Жемчужина улицы Дзержинского

Статья – своего рода дань памяти одному замечательному дому, которого более не существует.

Дом Н.О. Сергеева. Середина 2000-ых

С былых времён до наших дней сохранились некоторые очень полезные вещи, такие как заметки путешественников, дневники людей разных социальных положений и родов деятельности, наконец периодика. Благодаря им можно в той или иной степени получить представление о том, какой была Тюмень десятки лет и даже столетия назад, тогда, когда не существовало ни фотографии, ни кинематографа. Так, согласно историческим текстам, к середине XIX века в первом русском городе Сибири насчитывалось не менее 1923-х так называемых «обывательских» построек, то есть более и менее обустроенных и капитально выстроенных домов, предназначенных для проживания людей. Из них лишь 17 были каменные. Зажиточные горожане, включая купцов, старались ставить себе как можно более мощные, высокие и просторные дома, но в то же время и нарядные, имеющие индивидуальность. Особенно Тюмень начала обрастать богато декорированной деревянной архитектурой после опустошительного пожарища 1864 года. Однако многие из наиболее ярких образцов деревянного зодчества, дошедших до нас, появились на рубеже XIX-XX столетий. Вне всякого сомнения, к последним относится и особняк усадьбы купца Н. О. Сергеева. Или, точнее будет сказать, относился…

Увы, многие жемчужины старой Тюмени, оказавшись притеснёнными со всех сторон современностью, не выдерживают и уступают место новому, чаще всего бесхарактерному, пустому. Пропала осенью 2014 года и жемчужина улицы Дзержинского под номером «12». Была разобрана по брёвнышкам. Но если одни дома исчезают бесследно, другие как будто бы возрождаются, отстроенные заново. Возможно, хорошо, когда дом возвращается почти или в точности таким же, каким был прежде. Только это всё равно другой дом, как бы кто ни хотел думать иначе. Точную копию дома купца Сергеева принялись собирать с началом весны 2015 года. Брёвна сруба увозили для тщательной обработки и сортировки: некоторые из старых оставили, но многие заменили новыми. Собрали, возвели крышу и оставили отстаиваться на год с лишним. Новострой ждёт судьба очередного места притяжения для отдыхающих в виде ресторана. Но то уже совсем иная история.

Флигель усадьбы Н.О. Сергеева. Осень 2017 года

Купец, владелец пеньково-канатного завода и гласный городской думы, Николай Осипович Сергеев закончил строительство своей усадьбы в 1909 году. Место для её расположения выбрано было довольно удачное: недалеко от реки, в начале улицы Садовой (с 1926 года ул. Дзержинского). Жилой дом усадьбы (рубленный, обшитый тёсом одноэтажный особняк с мезонином и обустроенным в мезонине навесным балконом-фонариком) стал одним из ценнейших украшений города – в первую очередь по причине того, что выполнили его в стиле модерн, встречающимся в деревянном зодчестве довольно редко. Уникален он был и своей планировкой, разработанной самим купцом и подчинённой его удобству, главными особенностями коей оказались: угловая прихожая с внутренним коридором и выделенная с другой стороны дома кухня, имевшая собственный вход со двора. Но вот особняка не стало. Того, настоящего, которому на момент написания данной статьи исполнилось бы уже 108 лет. Лишь стоит на своём месте усадебный флигель. Одноэтажный с узким фасадом и большим окном по центру, он был выполнен из кирпича. Часто так бывало в случае с купеческими усадьбами: главный дом деревянный, а флигель каменный. Флигель усадьбы Николая Сергеева носил функции складского помещения и торговой лавки, в которой всяк желающий мог ознакомиться с образцами продукции, выпускаемой предприятием купца.

Дом. Н.О. Сергеева. Новодел, осень 2017 года

Улица Дзержинского – настоящий архитектурный кладезь для ценителя старины. Деревянная Тюмень исчезает с каждым годом всё быстрее, но здесь до сих пор остается частица прошлого в лице нескольких весьма заметных архитектурных объектов, действующих исторических памятников. Мог бы среди них оставаться и дом Сергеева. Он опустел в 2000-е годы и около 10 лет стоял пустым, ветшая, приходя в полную негодность. Будь всё иначе, объект не пришлось бы уничтожать, чтобы затем воссоздать его копию. Увы… 

Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для PARK72.RU