолжая радовать прохожих красотой своего неповторимого резного фасадного декора. Но уже не вызывает ощущений присутствия здесь некой таинственности старины, какие часто испытываешь при взгляде на дома, не тронутые рукой реставратора. В связи с этим обветшавший и покосившийся флигель вызывает даже больше интереса, невольно приковывает к себе внимание. Ведь он – единственный на всей улице домик, один из немногих в городе, что никогда не реставрировались, никак не видоизменялись своими владельцами или жильцами. Домик, дошедший до сегодняшнего дня таким, каким был построен более сотни лет назад. И его действительно стоит запечатлеть в форматах фото и видео, дабы оставить память о нём будущим поколениям тюменцев, которые, скорее всего, уже не увидят его в живую.

Дом П.А. Трофимова. Апрель, 2017

Сохранение старины и памяти о том, каким город был до нас, каким он был столетия назад, характеризует общество как взрослое, сознательное, думающее. И вроде бы наше общество совсем уж деградирующим в этом плане не назовёшь. Однако порой что-то явно не так. Район улицы имени Полины Осипенко яркий тому пример. Местность, где восстановление исторических объектов соседствует с их уничтожением – как пассивным, так и осознанным и организованным. Пока здесь ещё остается на что смотреть, нужно данную улицу посещать, показывать её тем, кто на ней ни разу не бывал. 

Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для PARK72.RU